Георгий Толорая

Д.э.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, заместитель председателя Правления НКИ БРИКС

Краткая версия

Объединение БРИКС, вопреки ожиданиям скептиков, набирает силу и становится все более весомым фактором международной жизни. В феврале 2013 г. президент России утвердил «Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС». Россия исходит из того, что в перспективе БРИКС может стать одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, новой моделью глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток–Запад и Север–Юг.

Полная версия

«Новая сила» в мире

Межгосударственное объединение БРИКС, вопреки ожиданиям скептиков, набирает силу и становится все более весомым фактором международной жизни.

Наша страна относится к этому со всей серьезностью: 9 февраля 2013 г. президент России утвердил «Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС».

Россия исходит из того, что в перспективе БРИКС может стать одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, новой моделью глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток–Запад и Север–Юг.

Через участие в БРИКС Россия намерена:

  • способствовать приданию международной валютно-финансовой системе более справедливого, стабильного и эффективного характера;
  • обеспечивать мир и безопасность на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела;
  • укреплять многовекторный характер своей внешней политики;
  • развивать привилегированные двусторонние отношения с партнерами по объединению;
  • расширять свое языковое, культурное и информационное присутствие.
БРИКС изначально был «интеллектуальным проектом» – сам акроним появился намного раньше, чем страны задумались о реальной кооперации между собой, в том числе политической. В организационном плане продвижение вперед во многом стимулировалось усилиями экспертов.

В конце марта в Дурбане (ЮАР) должен пройти пятый саммит БРИКС, который, пожалуй, впервые будет носить «региональную» направленность. Тема «БРИКС и Африка – партнерство во имя интеграции и индустриализации» станет главной на саммите. В центре внимания будут вопросы содействия развитию инфраструктуры Африки, создания Банка развития и Делового совета БРИКС, стимулирования торговли и пр. Запланировано создание виртуального секретариата, по каналам которого будут проходить консультации в закрытом режиме.

В чем же секрет успеха БРИКС? В каком направлении он должен и может ли эволюционировать? Что толкает страны, относящиеся к разным континентам, к сближению? Носит ли эта группировка временный и конъюнктурный характер или это новый активный игрок, способный предложить новые решения глобальных проблем? Не погубят ли его противоречия между странами-«цивилизациями» и разнородность?

Роль «второй дорожки» и экспертных обменов

Фото: REUTERS / B.Mathur
Лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и
Южной Африки на четвертом саммите
БРИКС в Дели
В. Панова: Встреча в Дели

БРИКС изначально был «интеллектуальным проектом» – сам акроним появился намного раньше, чем страны задумались о реальной кооперации между собой, в том числе политической. В организационном плане продвижение вперед во многом стимулировалось усилиями экспертов. Первый форум экспертных центров стран БРИК (в формате «второй дорожки», объединяющей ученых и чиновников в личном качестве) был созван по инициативе Фонда «Русский мир» в Москве в декабре 2008 г., еще до первого саммита БРИК в Екатеринбурге. Так зародилась традиция, оказавшаяся весьма плодотворной.

В последующие годы форумы проводились в Бразилии, Китае, Индии. В марте 2012 г. в Нью-Дели было подписано соглашение о сотрудничестве головных академических центров стран БРИКС. Оно предусматривает обмен информацией, организацию совместных мероприятий, исследований и публикаций, создание виртуального секретариата. За 2012 г. работа в этом направлении существенно продвинулась.

Эти усилия находят поддержку и понимание правительств, поскольку именно такой канал общения особенно важен для формирования взаимопонимания и поиска компромиссных подходов научных сообществ, которые долгое время были изолированы друг от друга. Создается уникальный механизм выработки согласованных предложений стратегического характера, рекомендаций для правительств и политических классов пяти стран. Полезность такой экспертной площадки стала особенно очевидна после саммита в г. Санья (Китай) в 2011 г., по итогам которого в России и был создан Национальный комитет по исследованию БРИКС.

В рамках подготовки к пятому саммиту ЮАР выступила с инициативой создания консорциума экспертных центров стран БРИКС на основе связей, сформировавшихся между национальными координаторами БРИКСовской тематики. Такая – поначалу виртуальная – структура поможет экспертам обмениваться информацией в постоянном режиме, осуществлять совместные проекты и обмены специалистами, согласовывать позиции по тем или иным вопросам, координировать проводимые национальными центрами мероприятия. Глава МИД ЮАР Маите Нкоана-Машабане заявила, что создание консорциума экспертных центров станет одним из главных итогов встречи глав государств-участников БРИКС.

Фото: Ruvr.ru

Таким образом, предшествующий саммиту академический форум, который состоится в Дурбане 10–13 марта 2013 г., можно рассматривать как этапный. На нем впервые будет обсуждаться проект долгосрочной стратегии БРИКС. Если удастся согласовать вопрос о создании консорциума, это станет вехой в многоступенчатом процессе осмысления миссии и перспектив данного объединения.

На форуме запланировано обсуждение следующих тем: БРИКС и глобальная экономика, реформирование институтов глобального управления, сотрудничество в Африке, обеспечение мира и безопасности, развитие образования, науки и т.д.

Видение российских ученых

Предшествующий саммиту академический форум, который состоится в Дурбане 10–13 марта 2013 г., можно рассматривать как этапный. На нем впервые будет обсуждаться проект долгосрочной стратегии БРИКС. Если удастся согласовать вопрос о создании консорциума, это станет вехой в многоступенчатом процессе осмысления миссии и перспектив данного объединения.

К пятому саммиту российские ученые во взаимодействии с коллегами из стран-участниц проделали серьезную работу по согласованию как долгосрочного видения развития БРИКС, так и российской стратегии в этом объединении. На состоявшейся в октябре 2012 г. в Москве конференции был утвержден Меморандум российских ученых с рекомендациями к долгосрочной стратегии развития БРИКС, распространенный по каналам связи между национальными экспертными центрами пяти стран. Эксперты из Индии, председательствовавшей в объединении в 2012 г., подготовили документ о долгосрочных тенденциях развития БРИКС, который планируется обсудить на академическом форуме в Дурбане.

Перспективной целью государств-участников БРИКС, видимо, следует считать постепенную трансформацию объединения из неформального диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. При этом важно избежать искусственного форсирования процессов расширения и институализации, что обусловливается как национальными интересами нынешних государств-участников данного формата, так и интересами формирования надежных основ функционирования самого объединения. Новаторский характер БРИКС, заключающийся в «соединении различий», способен – при его последовательном воплощении в практическую деятельность объединения – изменить те парадигмы восприятия международной реальности, которые традиционно акцентируют межгосударственные разногласия и конфликты, содействовать гармонизации международных отношений.

Магистральное направление развития БРИКС на ближайшие три–четыре года – всемерное совершенствование взаимодействия нынешних участников объединения и укрепление его позиций на международной арене.

Фото: REUTERS/Victor Ruiz
Встреча лидеров БРИКС на Саммите G20
в Лос-Кабосе

Российские ученые считают актуальным формирование в БРИКС системы неформальных механизмов политического и рабочего уровня, призванных усиливать координацию на всех направлениях деятельности, обеспечивать преемственность работы при ротации председателей. Предложено инициировать диалог о путях, темпах и конкретных формах возможной институализации БРИКС, включая вопрос о создании сначала виртуального, а затем и полноформатного секретариата. Подчеркнута важность развития внешних связей БРИКС с акцентом на установление диалога с ведущими международными и региональными организациями, крупнейшими «новыми экономиками» и развивающимися странами, а также определения приоритетов по основным сферам взаимодействия.

Деятельность БРИКС началась с координации усилий в финансовой сфере в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 г. Сотрудничество в этой области, особенно в рамках «Большой двадцатки», уже получило наибольшее развитие. На нынешнем этапе усилия стран БРИКС направлены на придание международной валютно-финансовой системе более справедливого, стабильного и эффективного характера в целях оптимизации условий для преодоления глобального кризиса, а также развития экономики и финансовых систем государств-участников.

По мере углубления взаимодействия в БРИКС растет и его политическая составляющая. Для всех стран-участниц характерна приверженность построению полицентричной и мультицивилизационной международной системы, учитывающей интересы всех участников международного общения. Они рассматривают БРИКС в качестве значимого инструмента создания такой системы и декларируют решимость содействовать укреплению международного мира и безопасности на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела. Важным для решения задач БРИКС является развитие отношений стратегического партнерства государств-участников, позволяющего полнее задействовать их взаимодополняющие преимущества и возможности сотрудничества в различных сферах человеческой деятельности.

Перспективной целью государств-участников БРИКС, видимо, следует считать постепенную трансформацию объединения из неформального диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.

В этом контексте главная задача ученых – обсуждать и готовить согласованные рекомендации для правительств по конкретным направлениям.

Во внешнеполитической сфере наиболее актуально активное взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций, сотрудничество в деле ее адаптации к современным международным реалиям. Кроме того, надо стремиться к продвижению диалога и согласованию позиций по вопросам стратегической стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности.

В области реформирования международной валютно-финансовой системы актуальными задачами представляются создание более представительной, стабильной и предсказуемой системы международных резервных валют, а также содействие завершению нынешнего этапа реформы Международного валютного фонда в сроки и на условиях, которые были согласованы в рамках «двадцатки» и самого Фонда. Важная инициатива – создание Банка развития БРИКС. Эта структура может стать своего рода аналитическим центром (по аналогии с инвестиционными банками), вырабатывающим рекомендации по ключевым вопросам развития экономик государств-участников с целью определения наиболее выигрышных областей поддержки. Ясно, что такая работа должна предшествовать реальным инвестициям, которые смогут играть серьезную роль в решении общих проблем и способствовать интеграции национальных хозяйств.

Фото: Vestifinance.ru
Объемы товарооборота БРИКС, 2011

Странам БРИКС надо искать совместные подходы в выработке более справедливых правил международных экономических обменов, в том числе в рамках ВТО, работать в других международных организациях для совместного продвижения общих интересов в сфере международной торговли. В зависимости от степени успешности подобных начинаний следует поощрять создание зон свободной торговли и торговых альянсов в рамках БРИКС, а также с внешними партнерами, содействовать формированию региональных интеграционных группировок вокруг стран БРИКС.

С формированием БРИКС у входящих в него государств появилась возможность развивать сотрудничество в сферах природопользования, освоения минеральных ресурсов, промышленности, науки, техники и инноваций, в том числе в ядерной энергетике и в освоении космоса. В связи с этим стоит задуматься о разработке совместных долгосрочных проблемно-ориентированных программ сотрудничества. Перспективным представляется взаимодействие в области обеспечения информационной безопасности, в экологии, аграрном производстве. Поскольку страны БРИКС представляют разные цивилизационные платформы, нельзя не учитывать важность расширения обменов в сферах культуры, образования, спорта, молодежных и региональных обменов, а также контактов по линии неправительственных организаций.

Конкретные направления взаимодействия будут обсуждаться в Дурбане, а по итогам этих дискуссий экспертные центры, видимо, должны будут собрать исследовательские коллективы в каждой из конкретных областей.

Настойчивая и кропотливая работа экспертов «мостит путь» к политическим решениям, которые, как представляется, будут все больше «цементировать» объединение, в том числе и путем создания соответствующего организационного механизма. Сила бюрократии, заключающаяся в последовательности и стремлении к самосохранению, в данном случае будет работать на укрепление объединения. И хотя многие факторы, в том числе противоречия между странами, этому противодействуют, именно в таком формате, объединяющем «пальцы в кулак», страны БРИКС смогут эффективно решать общие проблемы.