Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?

Результаты опроса
Архив опросов


Европа // Аналитика

27 февраля 2015

От «малой холодной войны» к обострению отношений

Татьяна Андреева К.и.н., с.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН
Фото:
REUTERS/Alexei Nikolsky/RIA Novosti/Kremlin
В.Путин и Д.Кэмерон, Саммит G20,
Австралия, 5 июня 2014 г.

Приход к власти в Великобритании и России Д. Медведева и Д. Кэмерона, которых не затронул британо-российский скандал 2006 г., способствовал окончанию периода «малой холодной войны» и возобновлению двустороннего диалога. Поступательное улучшение отношений между странами с 2010 г. по 2013 г. было неожиданно прервано украинским кризисом 2014 г. Разница в понимании причин и способов урегулирования этого кризиса рассорила два государства, и сегодня не исключается даже возможность вооруженного противостояния между ними.

Мировой экономический кризис и налаживание британо-российских отношений

Если говорить о двусторонних отношениях с европейскими странами, то у СССР сложнее всего они выстраивались именно с Великобританией. С распадом СССР и исчезновением идеологических различий связи между двумя странами стабильно улучшались. Такое положение сохранялось до 2014 г., пока российские и британские экономические и геополитические интересы не столкнулись на постсоветском пространстве. После убийства в ноябре 2006 г. в Лондоне эмигранта из России, на тот момент уже гражданина Великобритании, А. Литвиненко (в чем были обвинены российские спецслужбы) отношения между Россией и Соединенным Королевством достигли низшей точки.

Экономическая слабость Великобритании в условиях мирового кризиса и ее зависимость от российской нефти и газа способствовали началу диалога с Москвой.


www.svoboda.org
Встреча Д.Кэмерона с Д.Медведевым,
12 сентября 2011 г.

Экономическая слабость Великобритании в условиях мирового кризиса и ее зависимость от российской нефти и газа способствовали началу диалога с Москвой. Великобритания приступила к налаживанию экономического сотрудничества, параллельно настаивая на обсуждении проблемы прав человека в России. Постепенно дело А.Литвиненко, ставшее главной преградой на пути развития англо-российских отношений к 2013 г., ушло на второй план, уступив место не менее резонансному делу о смерти юриста фонда Hermitage Capital С. Магнитского в СИЗО «Матросская тишина» в ноябре 2009 г.

Первый с 2005 г. визит на высшем уровне и первый визит Д.Кэмерона в качестве премьер-министра Великобритании в Москву состоялся 12 сентября 2011 г. В ходе встречи британский премьер отказался от политики в духе «око за око» и высказался за прямое инвестирование британских капиталов в российскую экономику. При обсуждении глобальных проблем были выявлены многочисленные разногласия, наиболее серьезные из которых касались урегулирования гражданской войны в Сирии [1].

По результатам выборов в Госдуму, состоявшихся 4 декабря 2011 г., британская сторона сделала вывод, что произошла конвергенция государства и правящей партии, и усомнилась в свободном функционировании демократических институтов в России, включая средства массовой информации, гражданское общество, оппозиционные политические группы [2]. При этом дело С.Магнитского с этого момента стало считаться самым существенным фактом нарушения прав человека и показателем ухудшавшейся политической обстановки в России [3].

Новое охлаждение между Великобританией и Россией произошло в свете общего ухудшения взаимопонимания между Россией и Западом во главе спрезидентом США Б.Обамой, напомнив классические «войны по доверенности» периода биполярного мира.

После победы В.Путина на президентских выборах в России 4 марта 2012 г. в Великобритании вновь усилилась критика в адрес хозяина Кремля. Но поскольку сотрудничество в сфере бизнеса не ставилось в зависимость от соблюдения прав человека в России и ее внешнеполитического курса, после долгих переговоров 21 октября 2012 г. была заключена «мегасделка» по покупке «Роснефтью» долей британской ВР и российских акционеров в компании ТНК-ВР, общая стоимость которой составила 61 млрд. долл. [4]. Доля ВР в акционерном капитале «Роснефти» составила 19,75%. При этом британская фирма фактически стала вторым после российского государства акционером самой крупной в мире нефтегазовой компании. Кроме того, начались переговоры между ВР и «Газпромом» о продолжении строительства российского трубопровода «Северный поток» в Великобританию. А последний этап согласования «мегасделки» совпал с повышением активности российского бизнеса в Великобритании [5].

Конструктивными были переговоры между В.Путиным и Д.Кэмероном в Сочи 10 мая 2013 г. и в Лондоне 16 июня 2013 г. перед началом саммита G-8 в Ирландии. Их главной темой стало прекращение гражданской войны в Сирии [6].

www.paginaderusia.ro
После воссоединения Крыма с Россией
британский посол при ООН М.Л.Грант
констатировал изоляцию России в ООН и
международном сообществе

Однако после решения прокурора Тверского суда Москвы, который 3 июля 2013 г. заочно приговорил экс-главу фонда Hermitage Capital В.Браудера к девяти годам лишения свободы, появился официальный запрет МВД Великобритании на въезд в Королевство 60 россиян, своего рода британский «список Магнитского». Это подчеркивало решимость Великобритании защищать интересы своего бизнеса и своих граждан на территории других государств, несогласие с внутренней политикой В.Путина, а также солидарность с США (принявшими подобный список в конце 2012 г.) в стремлении ограничить влияние России в международных делах. И хотя этот список бросил тень на британо-российские отношения [7], экономическая целесообразность все же взяла верх над острыми политическими разногласиями. Так, в связи с предстоящим закрытием к 2023 г. 15 из 16 британских ядерных реакторов, «Росатом», Rolls-Royce и финская энергокомпания Fortum подписали соглашение о предварительной оценке соответствия требованиям британского рынка российских технологий производства ядерных реакторов и строительства российских модификаций ядерных электростанций в Великобритании. Статистика межгосударственного товарооборота с 2010 г. также свидетельствовала об улучшении двусторонних связей [8].

Украинская проблема и кризис британо-российских отношений

Маленькая холодная война» в англо-российских отношениях, продолжавшаяся пять лет и закончившаяся главным образом по экономическим причинам, не сделала Великобританию сговорчивее в вопросе соблюдения прав человека.


REUTERS/Grigory Dukor/Pixistream
Татьяна Андреева:
После воссоединения Крыма с Россией
Худой мир лучше доброй ссоры

Настоящий удар по британо-российским отношениям нанес украинский кризис 2014 г. Разница в понимании ситуации и путей ее урегулирования изначально напрямую не задевала англо-российские отношения. Новое охлаждение между Великобританией и Россией произошло в свете общего ухудшения взаимопонимания между Россией и Западом во главе спрезидентом США Б.Обамой, напомнив классические «войны по доверенности» периода биполярного мира. Фактически, отношения между Великобританией и Россией испортились после разрешения российским парламентом президенту В.Путину ввести войска на территорию Украины в целях защиты русскоговорящего населения от украинских националистов и неонацистов, а также проведения референдума в Крыму (16 марта 2014 г. вместо 30 марта 2014 г.) при активном участии российских военных без опознавательных знаков с дальнейшим воссоединением Крыма с Россией (18 марта 2014 г.). Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, жестко осудил нарушение РФ международных законов, пояснив, однако, что речь не идет о начале новой холодной войны [9]. А британский посол при ООН М.Л.Грант заявил об изоляции России со стороны ООН и международного сообщества [10]. С этого момента Британия взяла на себя роль лидера, убеждающего другие европейские страны вводить против России ограничения от лица ЕС [11]. В результате этих событий Запад признал Россию агрессором и взял курс на ее международную изоляцию: заморозил ее участие в G-8, свернул сотрудничество по линии Россия-НАТО, а также наложил разнообразные дипломатические и политические санкции. После непризнанных референдумов в Донецке (89%) и Луганске (96%), где подавляющее большинство граждан проголосовало за отделение от Украины, президент США Б.Обама совместно с министром иностранных дел Великобритании У.Хейгом добился расширения санкций ЕС в отношении российских бизнесменов, политиков и фирм с целью смягчения позиции России по отношению к выборам президента Украины 25 мая 2014 г. [12].

После крушения малазийского боинга МН17 над украинской территорией, произошедшего, по мнению Запада, по вине России, которая оказывала поддержку оружием и войсками повстанцам на востоке и юго-востоке Украины, борющимся против нового украинского правительства, Запад под давлением США и Великобритании ввел (29 июля 2014 г.) против России тяжелейшие секторальные санкции. По мнению Д.Кэмерона, новые ограничения должны были заставить В.Путина изменить политический курс, поскольку, по его мнению, Россия больше нуждается в Западе, чем он в России [13].

Судя по тому, что Великобритания не стремилась стать посредником на переговорах «Минск-2» можно предположить, что Д.Кэмерон знает о реальных планах Б.Обамы в отношении украинского кризиса и России и поддерживает его.

Подписание минских договоренностей о прекращении огня на Украине 5 сентября 2014 г. и заявление России о заинтересованности в сохранении территориальной целостности Украины при предоставлении статуса автономии ее восточным и юго-восточным территориям не привели к прекращению войны. Более того, в целях противостояния «российской угрозе» Великобритания на саммите НАТО в Ньюпорте 3 сентября 2014 г. заявила о готовности предоставить четверть вооруженных сил и разместить у себя командный центр Сил быстрого реагирования НАТО со скоростью развертывания от 2 до 5 дней в любой точке мира с первоначальным базированием в балтийских странах [14].

Новый удар по британо-российским отношениям нанесла информация о причастности российских спецслужб к убийству А.Литвиненко, опубликованная в газете «The Daily Telegraph» перед началом открытых слушаний в британском суде по этому делу [15]. Хотя суд не принял эту информацию в качестве улики, это убийство было переведено в разряд государственного преступления.

Неспособность Запада добиться изменения российского курса в отношении украинского кризиса даже путем секторальных санкций, а также успешное наступление ополченцев на позиции украинских войск в начале 2015 г. привело к размещению контингентов НАТО в балтийских странах, к обсуждению вопроса о проверке состояния арсеналов ядерного оружия и дискуссии в США о необходимости предоставления украинской стороне «летального оружия» для борьбы с ополченцами. Угроза начала Третей мировой войны с участием ядерных держав заставила канцлера ФРГ А.Меркель и президента Франции Ф.Олланда согласовать с П.Порошенко, В.Путиным и Б.Обамой, а затем принять на встрече в Минске (11-12 февраля 2015 г.) новый план мирного урегулирования. Британия, также как Германия и Франция, высказалась против предоставления Украине «летального оружия», но оставила за собой право изменить это решение и объявила о стремлении помешать развалу украинской армии. При этом британская позиция полностью совпала с мнением президента США Б.Обамы.

* * *

«Маленькая холодная война» в англо-российских отношениях, продолжавшаяся пять лет (2006-2010 гг.) и закончившаяся главным образом по экономическим причинам, не сделала Великобританию сговорчивее в вопросе соблюдения прав человека. Появление «списка Магнитского» свидетельствовало о решимости противостоять российской судебной практике с целью защиты британского бизнеса.

Украинский кризис с аннексией Крыма и другими нарушениями норм международного права привел к возобновлению политической конфронтации между Россией и Западом, а значит и Великобританией. При этом выгоды двустороннего экономического сотрудничества не способствовали нормализации отношений. Даже возможность начала Третьей мировой войны с угрозой применения ядерного оружияне способствовала взаимопониманию между Россией и Британией и поиску путей сотрудничества. Хотя Великобритания совместно с другими странами ЕС изначально выступала за урегулирование украинской проблемы дипломатическими средствами, она не исключала и американской линии, то есть военного решения [16]. Судя по тому, что Великобритания не стремилась стать посредником на переговорах «Минск-2» (что не характерно для Лондона, традиционно участвующего во всех наиболее значимых международных делах) можно предположить, что Д.Кэмерон знает о реальных планах Б.Обамы в отношении украинского кризиса и России и поддерживает его. Другими словами, американское оружие, скорее всего, уже находится на Украине, его поставки нужно лишь легализовать в конгрессе США, а учить пользоваться им украинскую армию будут британские военные советники.

1. Цена оттепели между Британией и Россией. 2011. 12 сен. (URL: http://www.inosmi.ru/europe/20110912/174574351.html).

2. Independent assessment of Russian elections raises UK concern. 2011. Dec. 6 (URL: http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?view=News&id=702287982).

3. Великобритания готовится дать предупредительный выстрел. 2012. 27 фев. (URL: http://www.inopressa.ru/article/27Feb2012/sundaytimes/magnitski.html).

4. «Роснефть» полностью покупает ТНК-ВР. Путин одобрил «мегасделку». 2012. 22 окт. (URL: http://www.newsru.com/arch/finance/22oct2012/rosneftbp.html).

5. Андреева Т.Н. Британо-российские отношения при правительстве Д.Кэмерона-Н.Клегга. «МЭиМО». 2014. №9. С.20-33.

6. Кэмерон: взгляды Москвы и Лондона на Сирию различаются. 2013. 10 мая (URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/05/130510_cameron_visits_sochi.shtml.

7. Oliphant R. Russia denies calling Britain a little island no one cares about. The Daily Telegraph. 2013. Sep. 6 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/Europe/Russia/10290740/Russia-denies-calling-Britain-a-little-island-no-one-cares-about.html).

8. Российско-британские отношения. (URL: http://www.tyumen-region.ru/foreign-economic/cooperation/foreign/foreign/britain/relations/). 404 Not Found — страница не найдена

9. PM statement on President Putin’s actions on Crimea. 2014. Mar. 18 (URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-statement-on-president-putins-actions-on-crimea).

10. UK responds to Russia’s Security Council veto on Ukraine resolution. 2014. Mar. 15 (URL: http://www.gov.uk/government/news/uk-responds-to-russias-security-council-veto-on-ukraine-resolution).

11. Russia’s actions in Crimea. 2014. Mar. 18 (URL: https://www.gov.uk/government/speeches/russias-actions-in-crimea).

12. EU expand sanction list to keep pressure on Russia. The Guardian. 2014. May 13 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/10826465/Ukraine-crisis-EU-expand-sanction-list-to-keep-pressure-on-Russia.html).

13. Titcomb J. Russian sanctions create burden for UK banks. The Daily Telegraph. 2014. Jul. 31 (URL: http://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/banksandfinance/11001223/Russian-sanctions-create-burden-for-UK-banks.html).

14. MacAskill E. Nato to announce 4000-strong rapid reaction force to counter Russian threat. The Guardian. 2014. Sep. 5 (URL: http://www.theguardian.com/world/2014/sep/05/nato-4000-rapid-reaction-force-baltics-russia).

15. Newell C., Telford L. and Malnick E. Litvinenko inquiry: the proof Russia was involved in dissident’s murder. The Daily Telegraph. 2015. Jan. 23 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/law-and-order/11365730/Litvinenko-inquiry-the-proof-Russia-was-involved-in-dissidents-murder.html).

16. Dominiczak P. Philip Hammond: Britain not ruling out providing ‘lethal force’ in Ukraine. The Daily Telegraph. 2015. Feb. 23 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/11403456/Philip-Hammond-Britain-not-ruling-out-providing-lethal-force-in-Ukraine.html).

Оцените статью:

  5 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги