Китай – крупнейший торговый партнер России, на его долю в 2018 г. пришлось 15,8% общего объема товарооборота Российской
Федерации. Товарооборот России и Китая в
2018 г. увеличился на 26% до 108,2 млрд долл.,
в том числе экспорт России в Китай – до
56 млрд долл. (рост 49,3% по сравнению
с 2017 г.), импорт в Россию из Китая – до
52,2 млрд долл. (рост 7,9% по сравнению с
2017 г.).
Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук №21 / 2019
Китай – крупнейший торговый партнер России, на его долю в 2018 г. пришлось 15,8% общего объема товарооборота Российской Федерации. Товарооборот России и Китая в 2018 г. увеличился на 26% до 108,2 млрд долл., в том числе экспорт России в Китай – до 56 млрд долл. (рост 49,3% по сравнению с 2017 г.), импорт в Россию из Китая – до 52,2 млрд долл. (рост 7,9% по сравнению с 2017 г.).
Рекомендации с российской стороны
Международный бизнес активно использует значительный экономический потенциал Китая в условиях его быстро растущей экономики и растущего среднего класса. Российская Федерация может задействовать свои конкурентные преимущества для завоевания доли на рынке сельскохозяйственной продукции Китая.
С учетом западных санкций, сложных экономических условий, а также амбициозных целей России по наращиванию экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2024 г. до 45 млрд долл. значимость экономического сотрудничества с КНР значительно возрастает.
Что касается китайского аграрного рынка, то ввиду значительных объемов потребления и высокой доли импорта по отдельным товарам в рамках сотрудничества с Китаем представляется целесообразным наращивать объемы уже поставляемой из России продукции (рыба и морепродукты, масложировая продукция) с последующим расширением ассортимента (зерновые, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности).
Приоритетной экспортной продукцией для России являются зерновые, которых в 2018 г. Китай импортировал на сумму 5,8 млрд долл.20 На рынке Китая могут быть эффективно реализованы российские пшеница и кукуруза.
Правительства России и Китая заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства. Со стороны России предпочтительным представляется не только увеличение объемов поставок сырья и продовольствия в Китай, но и укрепление сотрудничества в области внедрения передовых аграрных технологий и инноваций КНР, развитие совместных инвестиционных проектов. Российский рынок также является привлекательным для Китая в части увеличения поставок определенных видов сельскохозяйственной продукции, сельхозтехники и реализации совместных проектов в АПК.
Рекомендации с китайской стороны
Китаю и России необходимо интенсифицировать консультации по вопросам продовольственной и экологической безопасности и развития сельскохозяйственных ресурсов, а также предпринять дополнительные шаги в области политического партнерства.
Подписание нового плана сельскохозяйственного сотрудничества между соответствующими ведомствами двух стран в полной мере отражает общее стремление углубить партнерские отношения.
Кроме того, следует воспользоваться возможностями, открывающимися в контексте Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР и Заявления о технико-экономическом обосновании соглашения о Евразийском экономическом партнерстве между РФ и КНР, а также в рамках механизмов многостороннего сотрудничества, таких как БРИКС, ШОС и Инициатива пояса и пути, для того чтобы усилить координацию стран в сфере сельскохозяйственного взаимодействия, развить более масштабное многостороннее сотрудничество в сфере строительства инфраструктуры, агропроизводства и трансграничной транспортировки продукции путем рационального размещения производств и последовательно продвигать всестороннее развитие региональной экономической интеграции, тем самым уравновесив выгоды обеих сторон и повысив общий уровень сельскохозяйственного сотрудничества.
Представляется целесообразным создать зоны свободной торговли (ЗСТ) для двустороннего и многостороннего взаимодействия в сельскохозяйственной сфере, снизить операционные затраты на производство продукции АПК и повысить эффективность таможенного оформления. Сельскохозяйственная зона свободной торговли может располагаться в регионе, обладающем благоприятным расположением и хорошей базой для сотрудничества. Создание зоны свободной торговли сельскохозяйственной продукцией может устранить давние барьеры, препятствующие развитию китайско-российского сельскохозяйственного сотрудничества, укрепить основы взаимодействия двух стран и значительно повысить эффективность и уровень кооперации.
Кроме того, рекомендуется ускорить продвижение модели «Интернет + агропарк» и провести совместные исследования преимуществ экологически чистого сельского хозяйства.
Наращивание инвестиций в сельскохозяйственные проекты может содействовать модернизации методов взаимодействия. Китайско-российское сотрудничество в области сельского хозяйства в новую эпоху должно осуществляться по модели «ресурс + капитал + платформа + рынок», что позволит соединить российские ресурсы с китайским капиталом.
Необходимо интенсифицировать планирование на высоком уровне, создавать систему многоуровнего аграрного сотрудничества. Одновременно с разработкой долгосрочных планов развития связей необходимо создать многоступенчатую систему сельскохозяйственного развития и совершенствовать механизмы взаимодействия, что позволит России и Китаю в процессе сотрудничества во всех областях сельского хозяйства руководствоваться едиными правилами.
Требуется создать надежную информационную платформу для развития взаимодействия в области сельского хозяйства или учредить китайско-российский консультационный центр по данным вопросам. Делая акцент на информации о рынке сельскохозяйственной продукции, следует обеспечить сопряжение, управление и обслуживание информации о спросе и предложении.
Необходимо также как можно скорее разработать планы сотрудничества в области сельскохозяйственных технологий на национальном уровне. Представляется целесообразным укрепить общую координацию двух стран и руководить всесторонним развитием китайско-российского научно-технического сотрудничества в сельскохозяйственном секторе.
Необходимо укреплять таможенное сотрудничество и координацию. С помощью консультаций следует поэтапно выработать систему конкретных правил и условий выборочной проверки образцов сельскохозяйственной продукции, а также освобождения от такой проверки.
Требуется в ближайшее время создать китайско-российскую систему страховых фондов для участников сотрудничества в аграрном секторе и усовершенствовать методику сельскохозяйственного страхования. Следует интенсифицировать финансовую поддержку развитию сельского хозяйства за рубежом и включить сельскохозяйственные проекты за рубежом в сферу страхования.
Необходимо вовлекать в китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество в новую эпоху крупные, особенно международные, отраслевые компании.
Российско-китайское сотрудничество в области сельского хозяйства: состояние и перспективы, 1 Мб