Middle East // Analysis

17 june 2016

On the Matter of the Gulf Cooperation Council’s Regional Security Concept

Vasily Kuznetsov PhD in History, Director, Center for Arab and Islamic Studies, Institute of Oriental Studies at the Russian Academy of Sciences, RIAC expert
Photo:
REUTERS/Faisal Al Nasser
A member of the Saudi security force stands
guard in front of the logo of the Saudi-led
Islamic Military Counter Terrorism Coalition

In early 2016, the Saudi Gulf Research Center published a report in Arabic subtitled “An Arab Gulf Union is the Future” dedicated to Gulf regional security.

The report is important not only because the problem of regional security in the Middle East has recently become a favorite discussion topic, but also because the Jeddah-based Gulf Research Center is chaired by businessman Abdulaziz bin Othman bin Sager. He is considered to be close to the Kingdom of Saudi Arabia’s security establishment, and while his views are not fully same as the royal court’s, they are at least pretty close.

Since the source text has been published in Arabic, we thought it expedient to summarize its key points and offer some comments.

Point No. 1. As a result of events that followed in the wake of the “Arab Spring”, the Arab world’s traditional centers of power – Egypt, Syria and Iraq – have been mired in crises and conflicts. The responsibility for the region’s future and security was laid squarely on the shoulders of the GCC member countries.

The claim that the Gulf’s leadership is not so much a sign of the GCC’s success story as it is a by-product, not even quite desirable at that, of the overall Middle Eastern crisis is at odds with a widespread notion that rich Arab monarchies play a leading role in the region’s transformation. However, it demonstrates quite a realistic and a rather cautious view of the situation in the region – a situation where the GCC countries have to play a role that wasn’t theirs before as they respond to a host of new challenges and threats.

Point No. 2. All elements of regional security in the Middle East are intertwined and interdependent; therefore it’s impossible to maintain the security of the Gulf countries in detachment from the rest of the region.

This case for a pan-regional role of the Gulf monarchies makes one wonder where the boundaries of the Middle East really are.

The notion expressed in Point No. 1 that the Gulf countries are natural regional successors to the leadership of Egypt, Syria and Iraq assumes that those countries are part of a single regional system of relations. At the same time, the report’s ignoring of Turkey’s role, a negative view of Iran and the lack of any mention of the Maghreb set the geographical map of the system it describes as extending from Syria in the north to Oman in the south and from Iraq in the east to Egypt in the west.

As they discuss a unified security system, the report’s authors almost ignore what seem to be the region’s systemic conflicts – those in Syria and the Middle East, – mentioning them only in passing and in connection with completely different threats. This calls for a description of the proposed system as being hierarchical and built not on the basis of balance between its various elements but on the need to ensure the interests and security of the Gulf states, which see the rest of the region as a space of their strategic depth.

Point No. 3. Iran’s open military interference in Arab countries’ affairs is a new phenomenon in the Middle East. It has replaced interventions conducted since 1979 with help from special services and with covert support from certain movements. Iran’s new policy towards Iraq, Syria, Lebanon, Palestine, Yemen and Bahrain is aimed at revising the GCC’s role and changing the regional balance of power.

The claim that the Gulf’s leadership is not so much a sign of the GCC’s success story as it is a by-product, not even quite desirable at that, of the overall Middle Eastern crisis is at odds with a widespread notion that rich Arab monarchies play a leading role in the region’s transformation.

For the report’s authors, the Islamic Republic’s aggressive stance is an existential feature of its political regime, which has been always pursuing the export of revolution.

Not everybody in the Kingdom share such hawkish views. Some experts point out that Iran is capable in principle of abandoning its messianic message and becoming a constructive player, as it once did under Presidents Ali Akbar Hashemi Rafsanjani and Mohammad Khatami.

The claim that Iranian interventionism has an absolute nature is typical. While this argument can possibly be made with regard to Lebanon, Syria or Iraq, the Islamic Republic has never “openly interfered militarily” in Palestine, Yemen or Bahrain. This rhetoric helps the authors not only blow the Iranian threat out of proportion (perhaps because of the Center’s close ties to security services), but also project Saudi Arabia’s national concerns to all countries in the region.

Finally, trumpeting the “Iranian factor” helps sideline the question of domestic threats to the security of the GCC countries. This discourse is turning Iran into an eternal and irreconcilable enemy of the Arab states and the source of all evil – replacing Israel, of which the report makes no mention at all.

Point No. 4. The GCC states must build a strategic deterrence system to guard against Iran’s interference into the Arab countries’ affairs.

The authors believe that pushing back against Iran is the basis for Arab unity, which, in turn, could replace the Islamist alternative that has prevailed for the past half century and become an ideology shaping the region’s identity for years to come.

Remarkably, the events of the “Arab Spring” have demonstrated a trend for a merger of those two traditions that had existed in the Arab world forever.

On the one hand, this heralds a new – communications-driven – basis for pan-Arabism, which seemed to have become a thing of the past. It has transformed it from an ideology of rulers into a tool of protest for the masses.

On the other hand, it is Islamism that, in its different forms, has provided the masses with an ideological and organizational basis for joint actions in the post-revolutionary period, while in most cases Islamists themselves have been integrated into the new elites.

It is the weakening of states that compels non-state actors to feel that they must seek foreign support. It is often the identity of potential “donors” that makes those forces adopt an ideology.

The ideological line of thought followed by the report’s authors seems to fit in well with this convergence paradigm, given the importance of the religious factor for the Gulf monarchies’ political identity. What’s more, this thinking is based on solid historic fundamentals: The first pan-Arab project, within the same borders as today, was proposed by the Sharif of Mecca and Medina during WWI.

Still, there’s one fundamental difference. Both pan-Arabism (in its 100-year-old and five-year-old incarnations) and Islamism (throughout its entire history) have always been ideologies of protest and liberation. Today, the GCC states perceive them through the lens of maintaining the status quo, which strips those ideologies of much of their appeal in the eyes of the masses.

The desire of the GCC states to gain external support will complicate the building of a regional security system in the coming years.

Point No. 5. The Iranian expansionism is feeding “sectarian” movements in the Arab countries, including illegal Shia armed groups.

All stakeholders in the Middle East process trade such accusations, which are largely justified. The problem is that it is the weakening of states that compels non-state actors to feel that they must seek foreign support. It is often the identity of potential “donors” that makes those forces adopt an ideology. Not only that, but close ties between politics and religion in the region often mean that conversion to a given religious current is often a function of potential political support. This concerns both the Salafi movements (such as the Saudi-sponsored an-Nour party in Egypt) and Shia ones (such as the Sabrin organization active in Gaza).

At the same time, besides the Iranian activity in support of Shia movements (or the Saudi one in support of the Salafis), one should take into account the common confessional solidarity and network ties among communities all over the world, and, crucially, the constant presence of domestic (social, economic and institutional) reasons for the proliferation of such groups.

EPA/YOUSSEF BADAWI
Boris Dolgov, Omar Mahmood:
The Syrian Conflict: Russian and GCC
Perspectives

Point No. 6. Barack Obama’s policy is aimed at disengagement from the region, which is translated, first of all, into a reduction of the American military presence in the Gulf area and, secondly, into a weakening of Washington’s support for its allies in the region. There are reasons to hope that this situation will change when a new presidential administration takes over in the US.

The dissatisfaction with American policy and the desire to find external guarantors for the regional sub-system of relations in the Middle East are understandable and consistent with the perception of an imposed nature of the GCC’s leadership. Going forward, this would allow other actors to take the place of the United States if they are ready to arbitrate Middle Eastern disputes – an extremely burdensome task.

The emotionally expressed hope for a change in American policy is also remarkable. It demonstrates not only the emotional side, but also a personified perception of the political process. Granted, the latter is a more or less common feature, yet in this case it shows a substantial dependence of the Gulf countries’ foreign policy on domestic political processes in the United States. Overall, however, the desire of the GCC states to gain external support will complicate the building of a regional security system in the coming years.

Point No. 7. The territorial terrorist organization Islamic State (IS), which has emerged in immediate proximity to the GCC’s borders, constitutes a new threat. It’s not only its quite probable expansion into Jordan and Yemen where IS is already active that is dangerous. What’s really dangerous is that the fight against IS legitimizes the Iranian expansionism in the eyes of the international community and creates a support base for Shia “militias” in various Arab countries.

Iran’s domination of the fight against IS is perceived as a greater threat than IS itself not least because anti-terrorist techniques are obvious and the kingdom is making a good use of them.

The IS threat is not perceived in the paradigm of regional security but rather through the lens of national interests of Saudi Arabia, for which (as for Israel, by the way) Iran is more dangerous. Iran’s domination of the fight against IS is perceived as a greater threat than IS itself not least because anti-terrorist techniques are obvious and the kingdom is making a good use of them.

At the same time, in the reports’ authors’ opinion, a successful fight against IS coupled with the lifting of sanctions and Iran’s integration into the global community are not only fraught with an emergence of an internationally recognized Tehran–Baghdad–Damascus–Beirut Shia axis. Potential implications also include a destabilization in Saudi Arabia’s Eastern Province, Kuwait and Bahrain and a collapse of the monarchies.

Such “export of revolution” would lead to the installation of Shia rule across the entire region.

This could become a threat to national (Arab) statehood on the one hand and to the Sunni majority on the other. Fighting against it only makes support for Sunni movements in those countries natural.

Point No. 8. Yemen is the source of a specific threat to the GCC countries. The crisis in the wake of the “Arab spring” has created conditions in that country for a renewed strengthening of the Houthis, who had been rebeling against the legitimate government there since as far back as 2004. The Houthi movement uses religious discourse to achieve specific political goals that have nothing to do with actual interests of the Yemeni people and that are dictated by Iran.

The perception of Yemen as not just falling within the Gulf states’ sphere of influence, but also as more of an object for their policy than a subject of relations is typical.

The conflict in Yemen is the only regional conflict covered separately in the report. The text, intended for the Arabic reader, is not trying to prove Iranian involvement in Yemen’s affairs or the danger of Houthis coming to power there. It is purely declarative.

Meanwhile, the degree of Iran’s participation in the events in Yemen remains unclear. For example, many Russian experts believe that the Houthi movement is of a national nature that has nothing to do with Iran.

At the same time, the perception of Yemen as not just falling within the Gulf states’ sphere of influence, but also as more of an object for their policy than a subject of relations is typical. It is no coincidence that the report’s authors take it upon themselves to define the real interests of the Yemeni people.

Despite the fact that specific parameters of the new phase of integration remain unclear, it is evident that security should become its main driver.

All the while, the fight against the Houthis is treated as resistance to an anti-system movement whose activity is undermining Yemen’s statehood.

In general, all Iranian activity as the report’s authors see it appears to be not only destructive but also harking back to the past and aimed at the destruction of national statehoods in the region. At the same time, national statehood is viewed through the lens of pan-Arabism. The policy of the Gulf countries, on the other hand, is aimed at cementing institutions and statehoods.

This approach essentially represents an interpretation, custom-tailored for the Saudi interests, of a general trend, shared by the international community, of support for institutions and statehoods in the region – something Russia has been actively calling for. It is worth noting in this regard that several years prior, when support for democratic transformations was a “seasonal fad” in the Middle East, the Gulf’s elites were just as eloquent in their praise for freedom and democracy on the one hand as they were in their denunciation of the totalitarian nature of Iran’s regime on the other.

It can be argued that the tendency to justify their own foreign policy by making references to generally accepted imperatives is yet another evidence of the Gulf states’ aspirations to secure support for their position from outside of the region.

REUTERS/Khalil Ashawi
Vasily Kuznetsov:
Imperatives of Neomodernism for the Middle
East

Point No. 9. Security is a common responsibility for all Gulf states, and it requires collective action.

This argument takes us back to the report’s subtitle: “An Arab Gulf Union is the Future”.

The text is mum on any disagreements within the GCC – which is perfectly understandable, since this is not something to talk about, yet it reflects a desire to demonstrate the unity of interests of its member states. The problem is, however, that this logic completely ignores the interests of Gulf states other than Saudi Arabia, which are apparently increasingly diverging. For example, the Sultanate of Oman is not taking part in the Yemen campaign while trying to act as a mediator, the UAE is building close economic ties with Iran, Qatar is from time to time contesting the Saudi leadership in common Arab affairs by actively relying on its own financial and media resources, etc. Bahrain, which perceives Iran as quite a real threat, is perhaps the only Gulf state today whose interests are fully aligned with Saudi Arabia’s. It’s no coincidence that Bahrain has been the most vocal supporter of the idea to intensify integration by turning the Gulf Cooperation Council into a Union.

Despite the fact that specific parameters of the new phase of integration remain unclear, it is evident that security should become its main driver.

The problem is that it could prove insufficient, especially that different countries do not necessarily share the same understanding of their security interests.

Could a different idea be proposed as an alternative to Saudi Arabia’s exclusive security system project?

From Russia’s point of view, the regional security system in the Middle East should be inclusive or (to be realistic) almost inclusive (the matter of how to include Israel in it still remains unclear); therefore, the mutual animosity of Saudi Arabia and Iran must be overcome.

Both sides tend to treat each other’s policy as intrinsically inherent in those countries’ established regimes, so no change of mutual perception appears probable without a transformation or change of the regimes. And since there are no reasons to expect any such transformation in the immediate future, it makes sense to look for other ways for a rapprochement.

One of such ways is to take politics out of this process. Imagine looking for points of positive interaction between the GCC and Iran in the non-political sphere, such as the socio-economic one. Everybody agrees that Syria will need a rebuilding of its economy and a social rehabilitation; what’s more, this need will in no way depend on the nature of a regime that will eventually prevail in that country.

Evidently the GCC countries won’t be ready to help Syria rebuild via Syrian government institutions as long as Bashar Assad stays in power. It’s also evident that Iran, in turn, will avoid working together with any pro-Saudi political forces. Perhaps it would make sense to set up an independent international mechanism involving Saudi Arabia and Iran for rebuilding the Syrian economy both in parallel with its government’s activity and independently of it. This would lay the groundwork for a real rapprochement between the two regional centers of power, and in the future for a revision of their approaches to regional security too.

Citation style - CMOS Copy to clipboard

Vasily Kuznetsov, “On the Matter of the Gulf Cooperation Council’s Regional Security Concept,” Russian International Affairs Council, 17 June 2016, http://russiancouncil.ru/en/inner/?id_4=7797

Rate this article:

  18 Comment
For general editorial feedback contact editorial@russiancouncil.ru

Comments:


New comment

All tags

Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?

Результаты опроса
Архив опросов


Ближний Восток // Аналитика

16 июня 2016

К вопросу о концепции региональной безопасности ССАГПЗ

Василий Кузнецов К.и.н., руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, эксперт РСМД
Фото:
REUTERS/Faisal Al Nasser
Представитель сил безопасности
Саудовской Аравии. 27 марта, 2016

В начале 2016 г. саудовский исследовательский центр Gulf Research Center опубликовал на арабском языке доклад, посвященный проблеме региональной безопасности стран Залива, с подзаголовком «Союз Арабского Залива — это будущее».

Значимость доклада определяется не только тем, что проблема региональной безопасности на Ближнем Востоке в последнее время стала одной из наиболее часто обсуждаемых, но и тем, что базирующийся в Джидде Gulf Research Center возглавляет бизнесмен Абдель Азиз бин Усман бин Сакир. Он считается приближенным к силовым структурам Королевства Саудовская Аравия, и его точка зрения, если и не совпадает полностью со взглядами двора, то по меньшей мере к ним близка.

Учитывая, что исходный текст опубликован на арабском языке, имеет смысл изложить основные его тезисы, снабдив их некоторыми комментариями.

Тезис № 1. В результате событий, последовавших за «арабской весной», традиционные центры силы арабского мира — Египет, Сирия и Ирак — оказались охвачены кризисами и конфликтами. Ответственность за будущее региона и его безопасность легла на государства ССАГПЗ.

Утверждение, что лидерство Залива не столько признак успешности стран ССАГПЗ, сколько побочный продукт общего ближневосточного кризиса, расходится с широко распространенным представлением о ведущей роли богатых арабских монархий в региональной трансформации. Впрочем, оно демонстрирует вполне реалистичный и весьма настороженный взгляд на ситуацию в регионе. В этой обстановке странам ССАГПЗ приходится играть не свойственную им ранее роль, отвечая на все новые вызовы и угрозы.

Тезис № 2. Все элементы региональной безопасности на Ближнем Востоке взаимосвязаны и взаимозависимы, соответственно, обеспечение безопасности стран Залива в отрыве от остальной части региона невозможно.

Такое обоснование общерегиональной роли монархий Залива заставляет задуматься над вопросом о границах Ближнего Востока.

Содержащееся в первом тезисе утверждение о естественности преемства регионального лидерства странами Залива от Египта, Сирии и Ирака предполагает включенность этих стран в единую региональную систему отношений. Вместе с тем игнорирование в докладе роли Турции, негативное отношение к Ирану, отсутствие упоминаний о Магрибе позволяют определить географию описываемой системы — от Сирии на севере до Омана на юге и от Ирака на востоке до Египта на западе.

Рассуждая о единой системе безопасности, авторы доклада почти не касаются, казалось бы, системообразующих региональных конфликтов — сирийского и ближневосточного, затрагивают их походя и в связи с совершенно иными угрозами. Это заставляет описывать предлагаемую систему как иерархичную, выстроенную не на основе баланса между различными ее элементами, а на основе обеспечения интересов и безопасности стран Залива, воспринимающих остальную часть региона как пространство стратегической глубины.

Тезис № 3. Новым явлением на Ближнем Востоке стало открытое военное вмешательство Ирана в дела арабских государств. Оно пришло на смену интервенциям, осуществлявшимся с 1979 г. с помощью спецслужб и при тайной поддержке отдельных движений. Новая политика Ирана в Ираке, Сирии, Ливане, Палестине, Йемене и Бахрейне направлена на пересмотр роли ССАГПЗ и изменение регионального баланса сил.

Утверждение, что лидерство Залива не столько признак успешности стран ССАГПЗ, сколько побочный и даже не совсем желательный продукт общего ближневосточного кризиса, расходится с широко распространенным представлением о ведущей роли богатых арабских монархий в региональной трансформации.

Для авторов доклада агрессивность Исламской Республики Иран — это экзистенциальная черта ее политического режима, постоянно стремящегося к экспорту революции.

Не все в королевстве разделяют столь жесткие взгляды. Некоторые специалисты отмечают, что Иран в принципе способен отказаться от мессианства и стать конструктивным партнером, как это уже было при президентах А.А. Хашеми-Рафсанджани и М. Хатами.

Характерна абсолютизация иранского интервенционализма. Если в отношении Ливана, Сирии и Ирака с этим тезисом еще можно согласиться, то ни в Палестине, ни в Йемене, ни в Бахрейне «открытого военного вмешательства» со стороны ИРИ никогда не было. Подобный риторический прием позволяет авторам не просто гиперболизировать иранскую угрозу (это может быть связано и с близостью Центра к силовикам), но и проецировать национальные озабоченности Саудовской Аравии на все страны региона.

Наконец, гиперболизация «иранского фактора» позволяет снять вопрос о внутренних угрозах безопасности стран ССАГПЗ. В этом дискурсе Иран превращается в вечного и непримиримого врага арабских государств, в источник всех зол и сменяет в этой роли Израиль, который в докладе вообще не упоминается.

REUTERS/Faisal Al Nasser
Игорь Иванов:
Три корзины для Ближнего Востока

Тезис № 4. Государства ССАГПЗ должны выстроить систему стратегического сдерживания, направленную против вмешательства Ирана в дела арабских стран.

Авторы считают, что противодействие Ирану — это основа арабского единства, которое в свою очередь может прийти на смену доминирующей последние полвека исламистской альтернативе и стать идеологией, определяющей облик региона на годы вперед.

Характерно, что события «арабской весны» уже продемонстрировали тренд на слияние этих двух всегда существовавших в арабском мире традиций.

С одной стороны, возникла новая — коммуникационная — основа для панарабизма, который, казалось бы, навсегда ушел в прошлое. Она превратила его из идеологии верхов в протестную практику масс.

С другой стороны, именно исламизм в разных его формах предоставил массам идеологическую и организационную основу для совместного действия в постреволюционный период, а сами исламисты оказались в большинстве случаев интегрированы в новые элиты.

В силу ослабления государственности негосударственные акторы вынуждены искать внешнюю поддержку. Зачастую именно идентичность потенциального «донора» заставляет эти силы принимать ту или иную идеологию.

Идеологическая линия, которой придерживаются авторы доклада, вроде бы вполне вписывается в эту конвергенционную парадигму, учитывая значимость религиозного фактора для политической идентичности монархий Залива. Более того, эта линия базируется на хорошем историческом фундаменте — впервые панарабский проект, причем в тех же границах, что и сегодня, предлагался шерифом Мекки и Медины во время Первой мировой войны.

И все же есть одно принципиальное отличие. И панарабизм (как столетней, так и пятилетней давности), и исламизм (на протяжении всей своей истории) всегда оставались идеологиями протеста и освобождения. Сегодня же государства ССАГПЗ воспринимают их через призму охранительства, что лишает эти идеологии значительной доли привлекательности в глазах масс.

Стремление государств ССАГПЗ обрести внешнюю поддержку осложнит выстраивание региональной системы безопасности в ближайшие годы.

Тезис № 5. Иранский экспансионизм подпитывает «сектантские» движения в арабских странах, в том числе и незаконные шиитские вооруженные формирования.

Подобные обвинения предъявляют друг другу все участники ближневосточного процесса, и все они в значительной степени справедливы. Проблема в том, что именно в силу ослабления государственности негосударственные акторы вынуждены искать внешнюю поддержку. Зачастую именно идентичность потенциального «донора» заставляет эти силы принимать ту или иную идеологию. При этом тесная связь между политикой и религией в регионе приводит подчас к тому, что конвертация в то или иное религиозное течение предопределяется потенциальной политической поддержкой. Это касается и салафитских движений (например, египетской партии «Ан-Нур», пользующейся поддержкой КСА), и шиитских (например, действующей в секторе Газа организации «Сабрин»).

Вместе с тем помимо иранской активности в поддержке шиитских движений (или саудовской — в поддержке салафитских) необходимо учитывать наличие общей конфессиональной солидарности и сетевых связей между общинами по всему миру, а также самое существенное — неизменное наличие внутристрановых (социальных, экономических, институциональных) причин для появления таких формирований.

EPA/YOUSSEF BADAWI
Борис Долгов, Омар Махмуд:
Сирийский конфликт: позиции России
и стран ССАГПЗ

Тезис № 6. Политика Б. Обамы направлена на снижение активности в регионе, что сказывается, во-первых, на сокращении военного присутствия США в зоне Залива, во-вторых, на ослаблении поддержки, оказываемой Вашингтоном его региональным союзникам. Есть основания надеяться, что после смены президентской администрации ситуация изменится.

Недовольство американской политикой и стремление к обретению внешних гарантов региональной подсистемы отношений на Ближнем Востоке понятны и согласуются с представлением о вынужденности лидерства ССАГПЗ. В перспективе это дает возможность другим акторам занять место США, если они будут готовы выступать арбитром в ближневосточных спорах, которые, впрочем, чрезвычайно обременительны.

Эмоционально выраженная надежда на смену американского политического курса также существенна. Она демонстрирует не только эмоциональность, но и персонифицированность восприятия политического процесса. Последняя, разумеется, в той или иной мере присуща всем, однако в данном случае она показывает существенную зависимость внешней политики стран Залива от внутриполитических процессов в США. В целом же стремление государств ССАГПЗ обрести внешнюю поддержку осложнит выстраивание региональной системы безопасности в ближайшие годы.

Тезис № 7. Новой угрозой стало террористическое территориальное образование «Исламское государство» (ИГ), возникшее в непосредственной близости от границ стран ССАГПЗ. Причем опасность представляет не только вполне вероятное распространение активности ИГ на Иорданию и в Йемен, где организация уже активно действует. Опасно то, что противодействие «Исламскому государству» легитимизирует иранский экспансионизм в глазах международного сообщества и создает поддержку для шиитских «милиций» в разных арабских странах.

Инструментализация борьбы с ИГ со стороны ИРИ представляется большей угрозой, чем сам ИГ хотя бы потому, что методы противодействия терроризму очевидны, и королевство успешно справляется с этой задачей.

Угроза ИГ воспринимается не в парадигме региональной безопасности, а скорее через призму национальных интересов Саудовской Аравии, для которой (как, кстати, и для Израиля) Иран опаснее. Инструментализация борьбы с ИГ со стороны ИРИ представляется большей угрозой, чем сам ИГ хотя бы потому, что методы противодействия терроризму очевидны, и королевство успешно справляется с этой задачей.

Вместе с тем, с точки зрения авторов доклада, успешная борьба с ИГ на фоне отмены санкций и интеграции ИРИ в международное сообщество в перспективе грозит не только формированием шиитской оси Тегеран — Багдад — Дамаск — Бейрут, признанной международным сообществом. В числе возможных последствий — расшатывание ситуации в восточной провинции Саудовской Аравии, в Кувейте и Бахрейне, а также коллапс монархических режимов.

Подобный «экспорт революции» приведет к установлению шиитского правления во всем регионе.

Это может быть угроза, с одной стороны, национальной (арабской) государственности, с другой — суннитскому большинству. Борьба с ней естественным образом заставляет поддерживать суннитские движения в соответствующих странах.

Тезис № 8. Отдельная угроза для стран ССАГПЗ исходит из Йемена. Кризис, последовавший за «арабской весной», создал в этой стране условия для нового усиления хуситов, которые выступали против законного правительства еще с 2004 г. Хуситское движение использует религиозный дискурс для достижения конкретных политических целей, не имеющих ничего общего с реальными интересами йеменского народа и продиктованных Ираном.

Характерно специфическое восприятие Йемена не просто как сферы интересов государств Залива, но и как скорее объекта их политики, чем субъекта отношений.

Конфликт в Йемене — единственный из региональных конфликтов, которому в докладе уделяется отдельное внимание. Текст, предназначенный для арабского читателя, не нацелен на то, чтобы доказать иранскую вовлеченность в йеменские дела или опасность прихода к власти в стране хуситского движения. Дело ограничивается декларациями.

Между тем степень участия ИРИ в событиях в Йемене до сих пор остается неясной. Так, среди отечественных экспертов распространена точка зрения о национальном характере хуситского движения, не имеющего ничего общего с ИРИ.

В то же время характерно специфическое восприятие Йемена не просто как сферы интересов государств Залива, но и как скорее объекта их политики, чем субъекта отношений. Не случайно авторы берут на себя смелость определить истинные интересы йеменского народа.

Несмотря на то, что конкретные параметры нового этапа интеграции на сегодня остаются неясными, очевидно, что основным ее движителем должна стать безопасность.

Вместе с тем борьба с хуситами преподносится как противодействие антисистемному движению, активность которого ведет к разрушению йеменской государственности.

В целом вся деятельность Ирана в интерпретации авторов доклада оказывается не просто деструктивной, но архаизирующей, направленной на разрушение национальной государственности в регионе. При этом сама национальная государственность понимается через призму панарабизма. Политика же государств Залива направлена на цементирование институтов и государственности.

Подобный подход, по сути, представляет собой специфическую, сделанную в саудовских интересах интерпретацию общего для международного сообщества тренда на поддержку институтов и государственности в регионе, о чем особенно много говорит Россия. Характерно в этом отношении, что несколькими годами ранее, когда «модой сезона» на Ближнем Востоке была поддержка демократических преобразований, элиты Залива столь же рьяно говорили о свободе и демократии, с одной стороны, и о тоталитарной сущности иранского режима, с другой.

Можно констатировать, что тенденция оправдывать свою внешнюю политику ссылками на общепринятые императивы — это еще одно свидетельство стремления стран Залива к обретению внерегиональной поддержки их позиции.

Тезис № 9. Обеспечение безопасности — это общее дело всех государств Залива, требующее коллективных действий.

Это положение возвращает нас к подзаголовку доклада — «Союз Арабского Залива — это будущее».

В тексте нет ни слова о противоречиях внутри ССАГПЗ, что вполне объяснимо, поскольку говорить об этом не принято, зато присутствует желание показать единство интересов его государств-членов. Однако проблема в том, что предлагаемая трактовка совершенно не учитывает интересы других государств Залива, кроме Саудовской Аравии, которые, кажется, постепенно все более диверсифицируются. Так, султанат Оман не принимает участия в йеменской кампании, пытаясь играть роль посредника, ОАЭ выстраивают тесные экономические отношения с Ираном, Катар периодически пытается оспаривать саудовское лидерство в общеарабских делах, активно используя свои финансовые и медийные возможности и т.д. Пожалуй, единственная страна Залива, чьи интересы полностью совпадают с КСА, — сегодня Бахрейн, воспринимающий Иран как вполне реальную угрозу. Не случайно именно Бахрейн наиболее активно поддержал идею усиления интеграции через превращение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в Союз.

Несмотря на то, что конкретные параметры нового этапа интеграции на сегодня остаются неясными, очевидно, что основным ее движителем должна стать безопасность.

Проблема состоит в том, что ее может оказаться недостаточно, тем более что понимание интересов безопасности разных стран далеко не всегда совпадает.

Можно ли противопоставить саудовскому проекту эксклюзивной системы безопасности другую идею?

С российской точки зрения, система региональной безопасности на Ближнем Востоке должна быть инклюзивной или (если быть реалистами) почти инклюзивной (вопрос, как включить в нее Израиль, все равно останется неясным), следовательно, должна быть преодолена взаимная враждебность КСА и ИРИ.

Обе стороны трактуют политику друг друга как изначально присущую утвердившимся в этих странах режимам, поэтому изменение взаимного восприятия без трансформации или смены режимов представляется маловероятным. А поскольку нет никаких оснований ожидать, что подобная трансформация произойдет в ближайшем будущем, имеет смысл искать иные возможности для сближения.

Один из путей — деполитизация процесса. Речь идет о поиске точек позитивного взаимодействия между ССАГПЗ и ИРИ в неполитической сфере, например в социально-экономической. С утверждением, что Сирия будет нуждаться в восстановлении экономики и в социальной реабилитации, согласны все, причем эта потребность никак не будет связана с характером того режима, который в результате установится в республике.

Очевидно, что страны ССАГПЗ не будут готовы помогать восстановлению страны через правительственные сирийские институты, пока у власти находится Б. Асад. Очевидно и то, что Иран, наоборот, будет избегать сотрудничества с просаудовскими политическими силами. Возможно, имело бы смысл создать международный независимый механизм с участием КСА и ИРИ для восстановления сирийской экономики параллельно с деятельностью правительства и вне зависимости от нее. Это подготовило бы почву для реального сближения двух региональных центров силы, а в перспективе и для пересмотра их подходов к региональной безопасности.

Оцените статью:

  18 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги