Приоритетное развитие каких областей требуется для превращения России в ведущую мировую державу? Отметьте не более 5 пунктов

Результаты опроса
Архив опросов

Конкурс молодых журналистов-международников 2016


Россия // Аналитика

19 сентября 2012

Нужны ли России авианосцы?

Прохор Тебин К.полит.н., независимый военный эксперт, эксперт РСМД
Фото:
rewalls.com
Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Вопрос о том, нужны ли России авианосцы, – один из важнейших, на который должно ответить военно-политическое руководство страны. От этого решения во многом зависят национальная безопасность России и эффективное использование денег налогоплательщиков, которые выделяются на строительство Военно-морского флота. При этом ответ на данный вопрос лежит не столько в военно-технической, сколько в военно-политической сфере.

Приоритеты военно-морской деятельности России

Определение будущего авианосной компоненты ВМФ РФ упирается в проблему отсутствия у России адекватной военно-морской стратегии, т.е. фундаментального документа, определяющего роль и место морской мощи в защите национальных интересов и обеспечении национальной безопасности. Существующие документы – «Морская доктрина Российской Федерации», «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» и Концепция применения ВМФ – устарели и не отвечают сложившейся международной обстановке. Ключевым фактором развития морской мощи является ограниченность ресурсов, что влечет за собой необходимость определения приоритетов развития. Имеющиеся документы носят общий характер и не дают четкого определения приоритетов военно-морской деятельности России в долгосрочной перспективе.

Долгое время основным предназначением ВМФ было обеспечение деятельности морской компоненты стратегических ядерных сил (МСЯС), т.е. патрулирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) в Мировом океане. Именно эта задача «съедала» большую часть ресурсов, которые страна могла выделить на развитие флота. Но «холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Сегодня ключевыми приоритетами России являются экономическое развитие и повышение уровня жизни населения. В связи с этим можно выделить следующие цели морской деятельности страны (в порядке приоритетности):

  • освоение и защита минеральных, углеводородных и биологических ресурсов, которые сосредоточены в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и на континентальном шельфе, свободное использование и защита морских линий коммуникаций;
  • недопущение влияния иностранных государств на внешнюю политику России в регионах, являющихся зоной ее жизненных интересов;
  • обеспечение международной безопасности, недопущение возникновения вооруженных конфликтов вблизи границ Российской Федерации, повышение роли России на международной арене.

Из ключевых целей государственной политики в Мировом океане вытекают следующие задачи российского ВМФ (в порядке приоритетности):

  • обеспечение господства на море в ИЭЗ и на континентальном шельфе России (возможность свободного использования морских линий коммуникаций в этих районах и недопущение их использования иностранными государствами в ущерб интересам России должны быть безусловными приоритетами государственной военно-морской деятельности);
  • сохранение достаточного потенциала МСЯС для нанесения гарантированного ответного удара (в условиях сокращения СЯС и развития систем противоракетной обороны именно обеспечение постоянного патрулирования российских ПЛАРБ в Мировом океане является важнейшим условием сохранения стратегической стабильности);
  • формирование ограниченного потенциала проецирования мощи для предотвращения, ограничения и скорейшего прекращения возможных вооруженных конфликтов вблизи границ Российской Федерации, а также сдерживание агрессивных действий иностранных государств в отношении дружественных России стран;
  • обеспечение морской безопасности – поддержание свободной и открытой морской торговли, противодействие невоенным угрозам (терроризм, наркотрафик, нелегальная иммиграция, международная преступность, экологические и стихийные бедствия, пиратство), обеспечение экономической, политической и правовой стабильности как в пределах ИЭЗ и континентального шельфа России, так и в отдаленных регионах Мирового океана.

Данные цели и задачи предполагают следующую структуру отечественного ВМФ: крупный прибрежный флот корветов, фрегатов и неатомных подводных лодок, достаточное количество ПЛАРБ и многоцелевых атомоходов, а также два сравнительно небольших современных «океанических ядра» – одно как инструмент «жесткой силы» (проецирование мощи), второе как инструмент «мягкой силы» (обеспечение морской безопасности).

Роль и место авианосцев в военно-морской деятельности России

Фото: korabley.net
Атомная подводная лодка «Акула»

Наличие или отсутствие потребности в строительстве авианосцев для отечественного ВМФ определяется приоритетами национальной морской политики и вытекающими из них ключевыми задачами ВМФ.

Обеспечение «ближнего» господства на море в пределах ИЭЗ и континентального шельфа связано, прежде всего, с необходимостью решения извечной проблемы России, ее географического «проклятия»: отечественный флот рассредоточен по пяти оперативно-стратегическим регионам (Северный Ледовитый и Тихий океаны, Балтийское, Черное и Каспийское моря), а с учетом разобщенности Приморской и Камчатской группировок на Тихом океане – фактически по шести.

Огромная разница в климатических условиях увеличивает расходы на содержание и вынуждает строить корабли, приспособленные к условиям конкретного региона. Географическая удаленность и разобщенность существенно затрудняют перераспределение сил между регионами.

За последние двадцать лет ВМФ получил лишь несколько кораблей, а боеспособные корабли, оставшиеся в наследство от Советского Союза, устаревают морально и технически. В связи с этим приоритетом в области обеспечения господства на море является скорейшее строительство серийных кораблей классов корвет/фрегат и неатомных подводных лодок. Отдельного внимания заслуживает развитие морской авиации берегового базирования, особенно патрульных и противолодочных самолетов.

Этот же набор сил флота необходим для прикрытия находящихся на патрулировании ПЛАРБ. Строительство ракетоносцев нового поколения проекта 955 и многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885, способных обеспечить непосредственное сопровождение ПЛАРБ, является приоритетным для сохранения и развития МСЯС.

В ближайшие пятнадцать лет создание авианосцев для России упирается в строительство значительного числа боевых кораблей основных классов, которые станут фундаментом, обеспечивающим нормальное функционирование авианосной компоненты флота и МСЯС.

Вместе с тем ощущается нехватка истребительной, бомбардировочной и ударной авиации (в большинстве своем переданной в состав ВВС) для обеспечения «ближнего» господства на море и деятельности МСЯС в зоне ответственности Северного и Тихоокеанского флотов. Проблема заключается не столько в недостаточном количестве самолетов и их устаревании, сколько в невозможности эффективной защиты почти 40000 км морской границы в Северном Ледовитом и Тихом океанах лишь за счет авиации берегового базирования. В этой ситуации современный авианосец со сбалансированным авиакрылом, фактически являющийся мобильной авиабазой, способен стать прагматичной альтернативой созданию новых береговых авиабаз.

Наибольшую роль авианосец способен играть в осуществлении военно-морской деятельности за пределами ИЭЗ и континентального шельфа. Вероятность вступления России в крупную войну на море в обозримом будущем представляется крайне низкой. Еще менее актуальна угроза прямого военного столкновения в Мировом океане ВМС США и российского флота. В связи с этим создание Россией авианосной компоненты, сопоставимой по мощи с американскими ВМС, – задача, не только невыполнимая с экономической точки зрения, но и абсолютно ненужная с политической.

Возможность оперативного развертывания авианосной ударной группы (АУГ) является инструментом политического влияния России в мирное время. Присутствие современного авианосца в территориальных водах дружественной страны способно предотвратить применение против данной страны военной силы иными державами в случае кризиса. Присутствие в зоне возможного конфликта российской АУГ, обеспечивающей контроль морского и воздушного пространства, само по себе – достаточный фактор сдерживания. Даже США, несмотря на абсолютное превосходство в морских вооружениях, не станут рисковать и вступать в вооруженный конфликт с Российской Федерацией.

Создание флота, способного обеспечить функционирование как минимум 1–2 авианосцев, является необходимостью.

Россия, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает широкими политическими возможностями влиять на мировую политику. Вместе с тем нехватка инструментов проецирования государственной мощи (как военной, так и экономической) практически сводит на нет возможность России влиять на такие аспекты мировой политики, как ситуация в Персидском заливе, Южной Америке, Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, на Ближнем Востоке. Наличие АУГ способно стать важным элементом укрепления отношений России с ее иностранными партнерами, обеспечить демонстрацию флага России на значительном удалении от российских берегов, подтвердить вовлеченность страны в мировую политику и придать «вес» ее мнению по ключевым вопросам международной безопасности.

Использование для этих целей таких кораблей, как атомные подводные лодки и атомные ракетные крейсера, не может стать полноценной альтернативой АУГ. Прежде всего, это связано с необходимостью обеспечения контроля воздушного пространства и противовоздушной обороны. Кроме того, подводные лодки как одно из наиболее действенных средств ведения боевых действий на море уступают надводным кораблям в способности обеспечивать эффективную демонстрацию силы для предотвращения вооруженного столкновения.

Наименьшую роль авианосцы будут играть в обеспечении морской безопасности. Для борьбы с пиратством, оказания гуманитарной помощи и иных сопоставимых операций более чем достаточно фрегатов и универсальных десантных кораблей типа «Мистраль».

Таким образом, в структуре ВМФ перспективный авианосец может стать основой первого «океанического ядра», являющегося инструментом «жесткой силы» во внешней политике. Кроме того, авианосец способен существенно облегчить действия прибрежного флота и МСЯС.

Облик будущего российского авианосца

Фото: Airliners.net
Многоцелевой палубный истребитель МиГ-29К
на авиашоу МАКС-2007

Когда речь заходит о перспективном российском авианосце, во главу угла зачастую ставится определение его облика, тогда как его роль и место в политике обеспечения национальной безопасности отодвигаются на второй план. Вместе с тем облик любого корабля определяется исключительно его задачами, его значением для реализации военно-морской стратегии страны, а также ограниченными ресурсами.

Исходя из указанных выше сфер применения российских авианосцев, наиболее предпочтительным представляется строительство атомного авианосца водоизмещением более 70000 т, оснащенного катапультами и аэрофинишерами (это позволит кораблю принимать тяжелые самолеты). Перспективный авианосец должен быть специализированным кораблем с максимально высоким авиационным потенциалом. В связи с этим следует окончательно отказаться от советской концепции насыщения авианосца ударным оружием. Защиту и боевую поддержку авианосца должны обеспечивать корабли эскорта.

До окончания строительства новых крупных верфей единственными предприятиями, которые смогут выполнить заказ на строительство авианосца, являются ПО «Севмаш» и восстанавливающийся после длительного кризиса Балтийский завод. Стоит особо отметить ПО «Севмаш», который заканчивает исторический проект по модернизации авианосца «Викрамадитья» для индийских ВМС. Сотрудничество с Индией, которая строит свой первый авианосец и планирует строительство второго, представляется особенно важным при создании российского авианосца.

В ближайшее десятилетие ПО «Севмаш» и Балтийский завод будут загружены программами строительства атомных подводных лодок, ледоколов, «Мистралей» и восстановления атомных крейсеров проекта 1144. Это может затруднить начало реализации «авианосного проекта» России. Строительство «Мистралей» и восстановление атомных крейсеров подразумевает создание береговой инфраструктуры. Разумно было бы создавать инфраструктуру с расчетом на строительство нового российского авианосца.

Помимо отсутствия необходимой инфраструктуры, стоит обратить внимание на такую серьезную проблему, как обеспечение корабля экипажем, а его авиакрыла – летчиками. Подготовка летчика палубной авиации ежегодно обходится приблизительно в 2 млн долл. Сегодня Россия имеет единственный полк палубной авиации (279-й ОКИАП) и менее 20 подготовленных летчиков, те. меньше, чем космонавтов! Общий же экипаж авианосца составляет более 1000 человек (на «Адмирале Кузнецове» – более 2500). Собрать и подготовить такой экипаж в условиях сокращения продолжительности срочной службы, медленного увеличения доли военнослужащих-контрактников и ослабления демографических ресурсов становится все сложнее.

Существенные проблемы могут возникнуть при строительстве авианосца с катапультами, а не с трамплином, как на действующем тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Россия не имеет опыта строительства и эксплуатации авианосцев, оснащенных катапультами. Вместе с тем строительство самого авианосца является наименее сложным этапом в создании авианосных сил флота.

Наиболее сложный вопрос – создание палубной авиации. В обозримом будущем, особенно с учетом возможности его глубокой модернизации, основным палубным самолетом России будет МиГ-29К, который придет на смену истребителю Су-33. Однако формирование полноценного палубного авиакрыла невозможно без создания самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ, вероятно на базе МиГ-29К). Не столь необходимой, но весьма полезной была бы разработка самолета-заправщика и транспортного самолета для палубной авиации.

От желаемого к реальному

Фото: Серийный корвет проекта
20380 - «Стойкий»

Другая важная задача – определение количества авианосцев, необходимого для обеспечения национальной безопасности России. Сторонники строительства авианосцев считают, что должно быть шесть кораблей, поровну распределенных между Тихоокеанским и Северным флотами. Это позволит каждому из флотов постоянно иметь по одному авианосцу на боевой службе в Мировом океане. Остальные корабли будут проходить техническое обслуживание и ремонт, а также осуществлять обучение экипажей.

И здесь возникает очевидная проблема – катастрофическое сокращение численности корабельного состава российского ВМФ. Как уже отмечалось, в последние двадцать лет флот практически не получал новых кораблей. Корабли, оставшиеся в наследство от советского флота, пока сохраняют боевой потенциал, но уже сейчас кораблей ВМФ зачастую не хватает даже для обеспечения выхода в море атомных подлодок для боевой службы или проведения испытаний. В ближайшие пятнадцать лет произойдет массовое списание морально и физически устаревших кораблей. Если за это время не будет построено 100–150 новых боевых кораблей, то Россия фактически лишится флота. Для шести авианосцев у России нет ни эскорта, ни экипажа.

Таким образом, в ближайшие пятнадцать лет создание авианосцев для России упирается в строительство значительного числа боевых кораблей основных классов, которые станут фундаментом, обеспечивающим нормальное функционирование авианосной компоненты флота и МСЯС. Параллельно следует подготовить условия для строительства авианосцев – создать соответствующую инфраструктуру, подготовить новые кадры для флота и судостроительной промышленности, начать разработку палубных самолетов ДРЛО и РЭБ и т.д.

При условии выполнения этих задач можно будет говорить о начале строительства нового российского авианосца, который сначала дополнит, а затем и заменит «Адмирала Кузнецова». Создание флота, способного обеспечить функционирование как минимум 1–2 авианосцев, является необходимостью. Без этого Россия не сможет обеспечить защиту 40000 км морских границ, а также защиту своих национальных интересов в Мировом океане.

Оцените статью:

  5 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Эдуард Ким

Деньги теперь появляются просто - условно нажатием кнопки в компьютере в Федеральном резерве или Центральном Банке РФ, например.
Но к ней допуск строго ограничен))

Проблема в том, что авианосцы нужны для обороны Государства, а строятся будут на то, что и в каком количестве даст негосударственный банк.


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Эдуард Ким

Иван, мы давно живем в мире необеспеченных денег.

Отличный фильм про деньги и финансовую систему. называется Хозяева Денег.
http://www.youtube.com/watch?v=bD2h1996Hmw

ну и так для развлечения:
https://www.facebook.com/pages/WhoRulesTheWorld/439509539432507


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Иван Тимофеев

Но эти деньги нужно чем-то обеспечивать. Нефть и другие товары конечны.
Короче говоря, основной вопрос - где взять деньги на все это и чем их обеспечить?


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Эдуард Ким

Пока государство пользуется не своими деньгами, то оно может взять их только в Федеральном Резерве.


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Иван Тимофеев

2 Эдуард

Теоретически правильно. Но практически деньги распределяются неравномерно. Где взять на строительство и содержание конкретных боевых единиц?


Дата: 20 сентября 2012

Автор: Эдуард Ким

России авианосцы нужны по нескольким причинам:

1) их производство, обслуживание и собственно перемещение требует колоссальных затрат энергии и ресурсов, которые стимулируют оборот денежной массы сильней, чем продукты народного потребления.
2) авианосцы стимулируют конфликтные зоны, точней их возникновение, путем устрашения и психологического давления. Конфликтные зоны по факту вызывают огромный оборот средств, начиная от транспортировки гуманитарной помощи, введения миротворцев со всей военизированной техникой, эммиграции беженцев и так далее по списку все го того, что требует затраты керосина и ресурсов. Военная экономика порой эффективнее мирной.
3) на авианосцах содержатся несколько истребителей и вертолотов, полет которых может также позитивно сказаться на приумножении денежных средств.

Поэтому, чем больше денег провернется в существующей финансовой системе, тем дольше она и просуществует, следовательно мы дольше сможем пользоваться всеми теми валютами в повседневной жизни, к которым привыкли.


Дата: 19 сентября 2012

Автор: Иван Тимофеев

Оч. интересная статья. Но не совсем, на мой взгляд, правильно используется понятие "мягкой силы".

"Мягкая сила" - это то, что можно добиться от других, используя "символический капитал", нематериальные факторы. Образ жизни, культура, символы, традиции и проч.

Отличается от "жесткой силы" и "экономической силы".


Добавить комментарий

Все теги