Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Уткин

К.полит.н., независимый эксперт

Аналитическая записка №38 / 2021

Несмотря на драматические дискуссии вокруг участия российской делегации в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), приостановленного в 2014–2019 гг., отношение официальной России к участию в Совете Европы (СЕ) остается в целом позитивным. Как отмечал в начале 2021 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, «Россия присоединилась к 68 договорно-правовым актам и 9 частичным соглашениям СЕ. Европейская конвенция по правам человека стала несущей опорой ее законодательства и правоприменительной практики. Наша страна вносит весомый вклад в работу на приоритетных для СЕ направлениях, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком, защиту прав национальных и языковых меньшинств, сотрудничество в сфере здравоохранения, культуры, спорта, образования, искусственного интеллекта». Деятельность СЕ и российское в ней участие оказываются более разносторонними, чем это часто себе представляют.

В существующей в Европе обстановке взаимного недоверия и противоречий от СЕ не следует ждать чудес. Тем не менее у организации сохраняется своя роль в региональной политике, а для России важен ее инклюзивный характер, на контрасте с включающим лишь часть стран региона Евросоюзом. Характерно, что целый ряд ведущих российских государственных деятелей, не демонстрирующих симпатий в отношении Запада, высказывались в пользу продолжения работы в СЕ даже в конфронтационных условиях. Необходимость совершенствования российских судебных, правовых и правоохранительных органов не оспаривается ни государством, ни обществом, а СЕ может способствовать более быстрому достижению результатов на этих направлениях.

Недоиспользованное преимущество СЕ — его многоаспектный характер. О большинстве сфер работы организации осведомлены лишь узкие специалисты и непосредственные участники. Во многих случаях это связано не с требованиями конфиденциальности, а с коммуникационными огрехами. Между тем для России важно менять представление об организации как бюрократическом довеске к ПАСЕ.

Разногласия между странами Запада и Россией по ряду ключевых вопросов будут сохраняться, но работа СЕ, особенно в гуманитарной области — там, где речь заходит о вопросах образования, непосредственного общения молодежи, представителей органов власти, неправительственных организаций — может в это непростое время сохранить ткань международного регионального взаимодействия на разных уровнях. СЕ обладает экспертным и организационным потенциалом, чтобы содействовать подготовке публикаций о европейских практиках в тех прикладных сферах, которые чаще всего оказываются за рамками исследований и популярных разъяснений европейской политики в целом.

Как бы ни происходило цивилизационное самоопределение России и дальнейшее развитие ее государственных институтов, географическое присутствие в Европе определяет ее особый интерес к европейской политике несмотря на подъем других мировых центров силы. СЕ — общепризнанный инструмент полноправного участия в этой политике, который стоит сохранять и развивать. При всех взаимных претензиях участие России — это постановка амбициозных целей по формированию общего правового и гуманитарного пространства, несводимого к деятельности Евросоюза. Выполнение своих обязательств, кооперативное участие в деятельности организации — это не обременение, а вклад в самосовершенствование и в укрепление российских позиций в регионе.

Аналитическая записка №38 / 2021

Несмотря на драматические дискуссии вокруг участия российской делегации в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), приостановленного в 2014–2019 гг., отношение официальной России к участию в Совете Европы (СЕ) остается в целом позитивным. Как отмечал в начале 2021 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, «Россия присоединилась к 68 договорно-правовым актам и 9 частичным соглашениям СЕ. Европейская конвенция по правам человека стала несущей опорой ее законодательства и правоприменительной практики. Наша страна вносит весомый вклад в работу на приоритетных для СЕ направлениях, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком, защиту прав национальных и языковых меньшинств, сотрудничество в сфере здравоохранения, культуры, спорта, образования, искусственного интеллекта». Деятельность СЕ и российское в ней участие оказываются более разносторонними, чем это часто себе представляют.

В существующей в Европе обстановке взаимного недоверия и противоречий от СЕ не следует ждать чудес. Тем не менее у организации сохраняется своя роль в региональной политике, а для России важен ее инклюзивный характер, на контрасте с включающим лишь часть стран региона Евросоюзом. Характерно, что целый ряд ведущих российских государственных деятелей, не демонстрирующих симпатий в отношении Запада, высказывались в пользу продолжения работы в СЕ даже в конфронтационных условиях. Необходимость совершенствования российских судебных, правовых и правоохранительных органов не оспаривается ни государством, ни обществом, а СЕ может способствовать более быстрому достижению результатов на этих направлениях.

Недоиспользованное преимущество СЕ — его многоаспектный характер. О большинстве сфер работы организации осведомлены лишь узкие специалисты и непосредственные участники. Во многих случаях это связано не с требованиями конфиденциальности, а с коммуникационными огрехами. Между тем для России важно менять представление об организации как бюрократическом довеске к ПАСЕ.

Разногласия между странами Запада и Россией по ряду ключевых вопросов будут сохраняться, но работа СЕ, особенно в гуманитарной области — там, где речь заходит о вопросах образования, непосредственного общения молодежи, представителей органов власти, неправительственных организаций — может в это непростое время сохранить ткань международного регионального взаимодействия на разных уровнях. СЕ обладает экспертным и организационным потенциалом, чтобы содействовать подготовке публикаций о европейских практиках в тех прикладных сферах, которые чаще всего оказываются за рамками исследований и популярных разъяснений европейской политики в целом.

Как бы ни происходило цивилизационное самоопределение России и дальнейшее развитие ее государственных институтов, географическое присутствие в Европе определяет ее особый интерес к европейской политике несмотря на подъем других мировых центров силы. СЕ — общепризнанный инструмент полноправного участия в этой политике, который стоит сохранять и развивать. При всех взаимных претензиях участие России — это постановка амбициозных целей по формированию общего правового и гуманитарного пространства, несводимого к деятельности Евросоюза. Выполнение своих обязательств, кооперативное участие в деятельности организации — это не обременение, а вклад в самосовершенствование и в укрепление российских позиций в регионе.

Россия: четверть века в Совете Европы, 7 Мб

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся