Россия и Китай стремятся усилить свои позиции в международных организациях. Как стратегическое партнерство двух стран может этому способствовать?

Результаты опроса
Архив опросов


Многополярный мир // Аналитика

09 декабря 2013

БРИКС как новый игрок в сфере международной безопасности

Татьяна Дейч К.и.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН, эксперт РСМД
Фото:
UN Photo
Бразильские миротворцы на Гаити

На заре создания группы БРИКС ее члены были озабочены исключительно экономическими проблемами. Сегодня в сферу их интересов входят и глобальные политические проблемы, включая обеспечение безопасности в мире без применения силы.

Страны БРИКС считают необходимым сохранить центральную роль Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности в поддержании мира и безопасности на основе Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Их деятельность, направленная на сохранение мира, осуществляется в широком диапазоне: от борьбы с распространением оружия массового уничтожения до политического урегулирования международных и внутренних конфликтов. Краеугольный камень стратегии БРИКС – приверженность принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

Позиция стран БРИКС в вопросах мира и безопасности

16 сентября 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 60/1 приняла Итоговый документ Всемирного саммита ООН 2005 года «Обязанность защищать», предполагающий в исключительных случаях право международного сообщества на вмешательство во внутренние дела государства. Документ был сдержанно воспринят в странах БРИК, где еще живы воспоминания о колониальном или полуколониальном прошлом. Эти страны не желают выступать в роли агрессора и опасаются стать жертвой агрессии. Хотя признание обоснованности внешнего вмешательства в случаях геноцида, преступлений против человечности, массовых нарушений прав человека все же включено в основополагающие документы БРИКС, упор сделан на необходимость получения санкции СБ ООН.

В документах саммитов БРИКС подтверждается готовность действовать сообща в решении проблем безопасности. Так, в Декларации саммита в г. Санья (КНР) от 14 апреля 2011 г. участники выразили «глубокую озабоченность» обстановкой в регионах Ближнего Востока, Северной и Западной Африки и «искреннее желание», чтобы затронутые этими событиями страны «достигли мира, стабильности, процветания и прогресса и заняли подобающее им достойное положение в мире в соответствии с законными чаяниями их народов». «Мы разделяем принцип, согласно которому следует избегать применения силы», – говорится в Декларации.

При голосовании 17 марта 2011 г. резолюции 1973, давшей возможность НАТО осуществить бомбежки Ливии, Бразилия, Индия, Россия и Китай воздержались, а ЮАР проголосовала за резолюцию.

На первых трех саммитах упор делался на координацию экономической политики. На четвертом саммите, который состоялся 28–29 марта 2012 г. в г. Нью-Дели (Индия) и был посвящен теме «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания», внимание стран-участниц привлекли иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане, ближневосточное урегулирование, кризис в Сирии. В принятой по итогам саммита Делийской декларации признавалась исключительная важность сохранения стабильности, мира и безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Однако достижение согласованных позиций в решении политических проблем остается вопросом времени. Как отмечает индийский исследователь Джаганнах Панда, «координация политики в рамках БРИКС – нелегкое дело, поскольку политические интересы членов сталкиваются на разных уровнях». При голосовании 17 марта 2011 г. резолюции 1973, давшей возможность НАТО осуществить бомбежки Ливии, Бразилия, Индия, Россия и Китай воздержались, а ЮАР проголосовала за резолюцию.

Голоса стран-членов БРИКС разделились и при обсуждении ситуации в Сирии: Россия и Китай наложили вето на резолюцию, открывавшую дорогу вмешательству с целью отстранить от власти президента Б. Асада, а Бразилия, Индия и ЮАР воздержались.

Со временем действия стран-участниц становятся более согласованными, о чем свидетельствуют итоги пятого саммита БРИКС, проходившего 26–27 марта 2013 г. в г. Дурбан (ЮАР). Саммит подтвердил неприятие странами БРИКС дальнейшей милитаризации сирийского конфликта. В принятой по итогам встречи Этеквинской декларации говорилось, что «переходный политический процесс может быть обеспечен только через широкий национальный диалог, отражающий законные чаяния всех слоев сирийского общества и уважающий независимость, территориальную целостность и суверенитет этой страны». В Декларации была также выражена «глубокая озабоченность в связи с распространением нестабильности из Северной Африки, в особенности зоны Сахеля, а также Гвинейского залива» и содержался призыв к СБ ООН усилить сотрудничество с Африканским союзом (АС) и его Советом мира и безопасности в урегулировании конфликтов в Африке.

Фото: jia.sipa.columbia.edu
Лидеры стран БРИКС: Дилма Русеф,

Кумар Мукурджи, Владимир Путин, Си
Цзиньпинь, Джейкоб Зума

Крепнущее единство стран БРИКС в вопросах мира и безопасности еще более явно продемонстрировал саммит глав государств и правительств стран «Группы двадцати», проходивший 5–6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге. Состоявшаяся накануне саммита встреча президента РФ В. Путина с лидерами стран БРИКС показала, что все они выступают против новой войны на Ближнем Востоке. Так, премьер-министр Индии Манмохан Сингх высказался «категорически против всяких боевых действий». Жесткую позицию заняла президент Бразилии Дилма Русеф, а президент ЮАР Джейкоб Зума выразил озабоченность тем, что «малые страны в современном мире вообще все больше и больше чувствуют себя уязвленными и незащищенными». «Складывается впечатление, что более сильная, более могущественная страна в любое время по своему усмотрению может применить к ним силу», – сказал он. В. Путин в связи с этим напомнил, что «применение силы в отношении суверенного государства возможно исключительно в случае, если это делается в порядке самообороны, а на Соединенные Штаты, как известно, Сирия не нападает» и «во-вторых, по решению Совета Безопасности Организации Объединенных Наций».

В рамках ООН страны БРИКС выступают с инициативами, направленными на повышение эффективности миротворчества. Россия, будучи постоянным членом СБ, вносит свой вклад в согласование стратегии урегулирования конфликтов, основанной на приоритете политико-дипломатических методов. При ее активном участии принимались программы международного содействия Африке в рамках «Группы восьми». Важную роль сыграла инициатива В. Путина по разрешению сирийского конфликта. Она способствовала подписанию 14 сентября 2013 г. Женевского соглашения, которое дает надежду на политическое урегулирование в этой стране.

В последние десять лет участие западных государств в миротворческих операциях ООН сокращается, и эту брешь активно заполняют «восходящие» государства, в частности, члены БРИКС, причем новые игроки все чаще берут на себя руководство этими операциями.

Бразилия в русле инициативы Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна объявить 2012 г. годом превентивной дипломатии выдвинула концепцию «ответственности во время защиты» («responsibility while protecting»). Она призвана дополнить концепцию «обязанность защищать» и базируется на приоритете превентивной дипломатии. Бразилией была предложена еще одна инициатива – «Сторонники посредничества» («Friends of mediation»), которая предусматривает, что в случае использования силы действия должны быть законными, пропорциональными и ограниченными целями, установленными СБ ООН. Министр иностранных дел Бразилии А. Патриота, выступая в СБ ООН 22 сентября 2011 г., подчеркивал, что в современном мире наблюдается тенденция к принуждению, расширению санкций и поспешному военному вмешательству, тогда как инструментами должны стать превентивная дипломатия и миротворческие операции.

Страны БРИКС как участницы миротворческого процесса

Первая из стран БРИКС по числу миротворцев – Индия, за ней следует Южная Африка. На третьем месте находится Китай, на четвертом – Бразилия. Россия значительно уступает по этому показателю другим странам БРИКС.

В последние десять лет участие западных государств в миротворческих операциях ООН сокращается, и эту брешь активно заполняют «восходящие» государства, в частности, члены БРИКС, причем новые игроки все чаще берут на себя руководство этими операциями.

Около 70% всех ооновских миротворцев приходится на Африку, 40% из них составляют военнослужащие государств континента [1]. В Африке развернуто 7 операций по поддержанию мира (ОПМ). В 2013 г. СБ ООН санкционировал проведение новой ОПМ в Республике Мали численностью до 12640 «голубых касок» (11200 военнослужащих и 1440 полицейских).

Страны-участницы БРИКС, не являясь главными спонсорами миротворческих операций, намного опережают западные страны по численности персонала в составе контингентов ООН (см. табл. 1).

Таблица 1. Участие стран БРИКС в миротворчестве ООН (на 31 октября 2013 г.)

Страна Полицейские Эксперты и наблюдатели Военные Всего
Индия 1001 51 6812 7864
ЮАР 61 20 2120 2201
Китай 172 37 1710 1919
Бразилия 11 24 1676 1711
Россия 38 62 5 105
Все страны БРИКС 1283 194 12.323 13.800
Все страны мира 12811 1.899 83.611 98.321

Источник: ООН

Первая из стран БРИКС по числу миротворцев – Индия, за ней следует Южная Африка. На третьем месте находится Китай, на четвертом – Бразилия. Россия значительно уступает по этому показателю другим странам БРИКС.

Фото: saynotoviolence.org
Индийские миротворцы в Либерии

Индия – третья страна в мире по численности контингента в миротворческих операциях. По состоянию на 31 октября 2013 г. наибольшее число «голубых касок» предоставили Пакистан (8285 военнослужащих) и Бангладеш (7941). Количество индийских «голубых касок» в миротворческих миссиях ООН выросло с 2928 в январе 2008 г. до 7864 в октябре 2013 г. . Всего Индия предоставила в распоряжение ООН более 100 тыс. военнослужащих, военных наблюдателей и полицейских. За время участия в миротворческих миссиях ООН она потеряла более 110 человек, в основном в Африке.

В 2007 г. два индийских батальона и вертолетная эскадрилья вместе с полицейскими и военными наблюдателями составляли треть от почти 10-тысячного ооновского контингента в миссии ООН в Судане (UNMIS). В 2006 г. миссию возглавил индиец – генерал-лейтенант Джасбир Сингх Лиддер, ранее руководивший штабом миссии ООН в Мозамбике (1, 2).

Индия и ЮАР входят в число десяти стран, направивших самое большое количество женщин-полицейских в состав миротворческих сил ООН. Под флагом ООН в Либерии служат три индийских женских полицейских отряда. Советник миссии ООН по гендерным вопросам Джоанна Фостер высоко оценила роль женского подразделения из Индии, само присутствие которого помогает местным женщинам смелее заявлять в полицию о случаях преступлений.

По словам Луизы Фрешет, первого заместителя Генерального секретаря ООН (1998–2006), вклад Индии, Пакистана и Бангладеш в миротворческую деятельность – один из немногих факторов, сдерживающих тенденцию к регионализации миротворчества в условиях, когда численность контингентов из развитых стран сокращается, а из развивающихся – растет.

Миротворчество становится важным компонентом внешней политики Бразилии. «Бразильская элита считает миротворчество частью цены, которую нужно платить за то, чтобы быть в числе стран, устанавливающих правила игры».

В последние годы миротворчество становится важным компонентом внешней политики Бразилии. Как пишет Моника Герц из Папского католического университета Рио-де-Жанейро, «бразильская элита считает миротворчество частью цены, которую нужно платить за то, чтобы быть в числе стран, устанавливающих правила игры». В 2011 г. в миротворческих операциях ООН участвовали 2239 бразильских военных экспертов и полицейских, из них 2185 – на Гаити, 51 – в других миссиях, в том числе в Западной Сахаре (MINURSO), Либерии (UNMIL), Кот-д’Ивуаре (UNOCI). В 2013 г. число бразильских миротворцев сократилось, составив 1711 человек.

Хотя Запад по-прежнему остается главным спонсором ОПМ, в 2011–2012 гг. в число десяти стран, внесших наибольший вклад в финансирование миротворчества, вошел Китай (6-е место). Если к началу 2009 г. его вклад составлял 2% бюджета Департамента операций по поддержанию мира, то к 2013 г. он вырос до 3,93%, а на 2013/2014 год составит 6,64%.

ЮАР – главный африканский участник миротворческих миссий ООН и Африканского союза (АС). В Африке охотнее принимают миротворцев из стран-соседей, чем из неафриканских государств.

В конце 2011 г. численность китайского персонала в миротворческих операциях ООН составляла 1936 человек. 75% китайских миротворцев было сосредоточено в Африке, 36% – в Судане и Южном Судане. В октябре 2013 г. число китайских миротворцев составляло 1919 человек. В 2013 г. Китай впервые предложил включить свои войска в состав миротворческого контингента для участия в миссии ООН в Мали. По программе Корпуса мира в «горячих точках» работают китайские волонтеры. В 2007 г. миссию ООН по референдуму в Западной Сахаре возглавил китаец – генерал Чжао Жэньмин.

Фото: www.sinodefenceforum.com
Китайские миротворцы в Порт-о-Пренсе

Свою нишу в решении проблем африканской безопасности заняла ЮАР. Сама южноафриканская модель политического перехода от апартеида к демократии может служить примером успешного разрешения конфликтов. ЮАР – главный африканский участник миротворческих миссий ООН и Африканского союза (АС): в них участвовали более 1000 граждан страны. В 2013 г. Южная Африка оказалась на втором месте среди стран БРИКС по числу участников миротворческих операций. Следует отметить, что в Африке охотнее принимают миротворцев из стран-соседей, чем из неафриканских государств. К числу проблем, с которыми сталкивается ЮАР, относятся слабость военной инфраструктуры и отток квалифицированных кадров. Программа развития южноафриканской армии до 2020 г. («South African Army’s Vision 2020 programme») предусматривает превращение южноафриканских военных в профессиональную, эффективную, хорошо оснащенную и обученную силу.

Вклад России в международное миротворчество

Россия удерживает одно из первых мест на рынке закупок ООН в миротворческом сегменте. Только российские компании предоставляют для поддержки миротворческих операций самолеты и вертолеты повышенной грузоподъемности.

Россия занимает 7-е место по количеству военных наблюдателей ООН. Однако она находится на 61-м месте в списке поставщиков контингентов военнослужащих и полицейских в состав ооновских миссий и, как уже отмечалось, уступает по этому показателю другим членам БРИКС. По состоянию на 2012 г. во всех миротворческих миссиях ООН был задействован 361 российский специалист. Сегодня, по словам помощника Генерального секретаря ООН Дмитрия Титова, в 7 из 16 ооновских миссий служат лишь 106 россиян. Россия слабо представлена в командном составе миротворческого персонала ООН.

Возможность более активного участия России в операциях ООН по поддержанию мира обсуждалась в ходе беседы В.Путина с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, посетившим Россию в мае 2013 г.

Российский взнос в совокупный бюджет ооновского миротворчества на 2010/2011 финансовый год составил 2%. Доля взноса России в бюджет операций по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2013 по 30 июня 2014 составит 3,15% (8-е место).

Россия удерживает одно из первых мест на рынке закупок ООН в миротворческом сегменте. Только российские компании предоставляют для поддержки миротворческих операций самолеты и вертолеты повышенной грузоподъемности. Так, в 2011 г. Россия взяла на себя обязательство направить по запросу ООН 4 транспортно-боевых вертолета Ми-8 МТ (МТВ), инженерно-саперную роту и полевой госпиталь третьего уровня. По числу вертолетов, выделяемых для участия в миротворческих операциях ООН, Россия занимает второе место среди стран-поставщиков. В декабре 2011 г. сообщалось, что Министерство обороны РФ формирует полевые госпитали на базе медицинских отрядов особого назначения для участия в ооновских миротворческих миссиях.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что Россия играет особую роль в решении острых мировых конфликтов. По словам директора Департамента международных организаций и конференций Республики Мозамбик Консалвиша Сенгу, в Мозамбике высоко оценивают вклад России в миротворчество в Африке, в том числе ее деятельность по линии «Группы восьми» по повышению антикризисного потенциала африканцев.

Новым для стран БРИКС направлением деятельности стало участие в антипиратских рейдах в Аденском заливе. Впервые за свою историю Китай в 2009 г. направил 13 кораблей ВМС Народно-освободительной армии для патрулирования побережья Сомали. За год было отражено 16 попыток захвата пиратами 23 судов. В антипиратских рейдах регулярно участвуют и индийские морские суда. Россия входит в Контактную группу по борьбе с пиратством и также направляет свои корабли для патрулирования в Красном море, Аденском заливе.

Как осуществляется подготовка миротворцев

Страны БРИКС уделяют все больше внимания подготовке миротворцев. В Китае действуют несколько учебных центров подготовки гражданских полицейских для участия в ОПМ. В 2010 г. в Пекине была запущена совместная китайско-африканская исследовательская программа и проведена конференция по миру и развитию в Африке, организованная МИД и Академией общественных наук КНР. В январе 2011 г. Китайский фонд мира и развития был официально зарегистрирован в качестве общественной организации [2].

В Индии проводятся международные семинары по теории и практике миротворчества. В Дели открыт Центр ООН по миротворчеству. Индийцы обучают военному делу африканцев, причем обучение финансируется правительством.

С 2005 г. в Бразилии, близ Рио-де-Жанейро действует Центр по подготовке миротворцев, в котором уже прошли обучение более 15 тыс. военнослужащих.

Подготовкой российских военных наблюдателей ООН занимается Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Наро-Фоминск, Московская область). На базе Всероссийского института повышения квалификации (ВИПК) сотрудников МВД России действует Центр подготовки миротворцев ООН в г. Домодедово, который ежеквартально осуществляет обучение групп кандидатов в миротворческие миссии (50–60 человек). Центр получил признание ООН и в 2008 г. был удостоен международного сертификата. С 2006 г. на базе ВИПК МВД России было подготовлено более 200 миротворцев из числа граждан африканских государств. На цели подготовки африканских миротворцев и специалистов в других областях в российских учебных заведениях ежегодно выделяется более 800 стипендий.

Cмогут ли страны БРИКС сделать мир безопаснее?

Распад СССР, усиление влияния США, ЕС и НАТО в мировых делах привели к практической передаче контроля за осуществляемыми под эгидой ООН миротворческими операциями этим странам и институтам и, как следствие, к фактическому попранию норм международного права и игнорированию интересов других государств. Апофеозом этой трансформации стала операция НАТО в Ливии, которую США, вопреки протестам международной общественности, пытались повторить в Сирии.

«Последние события в кризисных регионах, в частности, в Северной Африке, – говорилось в документе МИД РФ «О позиции России на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН» (2011 г.), – подтверждают необходимость выработки Советом Безопасности четких мандатов на миротворческие усилия, исключающих возможность их расширенного толкования. Россия против внедрения в практику миротворчества ООН любых элементов, не получивших предварительного одобрения большинства государств-членов».

Для противодействия размыванию основополагающих принципов, на которых базировалась стратегия миротворчества при создании ООН, необходимо, чтобы страны, разделяющие неприятие действий, совершаемых в обход Устава ООН и в ущерб интересам гражданского населения, выступали единым блоком. Такого рода единство действий перспективно в рамках БРИКС.

Масштабы разрушительных последствий в результате недостаточно продуманных и скоординированных действий на международной арене, а также повышение ответственности стран группы требуют ускорения процессов трансформации БРИКС в полноформатный и оперативный механизм координации по ключевым вопросам мировой политики. В настоящее время каждая из стран БРИКС вносит посильный вклад в решение проблемы безопасности в мире. Вместе с тем представляется необходимым укреплять многостороннее сотрудничество в рамках группы, активизировать совместные действия в поддержку основополагающих принципов международного права. Только объединив усилия своих членов, группа сможет действовать как авторитетный игрок в вопросах мировой политики, с которым будут вынуждены считаться те, кто рассматривает насилие как единственное средство решения кризисных проблем. При этом задача БРИКС – не подменять ООН с ее Советом Безопасности, а действовать в сотрудничестве с ней, повышая эффективность всемирной организации в вопросах мира и безопасности.

1. Report of the African Union. United Nations Panel on Modalities for Support to AU Peacekeeping Operations. United Nations A/63/666-S/2008/813. Point 21. 24 December 2008. N.Y.

2. Brief Introduction of China Foundation for Peace and Development. Contemporary World. BRICKS Think-Tank Symposium. Peking, 2011.

 

Оцените статью:

  0 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги