Несут ли угрозу евразийской интеграции проекты ТТП (TPP) и ТТИП (TTIP)?

Результаты опроса
Архив опросов


Европа // Аналитика

24 августа 2015

К отставке готовы. Алексис Ципрас покидает пост премьер-министра Греции

Юрий Квашнин К.и.н., зав. сектором исследований ЕС ИМЭМО РАН, эксперт РСМД
Фото:
REUTERS/Francois Lenoir

Уход А. Ципраса с поста премьер-министра Греции, за которым неизбежно последуют парламентские выборы, безусловно, стал одной из главных международных новостей августа 2015 г. Однако в самой Греции это событие не стало сенсацией. Местные комментаторы заговорили о вероятности досрочных выборов еще в середине июля, когда правящая леворадикальная партия СИРИЗА оказалась на грани раскола в связи с принятием пакета экстренных мер, необходимых для проведения переговоров с европейскими кредиторами и МВФ. А после голосования 13 августа 2015 г. относительно третьего пакета финансовой поддержки, в ходе которого 32 депутата от левых радикалов высказались «против» и еще 11 воздержались (законопроект был принят исключительно благодаря поддержке оппозиционных партий — «Новой демократии», ПАСОК и «Потами»), реализация этого сценария стала неизбежной.

Итоги неполных семи месяцев пребывания А. Ципраса у власти неутешительны. Ни одно из предвыборных обещаний его партии не было выполнено, вместо списания государственной задолженности Греция получила новые кредитные соглашения на условиях продолжения политики жесткой экономии, вместо экономического роста — возобновление рецессии (по предварительным оценкам, ВВП страны в 2015 году просядет на 2,3% и еще на 1,3% — в 2016). В своем заявлении об отставке А. Ципрас признал, что его правительство «не смогло добиться того соглашения, которого хотело», и для проведения реформ ему нужен новый мандат от избирателей.

Итоги неполных семи месяцев пребывания А. Ципраса у власти неутешительны.

Несмотря на очевидные провалы в экономической политике, согласно опросам общественного мнения, СИРИЗА имеет высокие шансы в очередной раз победить. На это есть несколько причин. Первая из них — высокий уровень поддержки ее лидера (политику А. Ципраса одобряют порядка 60% избирателей), которая в значительной степени экстраполируется на рейтинг самой партии. В греческом обществе А. Ципрас по-прежнему воспринимается как политик нового типа, не запятнавший себя в громких коррупционных скандалах и действующий в интересах страны, пусть даже без видимых успехов.

REUTERS / Alkis Konstantinidis
Александр Дривас, Михаил Диаконтонис:
Переговорный тупик, новая Европа и
греческая драма

Вторая причина, тесно связанная с первой, — относительная слабость оппозиции. Большинство избирателей с недоверием относятся к центристским партиям, которые на протяжении предыдущих 30 лет управляли страной и несут ответственность за продолжающийся долговой кризис. Некогда могущественное Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) превратилось в политического карлика, для которого прохождение в парламент уже будет большим успехом, а рейтинг правоцентристской «Новой демократии» уступает рейтингу партии СИРИЗА примерно на 15 п.п. Радикальные партии также вряд ли могут претендовать на лидерство. Так, ультранационалистическая «Золотая заря» достигла «потолка» своей электоральной поддержки (7–10% голосов) и может рассчитывать на расширение представительства в парламенте только в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации, а Компартия Греции, некогда доминировавшая на левом фланге, с трудом справляется с возросшей конкуренцией со стороны других движений левого спектра. Определенные шансы увеличить количество депутатских мест имеет стоящая на умеренных позициях партия «Потами» (в переводе на русский — «Река»), возглавляемая известным журналистом и общественным деятелем С. Теодоракисом, но ее рейтинг колеблется в пределах 5–10% голосов.

В греческом обществе А. Ципрас по-прежнему воспринимается как политик нового типа, не запятнавший себя в громких коррупционных скандалах и действующий в интересах страны, пусть даже без видимых успехов.

«Темная лошадка» предстоящей избирательной гонки — только что созданная партия «Народное единство» на основе так называемой левой платформы внутри партии СИРИЗА, в которую вошла наиболее радикальная часть ее представителей (25 депутатов), проголосовавших против условий нового меморандума. Лидер новой партии П. Лафазанис уже заявил, что пойдет на выборы с требованием отказа от кредитных соглашений и будет представлять интересы 62% греков, которые высказались на референдуме против мер жесткой экономии, даже в том случае, если это повлечет за собой «контролируемый выход» Греции из еврозоны. Позиционируя себя как настоящих хранителей левых идей и ценностей, «Народное единство» ориентировано на избирателей СИРИЗА, не простивших А. Ципрасу провала на переговорах с тройкой кредиторов. Скорее всего, за оставшийся до выборов месяц «Народное единство» не сможет войти в число лидеров избирательной гонки, но в ее силах «отъесть» часть голосов «материнской» партии.

Сохраняющаяся популярность СИРИЗА во многом объясняется тем, что болезненные меры только начинают осуществляться и пока не возымели тяжелых последствий для населения.

Наконец, сохраняющаяся популярность СИРИЗА во многом объясняется тем, что болезненные меры (повышение налогов, приватизация государственных предприятий, реформирование пенсионной системы) только начинают осуществляться и пока не возымели тяжелых последствий для населения. Основной эффект от новых «антикризисных» мер придется на последний квартал 2015–2016 гг.; пока же изменения, связанные с достигнутыми соглашениями, носят скорее позитивный характер (например, в середине августа власти Греции сняли ряд ограничений на движение капитала). Этим, в частности, объясняется та поспешность, с которой А. Ципрас объявил досрочные выборы: по мере углубления экономического спада рейтинг его партии будет снижаться.

REUTERS/Alkis Konstantinidis
Александр Дривас:
Выход из еврозоны, или что ждет Грецию
в будущем?

Таким образом, главная интрига предстоящих выборов заключается не в том, кто придет к финишу первым, а в том, удастся ли партии СИРИЗА набрать достаточное количество голосов, чтобы сформировать однопартийное правительство. Согласно греческому законодательству, 250 депутатских мест распределяются на пропорциональной основе в зависимости от набранных партиями голосов (при условии прохождения ими 3-процентного проходного барьера), оставшиеся 50 мест отдаются партии-победителю. Это означает, что с учетом перераспределения голосов партий, которые окажутся за бортом парламента, для формирования правительства СИРИЗА должна будет получить поддержку примерно 37–38% избирателей, что потребует от ее лидера невероятных усилий. С одной стороны, ему нужно будет по возможности удержать левых избирателей, которых активно «окучивают» новые политики вроде упомянутого П. Лафазаниса и председателя парламента З. Константопулу, с другой — продолжить дрейф в сторону политического центра, де-факто занимая ту нишу, которая ранее принадлежала левоцентристской партии ПАСОК. В противном случае СИРИЗА будет вынуждена вновь создавать коалиционное правительство с участием или партнеров по прежнему правительству — «Независимых греков» (если они пройдут в парламент), или какой-либо другой партии (например, «Потами»). Политическая история современной Греции показала, что все коалиционные правительства оказываются крайне неустойчивыми и мало приспособленными к проведению экономических реформ.

Главная интрига предстоящих выборов заключается не в том, кто придет к финишу первым, а в том, удастся ли партии СИРИЗА набрать достаточное количество голосов, чтобы сформировать однопартийное правительство.

Но даже если партии СИРИЗА удастся по итогам выборов создать однопартийное правительство, политическая стабилизация, скорее всего, будет непродолжительной. Каким бы лояльным к А. Ципрасу ни был новый состав фракции, политика «затягивания поясов» будет создавать благоприятную почву для очередного внутрипартийного раскола с последующей утратой парламентского большинства. Фактически Греция попала в порочный круг, когда политическая разобщенность препятствует экономическим преобразованиям, а реформы в экономической сфере, в свою очередь, провоцируют дальнейшую фрагментацию партийной системы. Единственной возможностью разорвать его могло бы стать списание значительной части государственного долга Греции, которое позволило бы стране не допустить новой волны рецессии, а ее правительству — избежать мер, ведущих к спаду экономики, и сместить акцент на проведение структурных реформ (либерализация рынка труда, создание благоприятного инвестиционного климата и пр.). Однако на сегодняшний день для европейских кредиторов Греции такой вариант политически неприемлем.

Оцените статью:

  6 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги