Какой стратегии должна придерживаться Россия в сфере международного сотрудничества в Арктике?

Результаты опроса
Архив опросов

Конкурс молодых журналистов-международников 2016


Ближний Восток // Аналитика

06 декабря 2013

Россия и Саудовская Аравия: неиспользуемые возможности сотрудничества по линии деловых кругов

Владислав Сенькович К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД
Фото:
www.stroytransgaz.ru
Нефтепровод "Стройтрансгаза" в
Саудовской Аравии

России нужны партнерские отношения с одним из ключевых государств арабо-мусульманского мира – Саудовской Аравией. Российским интересам отвечает сотрудничество в самых разных областях, включая нефтегазовую сферу, обеспечение безопасности на Ближнем Востоке и в мире. Нынешние отношения двух стран едва ли можно назвать доверительными, но их улучшение возможно, в том числе благодаря расширению связей по линии российских и саудовских деловых кругов.

Дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией были установлены в 1926 г. Советский Союз первым в мире признал независимое саудовское государство – Королевство Хиджаза, Неджда и присоединенных областей, которое с 1932 г. называется Королевством Саудовская Аравия. Однако уже в 1938 г. советская дипломатическая миссия в Джидде была закрыта, а дипломатические отношения между странами де-факто прерваны. Причинами послужили сложное внутри- и внешнеполитическое положение СССР, сокращение загранаппарата Народного комиссариата иностранных дел, выход на первый план вопросов обеспечения безопасности в Европе, а также изменение внешнеполитических ориентиров Саудовской Аравии в сторону Запада. В период холодной войны СССР и Саудовская Аравия, подпавшая с 1930-х годов под влияние США, оказались по разные стороны противостояния.

Дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены только в 1990–1991 гг. Однако попытки высокопоставленных представителей России в начале 1990-х годов за короткий срок наладить тесное взаимодействие с богатой монархией не увенчались успехом.

На протяжении десяти лет с момента визита Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда в Россию товарооборот между двумя странами имел положительную динамику.

В начале 2000-х годов главы России и Саудовской Аравии придали импульс развитию двусторонних связей, в том числе в экономической сфере. Состояние и перспективы сотрудничества обсуждались на личных переговорах, которые состоялись в рамках официальных визитов наследного принца (ныне Короля) Саудовской Аравии Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда в Россию в сентябре 2003 г. и президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию в феврале 2007 г.

Перспективы расширения российско-саудовского товарооборота

На протяжении десяти лет с момента визита Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда в Россию товарооборот между двумя странами имел положительную динамику: в 2005 г. он составлял 235 млн долл., в 2008 г. – около 450 млн долл., а в 2012 г. – уже 1 млрд долл. [1]. При этом в 2012 г. экспорт Саудовской Аравии составил 395 млрд долл., импорт – 136,8 млрд долл. Доля России во внешнеторговом обороте этой страны не превышает 0,2%. Как справедливо заметил посол РФ в Саудовской Аравии О.Б. Озеров, текущие показатели товарооборота двух стран слишком малы [1].

Основными торгово-экономическими партнерами Королевства являются: по экспорту – США (14,3%), Китай (13,7%), Япония (13,7%), Южная Корея (9,9%), Индия (8,2%), Сингапур (4,3%); по импорту – Китай (13,5%), США (13,2%), Южная Корея (6,7%), Германия (6,5%), Индия (6,3%), Япония (6%).

Относительно низкие показатели товарооборота между Россией и Саудовской Аравией можно объяснить схожестью экономик двух стран. Структура товарооборота остается несбалансированной – он почти на 99% состоит из российского экспорта. Россия поставляет армированную сталь, прутковую медь, ячмень, медные стержни, трубы, буровой инструмент, полуобработанные металлические изделия. Саудовская Аравия, в свою очередь, экспортирует преимущественно нефтехимическую продукцию [1].

Вместе с тем, учитывая импортные потребности Саудовской Аравии в машинном оборудовании, транспортных средствах, продовольствии, продуктах химической промышленности, текстиле и т.д., российская сторона могла бы расширить ассортимент своего экспорта. Не исключено, что на саудовском рынке могут быть востребованы мобильные установки для ремонта и освоения скважин, тяговые модули вагонов, вагоны-цистерны, выпускаемые корпорацией «Уралвагонзавод», транспортные вертолеты, инновационные разработки, в том числе опреснительные установки, и пр.

О взаимных инвестициях

Экономические проекты с привлечением саудовских инвестиций единичны. Долгосрочным вложениям в реальный сектор российской экономики препятствуют неблагоприятный, по мнению саудовской стороны, инвестиционный климат в России, отсутствие соглашения о взаимной защите капиталовложений, доступного каталога новых инвестиционных проектов с актуальной и исчерпывающей информацией.

Приходится с сожалением констатировать, что двустороннее сотрудничество в области инвестиций практически не развивается. Исключением можно считать проект «ЛУКОЙЛа» с инвестиционной составляющей. В 2004 г. эта российская компания подписала контракт на разведку и разработку саудовских углеводородных месторождений Блока А сроком на сорок лет и создала с национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии «Saudi Aramco» совместное предприятие «Луксар». Общие инвестиции в проект в период разведки и оценки составили более 500 млн долл.

В открытых источниках отсутствуют официальные данные о точном объеме саудовских инвестиций в российскую экономику. Известно лишь, что капитал из Саудовской Аравии направляется преимущественно в банковский сектор, а также на развитие исламских культурных центров.

Есть примеры участия саудовских инвесторов в других проектах в России. «Петросах», первое совместное с Саудовской Аравией предприятие на территории России, было создано в 1991 г. Оно занималось освоением нефтяных месторождений на Сахалине. Учредителем выступила компания «Нимр Сахалин», «дочка» саудовской «Nimr Petroleum». В 2004 г. «Петросах» была продана «Urals Energy». Стоит также упомянуть саудовскую компанию «Kingdom Hotels International», которая через сеть отелей «Swissôtel Hotels & Resorts» участвует в управлении пятизвездочными отелями в Москве и Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда.

Экономические проекты с привлечением саудовских инвестиций единичны. Долгосрочным вложениям в реальный сектор российской экономики препятствуют неблагоприятный, по мнению саудовской стороны, инвестиционный климат в России, отсутствие соглашения о взаимной защите капиталовложений, доступного каталога новых инвестиционных проектов с актуальной и исчерпывающей информацией. И хотя для кардинального изменения делового климата в России требуется время, частные шаги в этом направлении могли бы уже сейчас исправить ситуацию.

Представители российского бизнеса в Саудовской Аравии

Опыт работы в Саудовской Аравии имеют такие российские компании, как «ЛУКОЙЛ», «Стройтрансгаз», «КАМАЗ», «РЖД», «Волжский дизель», «Лаборатория Касперского», «Закнефтегазстрой-Прометей», «Промстройгрупп», «Энергострой», «Управление начальных работ», «Глобалстрой-инжиниринг» и др. [2]

Повышенный интерес к саудовскому рынку российские компании проявили после кризиса 2008 г. Представления о свободных валютных ресурсах Королевства привлекли российский бизнес и подтолкнули его к выходу на рынок, казавшийся перспективным с точки зрения быстрого получения прибыли.

Фото: g20russia.ru
Президент России Владимир Путин и
министр финансов Саудовской Аравии
Ибрахим бин Абдулазиз аль-Асаф

В 2009–2011 гг. более 15 российских компаний, пытавшихся начать свою деятельность в Саудовской Аравии, потерпели неудачу. Так, компания «РЖД» выиграла тендер на строительство участка железной дороги, но впоследствии результаты тендера были отменены [3]. Компания «Глобалстрой-инжиниринг» открыла свой филиал в Королевстве, однако в апреле 2009 г. в связи с неудачным участием в тендерах на протяжении четырех лет он был закрыт [3].

В качестве основных причин неудач российских компаний можно назвать спонтанность принятия решения о работе в Саудовской Аравии, отсутствие четко выстроенной бизнес-стратегии, общий подход к ведению бизнеса без учета специфики страны, неготовность к прохождению затратных по времени и средствам «предквалификации» и «сертификации», без которых невозможно получить допуск к участию в тендере [2].

Дополнительной проблемой является ангажированная деятельность иностранных, прежде всего, западных специалистов, работающих в менеджменте саудовских структур. Как показывает практика, граждане западных стран, выступая лоббистами компаний из своих стран, препятствуют вхождению на рынок новых игроков.

Вместе с тем есть и примеры успешной реализации российским бизнесом проектов на территории Королевства. Так, «Стройтрансгаз» выполнил проекты по строительству нефтепровода Шейба–Абкейк протяженностью 217 км и водоводной системы Шукейк. Кроме того, эта российская компания осуществила поставку оборудования и обустройство газовых месторождений Хавия, Усмания, Шедгам. Но таких примеров явно недостаточно. Российским компаниям еще предстоит заслужить в Саудовской Аравии репутацию надежных партнеров, с которыми можно поддерживать долговременные деловые отношения.

Перспективы двустороннего сотрудничества могут быть связаны с налаживанием контактов по линии крупного и среднего бизнеса, прежде всего с компаниями из субъектов РФ, где сосредоточено мусульманское население.

О возможностях российских компаний

Фото: www.lukoil-kmn.com
Визит представителей нефтяной компании
Королевства Саудовская Аравия
«Сауди Арамко» в ООО «ЛУКОЙЛ-КМН»

Национальное хозяйство Саудовской Аравии привлекательно как для саудовских, так и для иностранных инвесторов широкими возможностями, которые не ограничиваются нефтегазовым сектором. Власти создают условия для диверсификации экономики, развивая местное производство, строительство, торговлю, телекоммуникации, инфраструктуру, сектор услуг. И российский бизнес потенциально способен побороться за получение части заказов от саудовской стороны.

По словам министра финансов Саудовской Аравии Ибрагима Абдулазиза аль-Ассафа, в бюджете на 2013 г. предусмотрено направление средств на развитие национальных инвестиционных программ, цель которых – обеспечить долгосрочный экономический рост и создать рабочие места для подданных Королевства.

Ожидается, что к 2020 г. численность населения Саудовской Аравии увеличится с нынешних 28 млн до 37 млн человек. В связи с этим приоритетными сферами признаны образование, на которое направляется 54,4 млрд долл., здравоохранение и социальное обслуживание (26,7 млрд долл.), национальная безопасность, транспортная инфраструктура (17,3 млрд долл.), муниципальные услуги (9,6 млрд долл.), водное хозяйство, сельское хозяйство, промышленность и другие сектора экономики (15,2 млрд долл.) [4] Об амбициозности принятых программ можно судить, например, по планам в образовательной сфере: в 2013 г. предполагается завершить строительство 1900 школ и начать работы еще по 539 школам [4].

Национальное хозяйство Саудовской Аравии привлекательно как для саудовских, так и для иностранных инвесторов широкими возможностями, которые не ограничиваются нефтегазовым сектором.

Перспективное направление сотрудничества – развитие транспортной инфраструктуры Саудовской Аравии. Власти Королевства уделяют большое внимание национальной железнодорожной сети, которая в перспективе позволит соединить все части страны. Согласно Плану развития железных дорог к 2040 г. в соответствующую инфраструктуру будет вложено около 365 млрд саудовских риалов (98,6 млрд долл.) [5]. В стране недостаточно местных компаний, которые могли бы проводить подобные работы, поэтому саудовская сторона планирует и дальше привлекать представителей иностранного бизнеса. Такие российские компании, как «РЖД Интернешнл», «Загранстрой», «Зарубежстрой» и др., могли бы принять участие в тендерах на получение части контрактов, предусматривающих сооружение различных объектов на территории Королевства.

Некоторые компании оказывают содействие саудовской стороне в реализации планов по развитию автомобильной промышленности. Так, «Isuzu Motors» уже запустила завод по производству грузовых автомобилей [6]. Объявлено, что в ближайшем будущем «Tata Motors» построит в Саудовской Аравии завод, на котором будут выпускаться автомобили «Jaguar» и «Land Rover» [7]. В Саудо-Американском деловом совете изучается возможность строительства в Королевстве заводов американских автопроизводителей «GM», «Chrysler» и «Ford» [8]. Российская продукция также может быть востребована в случае локализации серийных и перспективных образцов автомобильной техники, производимой, например, «Военно-промышленной компанией» и «КАМАЗом».

Перспективным представляется также сотрудничество в атомной энергетике, космосе, военно-технической сфере, сельском хозяйстве.

Саудовский рынок не является закрытым для россиян. Об интересе деловой общественности Королевства к взаимодействию с российским бизнесом свидетельствуют, в частности:

  • участие саудовских компаний в международной выставке «Арабия-ЭКСПО» в Москве в октябре 2008 г. и июне 2010 г.;
  • встречи саудовской делегации во главе с руководителем Генерального инвестиционного агентства Королевства А. Аль-Даббагом с российскими официальными лицами и бизнесменами в рамках Петербургского международного экономического форума (17–19 июня 2010г.);
  • визит в Москву в июне 2011 г. делегации Консультативного совета Королевства во главе с председателем Комитета по экономике и энергетике С. Аль-Шуайби, в ходе которого видные саудовские бизнесмены приняли участие в переговорах с представителями МИД России, Минэнерго России, Торгово-промышленной палаты России и ряда заинтересованных крупных компаний.

Как использовать имеющийся потенциал?

Фото: inforos.ru
Глава общей разведки Саудовской Аравии
Бандаром Бен Султаном

Охлаждение двусторонних политических отношений, связанное, главным образом, с расхождением позиций сторон по Сирии, неблагоприятно сказывается на экономической активности. По мнению саудовского исследователя Абдаллы Ибн Абд Аль-Мухсина Аль-Фараджа, «Россия до сих пор не стала той сильной страной, на которую можно положиться в сложных условиях. Поэтому объем государственной торговли между нашими странами пока что незначительный».

В июне 2012 г. в знак протеста против позиции России по Сирии саудовская сторона официально отказалась от приема делегации российских бизнесменов, прибывших в Королевство для участия в деловых мероприятиях и переговорах с потенциальными партнерами. Тем не менее, рабочие встречи российских и саудовских бизнесменов, состоявшиеся во время пребывания в стране этой делегации, еще раз подтвердили наличие взаимной заинтересованности в сотрудничестве.

С тех пор негативной риторики с саудовской стороны в адрес России становится все меньше. Встреча президента РФ Владимира Путина с главой общей разведки Саудовской Аравии Бандаром Бен Султаном дает основания полагать, что Эр-Рияд, вынужденный учитывать позицию нашей страны по ряду интересующих его вопросов (ситуация в Сирии, иранская ядерная программа и т.д.), вряд ли пойдет на углубление конфронтации с Москвой. Здравый смысл и практические соображения диктуют необходимость нормализации двусторонних отношений, и деловая общественность обеих стран могла бы ускорить этот процесс.

Развитие торгово-экономических отношений может способствовать снятию напряженности между государствами. В связи с этим представляется целесообразным ускорить возобновление работы межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и назначить сопредседателя комиссии с российской стороны. Целью деятельности комиссии является создание благоприятного климата и формирование правового поля для экономического взаимодействия.

Для содействия наполнению конкретными проектами межгосударственного взаимодействия в торгово-экономической сфере при Торгово-промышленной палате Российской Федерации создан Российско-Саудовский деловой совет. Его возглавляет председатель совета директоров одного из ведущих холдингов России АФК «Система» В. Евтушенков. Деловой совет до охлаждения межгосударственных отношений принимал активное участие в формировании делегаций предпринимателей для поездок в Саудовскую Аравию. Например, в марте 2011 г. была успешно проведена «Неделя российского бизнеса в Саудовской Аравии», в которой приняли участие свыше 70 представителей российских компаний. Благодаря налаживанию регулярной работы Межправительственной комиссии повысится эффективность и Российско-Саудовского делового совета.

Не исключено, что использование механизма связанного интереса может оказаться эффективным. Например, в обмен на предоставление саудовским инвесторам возможности вкладывать средства в производство зерновых на территории России для последующего экспорта в Саудовскую Аравию можно было бы договориться о льготах для российских госкомпаний и частных фирм при получении контрактов в Королевстве. Укрепление взаимодействия российских финансовых учреждений с региональными и национальными банками развития (Исламский банк развития, Арабский фонд экономического и социального развития и др.) могло бы существенно облегчить участие компаний из России в реализации инфраструктурных проектов в Саудовской Аравии.

Торгово-экономические связи могут оказаться сильнее политических разногласий. При этом следует стремиться не столько к повышению объемов товарооборота, который подвержен конъюнктурным колебаниям, сколько к совместной реализации проектов с инвестиционной составляющей, так как это способствует достижению и поддержанию доверительных отношений. Возможные достижения в развитии торгово-экономического сотрудничества желательно подкреплять личными контактами глав государств.

В целом, успешному развитию торгово-экономического сотрудничества России с Саудовской Аравией будут способствовать политическая воля руководства, государственная поддержка экспортеров и большая инициативность самих деловых кругов.

1. Russia Keen to Expand Trade and Investment Ties // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 225, January. P. 42–43.

2. Дударев К. Как делать бизнес в Саудовской Аравии. Чем он отличается от бизнеса в других арабских странах // Азия и Африка сегодня. 2012. № 12. C. 39–43; 2013. № 1. C. 25–29.

3. Дударев К. Указ. соч. // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. C. 28.

4. Budget 2013: Heavy Spending on Welfare, Infrastructure // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 225, January. P. 18–20.

5. Saudi to Invest SR365 Billion in Railways by 2040 // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 225, January. P. 12.

6. Made in Saudi Arabia: First ISUZU Truck on Road // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 225, January. P. 44.

7. Tata Signs Deal to Build Land Rover in Kingdom // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 225, January. P. 14.

8. Ford to Set Up Plant in Saudi Arabia // Saudi Commerce and Economic Review. 2013. Issue 231, July. P. 13.

Оцените статью:

  6 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги