Великобритания проголосовала за выход страны из состава ЕС. Какие перспективы ждут Евросоюз в ближайшие 5–10 лет?

Результаты опроса
Архив опросов


Латино-Карибская Америка // Аналитика

29 января 2015

Военно-техническое танго

Александр Корольков К.и.н., специалист по Латинской Америке
Татьяна Русакова К.полит.н., военный обозреватель Russia Beyond The Headlines
Фото:
www.diarioveloz.com
Встреча Владимира Путина с Кристиной
Киршнер в Аргентине. Июль, 2014

В последнее время на фоне разговоров о сближении России со странами Латинской Америки в зарубежных СМИ все чаще появляются сообщения о намерении российской стороны усилить военно-техническое сотрудничество с данным регионом, в частности с Аргентиной. Многочисленные слухи о недавней продаже двенадцати российских истребителей-бомбардировщиков Су-24 Аргентине стали поводом для беспокойства правительства Великобритании. Впоследствии даже появилось предложение разместить на территории спорных Фолклендских (Мальвинских) островов больше истребителей Typhoon [1].

Говорили ли Владимир Путин с Кристиной Киршнер о возможных поставках российских боевых самолетов во время визита российского президента в Буэнос-Айрес в июле 2014 года, остается открытым вопросом. Тем более что факты говорят о том, что такое сотрудничество могло бы стать логичным продолжением потеплевших отношений России и Аргентины, которым летом 2015 года исполнится 130 лет.

Новый рынок в Новом свете

Двусторонние отношения стали развиваться лишь в последнее десятилетие из-за изменения местного политического ландшафта.

Аргентина, как и Венесуэла, не относится к оружейным рынкам, которые достались современной России от СССР. Двусторонние отношения стали развиваться лишь в последнее десятилетие из-за изменения местного политического ландшафта. Об интенсивности развития отношений с Аргентиной в последнее время говорит количество встреч на высшем уровне. До 2000 года лидеры Аргентины посетили CCCР и Россию всего три раза, а после состоялось уже два визита (Нестор Киршнер — в 2004 г. и Кристина Киршнер — в 2008 г.) глав Аргентины в Россию и два визита (Дмитрий Медведев в 2010 г. и Владимир Путин — в 2014 г.) глав России в Аргентину. Фундамент военно-технического сотрудничества был заложен в 2004 году во время встречи в Москве В. Путина и Н. Киршнера, которые подписали договор о ВТС. Ратифицирован договор был лишь два года спустя [2], и вслед за этим последовал первый скандал с закупками вооружений. Через пару месяцев после голосования в аргентинском парламенте авторететная аргентинская газета La Nacion обратила пристальное внимание [3] на слова министра обороны РФ Сергея Иванова, сказанные после встречи с его аргентинской коллегой Нильдой Гарре (Nilda Garré). Якобы С. Иванов сказал тогда, что Н. Гарре вручила ему список вооружений, который бы Аргентина хотела купить в России. На Н. Гарре обрушился шторм критики местной, преимущественно проамерикански настроенной прессы. Не помогло даже то, что через несколько часов ее пресс-секретарь опроверг намерение закупать оружие в России, а сама министр заявила, что в списке были предложения по совместным проектам в сфере ВТС.

www.airplane-pictures.net
МИ 171 в рядах ВВС Аргентины

Только через четыре года, во время визита Д.Медведева в Аргентину в 2010 г., состоялась первая сделка по покупке российской военной техники. Это стали российские качественные и недорогие вертолеты Ми-8 (в экспортной модификации Ми-171Е). Был подписан контракт на две машины общей стоимостью в 22 млн евро, а покупка была осуществлена на условиях предоставления кредита одним из российских банков. Проблем и задержек с выполнением намеченного контракта не возникло, и уже в ноябре 2011 года российские вертолеты вошли в состав авиагруппы специальных операций 7-й авиационной бригады ВВС Аргентины, где заменили устаревшие вертолеты Bell 212. Сейчас они используются для обеспечения поисково-спасательных и логистических работ в Антарктиде.

В 2011 году аргентинский главнокомандующий ВВС бригадный генерал Нормандо Константино заявил, что военное ведомство рассматривает возможность купить больше вертолетов типа Ми-17, так как двух машин не хватает, чтобы эффективно поддерживать аргентинское присутствие в Антарктиде.

Только через четыре года, во время визита Д.Медведева в Аргентину в 2010 г., состоялась первая сделка по покупке российской военной техники. Это стали российские качественные и недорогие вертолеты Ми-8 (в экспортной модификации Ми-171Е).

Уже в марте 2012 года на авиасалоне Fidae-2012 в Сантьяго (Чили) начальник департамента внешнеэкономической деятельности и маркетинга госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Гореславский заявил, что Аргентина намерена приобрести еще «дополнительную партию Ми-17 и интересуется легкими вертолетами Ка-226Т». Тогда чиновник отметил, что идет согласование сроков подписания контракта еще на три машины, а директор департамента маркетинга «Вертолетов России» выделил Аргентину наряду с Мексикой и Бразилией среди основных приоритетных рынков в латиноамериканском регионе.

Однако Россия расширяла сотрудничество на местных рынках с другими странами, а контракт по вертолетам с Аргентиной опять откладывался в долгий ящик. Немалое количество проблем в экономике просто не позволяли южноамериканской стране активно приступить к перезревшей необходимости модернизации собственных вооруженных сил. При этом задач по возвращению Мальвинских островов и борьбы за Антарктиду никто не отменял, но состояние армии тормозит успешное продвижение национальной позиции по этим вопросам. К примеру, на вооружении ВВС этой страны стоят самолеты, собранные в 1960-1970-х гг. Последовавшая война за Фолклендские острова оттянула военную модернизацию. В итоге на вооружении сейчас состоят вырабатывающие свой ресурс шесть Mirage III, четыре Mirage 5 и четыре экземпляра израильской модернизации Mirage 5 - IAI Nesher [4].

maritime-connector.com
В ближайшее время Аргентина закупит
у России четыре морских буксира класса
«Нефтегаз»

Аргентина существенно отстает в вопросах вооружений, особенно на фоне усиления позиций не только Великобритании, спустившей на воду новейший авианосец, а в январе 2015 года сообщившей миру о планах значительно усилить ПВО спорных островов (в частности, заменить к 2016 году устаревшие комплексы более современными Patriot BMC4I [5]), но и соседей по региону — Чили, у которой самые обученные и современные вооруженные силы на континенте, и Бразилии, претендующей на роль одной из мировых держав, превратившейся в заметного экспортера вооружений. В 2014 году было решено увеличить оборонный бюджет 2015 года на 43% по сравнению с оборонным бюджетом 2014 [6]. Однако среди трат нет ассигнований на крупные закупки новой техники. 80% расходов уйдет на подготовку и содержание личного состава, на технику просто не остается денег.

Перспективы

В процессе обсуждения аргентинского бюджета на 2015 год минувшей осенью в местной прессе встал вопрос о замене устаревших самолетов [7]. Любое решение правительства тут станет поводом для критики. При появлении слухов о закупке оружия правительство критикуют за то, что оно обходит вниманием социальные вопросы. Если же заявления о покупке техники опровергаются, то правительству напоминают об «историческом» парке вооружений.

Немалое количество проблем в экономике просто не позволяли южноамериканской стране активно приступить к перезревшей необходимости модернизации собственных вооруженных сил.

Упоминание России или Китая в этом контексте вызывает горячее обсуждение в местных СМИ. Тем не менее намерение обновить парк ВВС и запустить модернизацию системы ПВО все же присутствует. Некоторые надежды в этом смысле аргентинцы начали испытывать после назначения в 2013 году на должность главы ВВС страны ветерана войны 1982 года Марио Кальехо (Mario Callejo). В октябре 2014 года министр обороны Аргентины Аугустин Росси (Agustín Rossi) заявил о намерении приобрести 24 шведских истребителя Saab Gripen NG, которые победили в тендере на закупку многоцелевых истребителей, объявленном Бразилией. Их будут производить по соответствующей лицензии на территории Бразилии.

Впрочем, это стало уже не первым заявлением такого рода. Если верить словам бывшего министра обороны Орасио Хуанарена: «Сначала они заявляют, что собираются купить подержанные Mirage в Испании, затем — что купят похожие самолеты в Израиле, но вскоре оказывается, что для этого нет бюджетных средств». Генерал О. Хуанарена оказался прав. Аргентина сейчас не располагает необходимой суммой ($3 млрд долл.) для заключения сделки. Реакция Великобритании не заставила себя ждать. Лондон заявил, что блокирует эту сделку, так как в Saab Gripen NG имеются детали, сделанные по английским технологиям. Причина все та же — нежелание Аргентины признавать права Великобритании на Мальвинские острова. Вопрос модернизации сначала ВВС и ПВО страны, а затем и остальных войск стоит очень остро, но денег в бюджете на это нет, а отношения с Западом испорчены. В этих условия правительство вполне может пойти наперекор местному политическому меньшинству и рассмотреть возможность заключения контрактов с Россией и Китаем, которые готовы предоставить кредиты и обсудить удобные схемы сделок. Речь идет о пакистано-китайских истребителях-бомбардировщиках FC-1/JF-17 стоимостью $15-25 млн за один самолет (в зависимости от комплектации) или более продвинутых российских Су-30 в модификации, которую закупает Венесуэла — Су-30МК2. По контракту 2006 года, Венесуэла приобрела 24 Су-30МК2 с вооружением, запчастями, технической помощью и обучением персонала за $1,6 млрд, то есть на каждую машину было потрачено в районе $67 млн.

В разные годы велись переговоры с Россией о приобретении тяжелого транспортного вертолета Ми-26, бронетранспортеров и РЛС ПВО. Россия в сложившихся условиях могла бы помочь Аргентине усилить свою ПВО, рассмотрев возможность поставок комплексов ПВО ближней (Панцирь С1) и дальней зоны (С-300).

При этом речь может идти не только о прямых поставках такой техники, но и о возможных офсетных программах, ставших неотъемлемой частью военно-технического сотрудничества во всем мире [8].

Даже в самые тяжелые годы, когда финансирование вооруженных сил снижалось, в Аргентине производились работы в области НИОКР [9]. Передавая техническую документацию или открывая на территории страны-покупателя совместное предприятие по производству или ремонту военной техники, Россия получает выгоду в долгосрочной перспективе, расширяя рынки и надолго «привязывая» покупателя к своему продукту.

В Аргентине было бы возможно создание ряда совместных предприятий, на которых бы производились Панцири (в настоящее время переговоры о создании совместного предприятия (СП) идут с Бразилией, однако соглашение до сих пор не заключено). Запуск СП помог бы России разгрузить производственные мощности и был бы взаимовыгоден обеим сторонам. Это позволило бы существенно диверсифицировать нынешние двусторонние экономические отношения РФ и Аргентины и увеличить в структуре двусторонней торговли долю российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств с 8,5% (на 2013 год) [10].

Аргентина существенно отстает в вопросах вооружений, особенно на фоне усиления позиций не только Великобритании, но и соседей по региону — Чили, у которой самые обученные и современные вооруженные силы на континенте, и Бразилии, претендующей на роль одной из мировых держав, превратившейся в заметного экспортера вооружений.

Стоит отметить, что в России почти три года спустя после заявления представителя Рособоронэкспорта на FIDAE (с исп. Feria Internacional del Aire y del Espacio,ФИДАЕ – ежегодная латиноамериканская авиационно-космическая выставка в Чили) Аргентина все же вспомнила о дополнительных Ми-171, заявив, что «мы сотрудничаем с Россией очень интенсивно». Также в ближайшее время Аргентина закупит у России четыре морских буксира класса «Нефтегаз». Сумма контракта составляет более восьми миллионов долларов. Переговоры ведутся о приобретении кораблей «Тумча», «Нефтегаз-51», «Нефтегаз-57» и «Нефтегаз-61» [11]. Минобороны Аргентины планирует использовать корабли для тылового обеспечения аргентинской полярной станции в Антарктиде, а также для патрулирования южной части Атлантического океана. Уже к лету 2015 года буксиры могут поступить в распоряжение военного ведомства Аргентины и будут задействованы в полярных водах, в том числе для патрулирования.

Время уходит

Военно-техническое сотрудничество – это очень чувствительная область, которая напрямую зависит от политической ситуации как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. Очень часто политические предпочтения куда больше влияют на решение приобрести технику, чем цена, технические характеристики или даже возможность получения доступа к технологиям.

Вопрос модернизации сначала ВВС и ПВО страны, а затем и остальных войск стоит очень остро, но денег в бюджете на это нет, а отношения с Западом испорчены.

Аргентине, в которой на сегодняшний день сложилась непростая социально-экономическая ситуация, в 2015 году предстоят президентские выборы. Нынешний президент К. Киршнер, согласно Конституции, не может баллотироваться на третий срок подряд. Она уходит, оставляя страну в состоянии технического дефолта. Тяжелая экономическая ситуация ударила по благосостоянию рядовых граждан, значительно уменьшив их доходы. Это привело к массовым волнениям, демонстрациям, а поддержка «киршнеризма» в стране резко снизилась.

Выборы, которые определят дальнейший политический курс страны, состоятся в октябре 2015 года, однако имена кандидатов в президенты уже известны. Только один кандидат обещает сохранить существующий курс, а трое высказываются за его кардинальное изменение, в том числе и на международной арене.

Имеющий шансы на победу лидер партии «Республиканское предложение» («Propuesta Republicana») PRO Маурисио Макри, в частности, заявил, что Аргентина «не должна быть частью Боливарианской оси и должна вернуться в мир», отметив, что не поддержит «излишнего наклона» в сторону Китая и России, а также призвал интенсифицировать контакты с США и ЕС [12].

Очевидно, что победа на выборах одного из оппозиционных кандидатов сильно затруднит контакты между нашими странами в области военно-технического сотрудничества, и Аргентина, при Кристине Киршнер объявившая Россию своим стратегическим партнером, вновь обратит свое внимание на подержанную технику из США, которую сможет приобрести в рамках взаимопомощи.

Это значительно ограничит военный потенциал страны и не решит проблем модернизации ВВС, впрочем, будут ли они иметь какой-то смысл без наличия внешнеполитических амбиций?

1. http://www.express.co.uk/news/uk/549006/Falkland-Islands-defence-review-after-military-deal-between-Russia-and-Argentina

2. http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/120000-124999/122132/norma.htm

3. http://www.lanacion.com.ar/853547-polemica-por-la-compra-de-armas-rusas

4. http://img.en25.com/Web/flightglobal/%7B05ceef25-b72e-4bea-9a83-a7ab7d02e55a%7D_FC078_PREM_201412.pdf?elq={00000000-0000-0000-0000-000000000000}&elqCampaignId=

5. http://www.infodefensa.com/latam/2015/01/15/noticia-inte

6. http://infodefensa.com/archivo/files/141222_presupuesto_argentina_2015.pdf

7. http://www.lanacion.com.ar/1728722-gobierno-estipula-un-gasto-de-mas-de-25-mil-millones-de-pesos-para-defensa-a-fin-de-modernizar-aviones-tanques-y-barcos

8. Так, по прогнозу западных аналитических агентств, общая стоимость офсетных соглашений к 2016 году достигнет суммы примерно 500 млрд. долл.

9. М.С. Барабанов, К.В. Макиенко, Р.Н. Пухов, А.Л. Рыбас. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами: анализ рынков / Под редакцией А.Л. Рыбаса. – М.: Наука, 2008. С.172

10. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/201407103

11. http://korabli.qdg.ru/neftegaz/view/36/1/, http://korabli.qdg.ru/neftegaz/view/38/1/, http://korabli.qdg.ru/neftegaz/view/39/1/, http://korabli.qdg.ru/neftegaz/view/41/1/

12. http://www.lanacion.com.ar/1752050-macri-prometio-un-viraje-en-la-politica-exterior

Оцените статью:

  16 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги