Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?

Результаты опроса
Архив опросов


Европа // Аналитика

03 марта 2017

Соглашение CETA: шаг в сторону новых международных торговых правил

Ксения Прока Эксперт направления «Внешняя политика и безопасность» Центра стратегических разработок
Фото:
EPA/PATRICK SEEGER/Vostock Photo
Джастин Трюдо и председатель
Европарламента Антонио Таджани

15 февраля 2017 г. на заседании Европейского парламента было одобрено Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между Канадой и Европейским союзом (CETA). В пользу соглашения проголосовали 408 членов Европарламента, против — 254, 33 воздержались. Утверждение Европарламентом CETA означает, что соглашение может начать применяться на временной основе уже в этом месяце. Таким образом, уже в скором времени можно ожидать вступления в силу 98% положений, предусмотренных CETA, в то время как оставшиеся 2% положений потребуют ратификации соглашения 38 национальными и региональными парламентами (на данный момент соглашение ратифицировала только Латвия).

Ход переговоров и достигнутые договоренности

Начало работы над будущим соглашением между ЕС и Канадой было положено на двустороннем саммите в Берлине в 2007 г., в рамках которого стороны приняли решение о создании совместной исследовательской группы (СИГ) для оценки выгод и издержек от заключения CETA. Спустя год СИГ были представлены результаты исследования, свидетельствовавшие в пользу установления преференциального торгового режима между Европейским союзом и Канадой. В результате сторонами были определены ключевые направления переговорного процесса, который был запущен в мае 2009 г. В сентябре 2014 г. стороны объявили о завершении переговоров, а в октябре 2016 г. соглашение было подписано. Таким образом, CETA стало первым соглашением, подписанным ЕС со страной «Группы семи».

CETA стало первым соглашением, подписанным ЕС со страной «Группы семи».

Соглашение CETA покрывает широкий круг вопросов, которые выходят далеко за рамки тарифного регулирования. Помимо обязательств по взаимному обнулению ввозных таможенных пошлин почти на 99% тарифных линий, соглашение включает в себя так называемые вопросы ВТО-плюс (более глубокая интеграция в сферах, покрываемых соглашениями ВТО) и ВТО-экстра (вопросы, не охваченные системой соглашений ВТО). Среди них — торговля услугами, инвестиции, электронная коммерция, перемещение физических лиц, интеллектуальная собственность, конкурентная политика, защита окружающей среды и др.

Интерактивная карта европейских
компаний-экспортеров в Канаду
«CETA in your town»

В частности, CETA стало первым соглашением ЕС, в рамках которого предусматривается либерализация торговли услугами на основе «негативного перечня», что означает, что обязательствами покрываются все секторы услуг, кроме случаев, когда стороны согласовали соответствующие изъятия. Канада, в свою очередь, впервые в рамках соглашения о ЗСТ установила закрытый перечень изъятий для провинций и территорий, сформировав таким образом более предсказуемые условия доступа европейских поставщиков услуг на свой внутренний рынок.

Большой прогресс был достигнут в области госзакупок. Обязательства, принятые Канадой, идут дальше договоренностей, предусмотренных Соглашением ВТО по госзакупкам и НАФТА. Так, положения соглашения предусматривают предоставление Канадой доступа европейских компаний к госзакупкам на всех уровнях: федеральных органов, провинциальных министерств, государственных организаций, региональных, местных и муниципальных правительств и органов (ограничения предусмотрены только в секторах энергетики и общественного транспорта в провинциях Квебек и Онтарио).

CETA стало первым соглашением ЕС, в рамках которого предусматривается либерализация торговли услугами на основе «негативного перечня».

Из всех соглашений ЕС о ЗСТ только CETA предусмотрена отдельная глава по регуляторной кооперации. В других действующих европейских соглашениях вопросы регуляторного сотрудничества встречаются исключительно в рамках отдельных глав (таких, как техническое регулирование, СФС меры и др.). В рамках соглашения ЕС – Канада предусматривается формирование специализированного органа, ответственного за координацию деятельности по сближению регулирования. Помимо этого, при разработке технических регламентов и стандартов будет использоваться система оценки их воздействия на торговое взаимодействие участников соглашения.

Одно из наиболее прогрессивных положений CETA — применение нового подхода к урегулированию споров между государством и иностранными инвесторами. В частности, предусматривается, что подобные споры будут рассматриваться постоянно действующим инвестиционным судом, где судьи будут публично избираться сторонами на шестилетний срок, а доступ к слушаниям будут иметь все заинтересованные лица. CETA также предусмотрен Апелляционный трибунал по аналогии с апелляционным органом ВТО.

Наиболее конфликтные вопросы

Одно из наиболее прогрессивных положений CETA — применение нового подхода к урегулированию споров между государством и иностранными инвесторами.


Несмотря на одобрение соглашения Европарламентом, многие его члены выражают опасения по поводу возможных последствий CETA для европейской экономики. Среди ключевых рисков прежде всего выделяют сокращение рабочих мест и увеличение разрыва в уровне доходов европейских граждан. Так, в докладе Комитета Европарламента по занятости и социальным делам от 8 декабря 2016 г. отмечается, что имплементация соглашения может привести к потере более 200 тыс. рабочих мест в ЕС. Комитет по занятости также акцентирует внимание на отсутствие в CETA положений, предусматривающих поддержку малых и средних предприятий, что способно привести к усилению конкуренции для МСП со стороны крупных североамериканских ТНК и поставить под угрозу 90 млн рабочих мест, предоставляемых сектором малого и среднего предпринимательства.

Опасения вызывают вопросы регулирования в рамках CETA государственных услуг (социальные услуги, услуги здравоохранения, образования, водоснабжения и др.). Европейские профсоюзы отмечают, что госуслуги исключаются из-под обязательств CETA не в полном объеме. Это способно ограничить доступ граждан к таким услугам по доступным ценам и подорвать реализацию общественных интересов, в частности, поддержку возобновляемой энергетики. Профсоюзы также подчеркивают отсутствие в соглашении весомых обязательств по защите прав трудящихся, что способно привести на практике к социальному демпингу и другим нарушениям трудовых прав.

Критика в отношении CETA также вызвана наличием в соглашении положений, ограничивающих право правительств на регулирование. Как отмечают противники CETA, его имплементация может серьезным образом ограничить возможности правительств ЕС и Канады вводить меры регулирования в отношении иностранных инвесторов и поставщиков услуг даже в случаях, когда такие меры не носят дискриминационный характер. Это, в свою очередь, может негативным образом сказаться на возможностях реализации антикризисной политики.

Среди ключевых рисков прежде всего выделяют сокращение рабочих мест и увеличение разрыва в уровне доходов европейских граждан.

Наиболее острые протесты вызывают положения об урегулировании инвестиционных споров. По мнению отдельных экспертов и представителей общественности, новый механизм разрешения споров способен наделить крупные транснациональные корпорации правом влиять на государственную политику ЕС и Канады в случае, если она будет противоречить их интересам. Вопросы урегулирования споров между государством и инвесторами стали главной причиной, по которой заключение CETA было заблокировано Бельгийским регионом Валлония. Получить согласие со стороны Валлонии удалось только после того, как было достигнуто решение о рассмотрении в Европейском суде соответствия положений CETA о международном арбитраже праву ЕС.

Перспективы ратификации

Несмотря на одобрение CETA Европейским парламентом, имплементация соглашения в полном объеме возможна только после его ратификации всеми национальными и региональными парламентами. Это связано с тем, что CETA был присвоен статус «смешанного соглашения», включающего вопросы совместной компетенции ЕС и стран-членов. Несмотря на то, что статья 207 Договора о функционировании ЕС наделяет наднациональное правительство исключительной компетенцией в сфере подписания торговых соглашений, она содержит закрытый перечень вопросов, по которым такие соглашения могут быть заключены от лица ЕС. В то же время современные ЗСТ все чаще включают вопросы, выходящие за рамки данного перечня, и CETA не исключение.

Вопросы урегулирования споров между государством и инвесторами стали главной причиной, по которой заключение CETA было заблокировано Бельгийским регионом Валлония.

Вопрос о том, имеет ли ЕС право самостоятельно заключать соглашения, подобные CETA, спорный. Он уже поднимался относительно соглашения о свободной торговле между ЕС и Сингапуром, однако решение Европейского суда по нему пока не вынесено. В июле 2016 г. Еврокомиссии пришлось пойти на уступки отдельных стран-членов и парламентариев и придать CETA статус «смешанного» соглашения. Такое решение может существенно удлинить период вступления соглашения в силу в полном объеме, а также создает риски отказа от ратификации CETA отдельными странами-членами ЕС и даже их регионами.

По мнению отдельных экспертов, данное решение также способно серьезным образом повлиять на дальнейшую торговую политику ЕС. В частности, это может ослабить заинтересованность потенциальных торговых партнеров Евросоюза в заключении с ним преференциальных торговых соглашений. Так, в конце 2016 г. отдельные участники переговоров по плюрилатеральному Соглашению о торговле услугами (TiSA) уже поднимали вопрос о возможности исключения Евросоюза из переговорного процесса, в том числе и по причине особенностей ратификации «смешанных» соглашений в ЕС и последствий, которые это может иметь для будущего TiSA.

Значение соглашения

Принятое решение продемонстрировало, что курс на либерализацию способен преодолевать сопротивление со стороны выступающих против свободной торговли популистских сил, которые получили особое развитие в последнее время.

Подписание соглашения и его одобрение Европарламентом имеет скорее политическое, чем экономическое значение. Товарооборот между ЕС и Канадой составляет 68,4 млрд долл. (для сравнения, товарооборот между ЕС и США в 10 раз больше — 717,4 млрд долл.) [1]. В то же время принятое решение продемонстрировало, что курс на либерализацию способен преодолевать сопротивление со стороны выступающих против свободной торговли популистских сил, которые получили особое развитие в последнее время.

Кроме того, подписание и утверждение CETA — очередной важный шаг в сторону формирования новых, более совершенных международных торговых правил. Многие из этих правил все еще требуют доработки и более полного учета в будущих соглашениях о свободной торговле (включая права трудящихся, защиту окружающей среды и интересов потребителей). Однако возможные негативные последствия от формирующихся ЗСТ не повод для отказа развитых стран и их региональных объединений от участия в мировом интеграционном процессе, так как в таком случае это означало бы дать карт-бланш Китаю в разработке собственных правил игры, по которым в дальнейшем пришлось бы играть всем.

1. Данные UN COMTRADE.

Оцените статью:

  12 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги