Какой стратегии должна придерживаться Россия в сфере международного сотрудничества в Арктике?

Результаты опроса
Архив опросов

Конкурс молодых журналистов-международников 2016


Образование и наука // Аналитика

17 апреля 2014

Будущее публичных библиотек

Иан Кларк Администратор библиотеки университета Восточного Лондона. Сооснователь и организатор кампании за охрану и улучшение библиотек «Голоса за библиотеки»
Фото:
birminghampost.co.uk
«Супер-библиотека» в Бирмингеме.
Открыта в 2013 г.

По мере того, как страны Европы переходят на режим строгой экономии, серьезно ухудшается положение публичных библиотек. Правительства стремятся убедить общественность в том, что для преодоления последствий кризиса 2008 года необходимо сокращать бюджетные расходы, и нередко объектом таких мер оказываются именно библиотеки: снижение финансирования в этой области едва ли может вызвать такую же волну протеста, как в сфере других услуг, где последствия сокращения бюджета быстро становятся ощутимыми.

Однако библиотеки по-прежнему играют важную роль в общественной жизни европейских стран. Они обеспечивают безвозмездный и непосредственный доступ к знаниям— исчезающая редкость в мире, где информация все чаще предоставляется только за вознаграждение. Библиотеки в демократическом обществе выступают в качестве великого уравнителя — благодаря им все имеют доступ к информации равного качества. Так, люди, не имеющие доступа в Интернет (высокоскоростного доступа в Интернет не имеют около 30% европейского населения), в библиотеке имеют возможность получить ту же информацию, которая доступна пользователям Интернета. Такая возможность необходима не только детям, получающим школьное образование, но и безработным, а также лицам, живущим на социальное пособие. Особенно это актуально для Великобритании, где граждане, реже всего имеющие домашний доступ в Интернет, все чаще вынуждены использовать интернет-технологии для обеспечения своей финансовой безопасности.

Однако важность библиотек определяется не только тем, что они дают населению доступ к новым технологиям. Библиотеки играют важнейшую роль в повышении уровня грамотности и способствуют развитию навыков чтения у детей. Возможно, лучший показатель значимости библиотек для детского образования — статистика, согласно которой дети все чаще пользуются библиотечными услугами, несмотря на наличие Интернета и появление множества альтернативных способов время препровождения. В библиотеках Великобритании в течение последних восьми лет отмечается рост читаемости детской литературы, что подчеркивает значимость публичных библиотек для культурного развития подрастающего поколения.

Что же касается будущего, то мы уже видим, как может и, возможно, как должна развиваться ситуация. В Великобритании все большее распространение получает система «коллективных библиотек» (community libraries). Сам термин звучит достаточно невинно, однако скрывающаяся за ним действительность весьма неприглядна. В рамках политики строгой экономии библиотеки все активнее переводятся на финансирование за счет населения, причем это происходит вопреки желанию граждан. Большинство пользователей публичных библиотек предпочли бы, чтобы эти учреждения содержались за счет муниципального бюджета, однако политики в первую очередь заинтересованы в сокращении расходов и потому перекладывают их на население, увеличивая налоговое бремя.

edudemic.com

Эта «зараза» распространяется по всей Великобритании и начинает поражать другие страны Европы. Так, в Испании все чаще предлагается идея организации библиотек на основе волонтерского труда, сторонники которой ссылаются, в частности, на то, что такая модель широко используется в Великобритании. Новые инициативы, возникающие в том или ином европейском государстве, неизбежно дают повод для экспериментов другим странам — особенно если это нововведение способствует реализации политики строгой экономии, которой придерживаются столь многие страны на континенте. Вполне вероятно, что организация библиотек на основе труда волонтеров в последующие годы станет общеевропейской тенденцией и что именно такой способ будет признан в качестве стандартного способа оказания библиотечных услуг — созданием крупных городских «супер-библиотек», подобных открытой в Бирмингеме в 2013 году.

Если нас ждет именно такой вариант развития событий, то будущее публичных библиотек в Европе представляется достаточно мрачным. Вполне вероятно, что на всем континенте останется лишь незначительное число библиотек, способных выполнять свою функцию: мелкие библиотеки будут закрыты, а так называемые коллективные библиотеки не смогут существовать ввиду неизбежной недостаточности финансирования. Один из возможных сценариев— организация одной хорошо финансируемой центральной библиотеки в каждом крупном городе при непрерывном сокращении числа более мелких региональных библиотек. Только в Великобритании до конца этого столетия число публичных библиотек снизится с тысяч до нескольких сотен.

Таков один из возможных вариантов развития ситуации. Однако это не значит, что ситуация должна развиваться именно так. Опыт недавних выборов показал, насколько сильным может быть влияние Интернета на общественные процессы. Предвыборная кампания президента Б. Обамы в 2008 году стала примером того, как можно использовать Интернет для обеспечения успеха на президентских выборах. При этом Интернет становится не только полем предвыборной гонки: осознав, что Интернет — это ценное оружие в информационных войнах, политики все чаще стремятся использовать его преимущества в партийной борьбе. Однако участниками информационной войны являются не только политики — существуют и другие игроки, влияющие на поток политической информации. Такие сайты, как Full Fact («Только факты»), What Do They Know? («Что они знают?») и They Work For You («Они работают на вас»), позволяют гражданам, имеющим доступ в Интернет, призвать к ответственности выборных представителей и получить достоверную информацию об их деятельности. Участвовать в политическом процессе сейчас проще, чем когда-либо, — но только если у вас есть доступ в Интернет.

Нам известно, что у многих людей нет доступа в Интернет. Кроме того, на примере проблемы грамотности населения можно сделать вывод о том, что некоторое меньшинство граждан, скорее всего, не сможет получить доступ к существующей информации и инструментам или воспользоваться ими. Мы знаем, что, несмотря на многолетние усилия по повышению уровня грамотности населения, многие жители Великобритании до сих пор испытывают трудности с чтением и пониманием текстов (согласно данным Национального фонда грамотности (NationalLiteracyTrust) — каждый шестой). Для таких людей использование Интернета сопряжено с дополнительными трудностями. Проблема грамотности не исчезает, если посадить человека за компьютер. Она остается, все так же разделяя общество на грамотных и неграмотных.

Возможно, это указывает на то, какой должна стать альтернативная функция библиотек в ближайшие сто лет. Возможно, библиотека призвана стать посредником в демократических процессах — помогать людям призвать к ответственности выбранных ими чиновников, обеспечивать электорат необходимой информацией и давать населению возможность влиять на политическую жизнь общества. Возможно, что, помимо предоставления доступа к государственным порталам, которые все чаще становятся единственной точкой доступа к государственным услугам (политика перехода на цифровую основу), библиотеки могли бы выступать как средство гражданского надзора за деятельностью государственных органов и инструмент для привлечения государства к ответственности. В странах Европы для этого может потребоваться иная модель — более независимая от государства, создающая достаточную дистанцию между новым институтом и органами власти, чтобы дать гражданам возможность призвать государство к ответственности.

tomallan.net
Мондрагонский университет работает
на основе кооперативной модели, которая
характеризуется низким уровнем
централизации и предполагает участие
всех заинтересованных сторон в
организации образовательного процесса.

Может быть, быстро внедряемая сегодня волонтерская модель может помочь нам в поиске более удачной альтернативы, которая игнорируется по политическим соображениям. Возможно, что вместо «коллективных библиотек», к содержанию которых людей принуждают едва ли не под дулом пистолета, необходимо организовать более тесное партнерство, подразумевающее как участие населения, так и профессиональное оказание услуг. Вероятно, в качестве интересного примера такой более удачной альтернативы можно привести модель, реализованную Мондрагонским университетом.

Мондрагонский университет работает на основе кооперативной модели, которая характеризуется низким уровнем централизации и предполагает участие всех заинтересованных сторон в организации образовательного процесса. Кроме того, университет имеет крайне демократичную структуру управления.

Верховным органом управления является общее собрание — комитет из 30 представителей, треть членов которого являются сотрудниками университета, треть — студентами и треть — представителями внешних заинтересованных сторон, зачастую других членов предпринимательской группы Mondragon. На ежегодном общем собрании определяются приоритеты на будущий год. Кроме того, этот орган обладает широкими полномочиями, включая увольнение высших руководителей.

Возможно, библиотекам Европы имеет смысл рассмотреть именно такую модель: профессиональное оказание услуг в партнерстве с читателями и другими кооперативными библиотеками. Потенциал этой идеи огромен, однако ее легко исказить. Попытки широкого использования модели взаимных компаний в Великобритании уже вызвали возражения заинтересованных сторон таких, как Федерация кооперативов Великобритании (Co-operatives UK) и Британский конгресс тред-юнионов. Таким образом, этот сценарий требует определенной осторожности. Его сторонники должны не допустить искажения идеи и злоупотребления.

Несомненно, возможность создания альтернативного будущего для публичных (и научных) библиотек существует. В настоящий момент прогнозируется медленное разрушение сети публичных библиотек в Европе. Однако это не неизбежно. Европейские библиотеки должны развиваться как институты, которые помогают гражданам участвовать в демократических процессах и играют центральную роль в повышении прозрачности деятельности государственных органов на континенте. При наличии достаточного финансирования и ресурсов система библиотек сможет стать тем инструментом, который будет способствовать повышению уровня демократии в европейских странах. Возможно, сейчас будущее и кажется мрачным, однако в наших силах добиться прозрачности.

Оцените статью:

  18 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги