Как изменится внешняя политика США после прихода к власти Д. Трампа?

Результаты опроса
Архив опросов

Конкурс молодых журналистов-международников 2016


Восточная Азия и АТР // Аналитика

06 февраля 2013

Возвращение «старой гвардии» Либерально-демократической партии Японии

Акио Кавато Лектор Университета Васэда
Фото:
Kazuhiro Nogi/Afp
Премьер-министр Синдзо Абэ, лидер ЛДПЯ

На недавних выборах в нижнюю палату японского парламента победу одержала Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ) во главе с Синдзо Абэ. Она потеряла власть в 2009 г. после затяжной борьбы с конкурентом – Демократической партией Японии (ДПЯ). После ухода популярного премьера Дзюнъитиро Коидзуми ЛДПЯ утратила большинство в верхней палате парламента. ДПЯ, воспользовавшись этим, часто блокировала принятие депутатами важных законов и тем самым дискредитировала ЛДПЯ. Если либерал-демократы получат неплохой результат на предстоящих в июле 2013 г. выборах в верхнюю палату, правительство Абэ сможет долгое время оставаться у власти.

Что касается отношений Японии с Россией, то кабинет Абэ будет и дальше развивать двустороннее деловое сотрудничество (Япония уже сейчас является крупным импортером российских нефти и газа) и одновременно добиваться разрешения территориального спора. На фоне обострения отношений с Китаем возросла привлекательность России в глазах японцев, что может послужить предпосылкой для того, чтобы создать более спокойную обстановку вокруг переговоров к решению этого вопроса.

Фото: Бывший премьер Ёсихико Нода

16 декабря 2012 г. на выборах в нижнюю палату парламента Японии ЛДПЯ одержала победу над правящей ДПЯ, получив 294 (из 480) мандата – против 57 у ДПЯ. Для сравнения: на выборах 2009 г. последняя завоевала 308 мест против 119 у ЛДПЯ.

Причина «победы» ЛДПЯ – разочарование народа в ДПЯ

Причина резкого колебания электоральных настроений японцев кроется в смешанной избирательной системе, предусматривающей избрание 300 (из 480) депутатов по одномандатным округам, а остальных – по региональным партийным спискам. На этот раз ЛДПЯ получила 43% голосов в одномандатных округах (лишь на 4,32% больше, чем на выборах 2009 г.), а ДПЯ – 22,8% (против 47,43% в 2009 г.). Часть голосов электората ДПЯ «съели» новые оппозиционные партии.

Очевидно, что это не столько победа ЛДПЯ, сколько «вето» на деятельность ДПЯ. Общее число голосов в поддержку либерал-демократов, на самом деле, сократилось на 5 млн: явка на уровне 59,32% была самой низкой в истории страны и на 10% ниже, чем на выборах 2009 г. Дискредитации ДПЯ в глазах избирателей способствовали недостаточный опыт управления и повышение ставок НДС (с 5% до 10% к 2015 г.)

Фото: Ruvr.ru
Демонстрации протеста против атомной
энергетики

Неопытность ДПЯ в управленческой сфере привела, в частности, к осложнению отношений Японии с США и Китаем. Юкио Хатояма из-за своих неосторожных высказываний осложнил дело по перемещению американской базы на Окинаве, а поспешное решение кабинета Есихико Ноды по национализации островов Сенкаку в Восточно-Китайском море вызвали бурную реакцию Пекина. Наото Кан, в свою очередь, не смог должным образом справиться с последствиями аварии на АЭС «Фукусима-1».

Существенно ослабленная в результате выборов, ДПЯ оказалась перед дилеммой: либо постоянно находиться в оппозиции, либо «раствориться» в новых, более динамичных партиях, таких, например, как Партия реставрации. Последняя была в срочном порядке сформирована накануне декабрьских выборов во главе с двумя популистскими политиками – мэром города Осака Тоору Хасимото и мэром города Токио Синтаро Исихара.

До лета избегать рисков, приоритет – экономике

Первая задача Абэ – выиграть или, по крайней мере, не «проиграть» выборы в верхнюю палату, которые должны пройти в июле 2013 г. (предстоят перевыборы половины депутатов, вторая половина будет переизбираться через три года). В сложившейся ситуации Абэ вынужден проводить умеренную политику.

По итогам выборов ЛДПЯ располагает подавляющим большинством в нижней палате парламента. Однако это не означает, что у нее полностью «развязаны руки», поскольку в верхней палате, без согласия которой законопроекты не вступают в силу, либерал-демократы остаются в меньшинстве. Здесь они имеют 82 места из 242 (у ДПЯ – 87). Сложившийся баланс сил вынудил ЛДПЯ пойти на формирование коалиционного правительства с партией Комэйто, которая основана на прочной базе верующих, придерживающихся одного из направлений в буддизме, и демонстрирует приверженность популистской и пацифистской политике.

Поэтому первая задача Абэ – выиграть или, по крайней мере, не «проиграть» выборы в верхнюю палату, которые должны пройти в июле 2013 г. (предстоят перевыборы половины депутатов, вторая половина будет переизбираться через три года).

В сложившейся ситуации Абэ вынужден проводить умеренную политику. Сейчас он делает упор на стимулирование экономики, стараясь задействовать финансовые и иные рычаги. Во внешней политике он явно не пойдет на риск. В ожидании появления в Китае нового правительства, запланированного на март 2013 г., Абэ, вероятно, предпримет усилия по урегулированию отношений с КНР. Напомним, что именно Абэ, посетивший Китай вскоре после своего предыдущего прихода к власти в 2006 г., урегулировал обострившиеся отношения и установил «стратегическое и взаимовыгодное партнерство». Абэ – реалист, становящийся с годами все более опытным политиком. 25-го января г-н Ямагучи, глава партии Комэйто нанес визит в Пекинг, и лично передал письмо от Абэ гененальному секретарю Компартии Китая Си Цзиньпину, чему китайское СМИ давало положетильное освещение.

Япония – военная держава?

Фото: jmsdf.info
Морские силы обороны Японии
DD-111 "Onami" и DD-110 "Takanami"

На фоне возрастающей военной мощи Китая и сокращения военных расходов в США в Японии все чаще звучат голоса тех, кто призывает к «самостоятельной обороне» вплоть до ядерного вооружения. Абэ не принадлежит к этому «лагерю» и выступает сторонником тесных союзнических отношений с Соединенными Штатами.

В то же время кабинет Абэ и ЛДПЯ намерены остановить постоянное сокращение оборонных расходов (в 2003–2012 гг. они сократились на 5,7% – до 4,6 трлн иен, или около 51 млрд долл.). 4 января 2013 г. газета «Майнити» (самое крупное нейтральное издание, третья газета по тиражу) сообщила, что ЛДПЯ намерена запросить на 2% больше средств на оборонные нужды с акцентом на защиту «юго-западных островов» Японии, протянувшихся от Окинавы до Тайваня и образующих преграду между Китаем и открытым морем.

Фото: Kyodo/REUTERS
Японский активисты высадились на спорный
остров Uotsuri (архипелаг Сенкаку)
Восточно-Китайском море.

Однако государственный бюджет Японии сталкивается с проблемой дефицита, в том числе из-за постоянно растущих социальных расходов. Японское население стареет, и расходы на социальные нужды увеличиваются ежегодно на 11 млрд долл. Растут и накопленные государством долги: к концу 2012 г. они составили 10,5 трлн долл., что соответствует совокупному двухгодичному ВВП (но пока внутреннее сбережение почти все обеспечивает). Поэтому Японии будет нелегко пойти на существенное увеличение оборонных расходов. Располагая довольно значительным объемом вооружений (примерно 50 крейсеров и эсминцев, 16 дизельных подводных лодок, 200 истребителей), она, тем не менее, уступает Китаю в военной мощи (1, 2). Вместе с тем надо учитывать тот факт, что Китай не сможет бросить все свои силы против Японии.

Следовательно, у Японии нет ни намерения, ни возможности стать военной державой – она будет осуществлять разумное наращивание вооружений только по мере необходимости. Что касается ядерного оружия, то в японском обществе это остается мнением меньшинства. Для Японии с ее небольшими территориями ядерное оружие не могло бы служить средством сдерживания. Немаловажно и то, что против ядерного вооружения Японии выступают Соединенные Штаты.

«Окошко взаимной доброжелательности»: японо-российские отношения

Япония стала «незаметной» после ухода со своего поста Д. Коидзуми в 2006 г. Однако не следует забывать, что японские капиталы и технологии продолжают работать на весь мир, в том числе в России и, прежде всего, в Восточной Азии.

После обострения отношений Японии с Китаем Россия в глазах японцев неожиданно стала выглядеть умеренной и разумной силой (по крайней мере, она не “требует” территорий у Японии). Если споры между Японией, с одной стороны, и Южной Кореей и Китаем, с другой, зачастую выходят за рамки разумного, то споры между Японией и Россией находятся под контролем. Переговоры ведутся уже давно, и сделаны необходимые «заделы»: в трудное время после распада СССР Япония оказывала помощь российским жителям на островах; осуществлены безвизовые посещения островов бывшими японскими жителями; заключено соглашение о взаимном праве на рыбный промысел вокруг спорных островов и т.д.

Фото: РИА Новости
История «спорных» Курильских островов

Некоторые японские политики и эксперты утверждают, что страна должна сделать уступки в территориальном вопросе, чтобы установить доверительные отношения с Россией. По их мнению, в этом случае Россия сможет стать для Японии противовесом Китаю. Японское правительство не разделяет это мнение, понимая, что Россия не хочет и не может противостоять Китаю. Даже без уступок в территориальном вопросе Японии, на наш взгляд, удастся до определенной степени расширить сотрудничество с Россией, что будет отвечать интересам обеих стран.

Россия сейчас уделяет все больше внимания восточному направлению своей внешней политики. А на Востоке важную роль играют не только Китай, но и Япония, США, Южная Корея, Тайвань, а также страны АСЕАН. Япония уже импортирует большое количество нефти и газа из Сибири и Сахалина (по 9% от объема потребления этих ресурсов [1]). Она выразила готовность принимать активное участие в развитии экономики российского Дальнего Востока.

Что касается заключения мирного договора с решением вопроса о послевоенном размежевании границ, то официальное предложение японской стороны, сделанное в 1998 г. в ходе встречи на высшем уровне в Каване, все еще остается в силе: если Россия признает суверенитет Японии над четырьмя островами, Япония проявит гибкость в вопросах о сроках и способах их возвращения.

Хотя поводов для поспешного решения этого вопроса не так много, вызывает сожаление тот факт, что даже спустя 67 лет после окончания войны Япония и Россия все еще не могут найти общий язык. Следует учитывать, что сейчас появилось «окошко возможностей» для нового подхода к данному вопросу – более взвешенного и без лишних эмоций. Если обеим сторонам трудно сделать первый шаг к сближению позиций, то, возможно, им стоит пользоваться предложениями третьих лиц.

* * *

Что касается отношений Японии с Россией, то кабинет Абэ будет и дальше развивать двустороннее деловое сотрудничество и одновременно добиваться разрешения территориального спора. На фоне обострения отношений с Китаем возросла привлекательность России в глазах японцев.

Япония стала «незаметной» после ухода со своего поста Д. Коидзуми в 2006 г. Однако не следует забывать, что японские капиталы и технологии продолжают работать на весь мир, в том числе в России и, прежде всего, в Восточной Азии. Несмотря на память о войне, большинство азиатских стран видят в Японии надежного партнера, поддерживающего их самостоятельность и экономическое развитие. И для США как гаранта стабильности и свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе сотрудничество с Японией играет ключевую роль.

Многое будет зависеть, как уже отмечалось, от исхода июльских выборов в верхнюю палату японского парламента, на который может серьезно повлиять экономическая конъюнктура. Если политика Абэ, направленная на снижение курса иены, оживит промышленное производство в стране, то он сможет оставаться у власти, по крайней мере, до следующих выборов в нижнюю палату (максимум четыре года). Если же его политика приведет к резкому падению курса иены и к высокой инфляции, то ЛДПЯ вновь дискредитирует себя в глазах избирателей. С пребыванием Абэ на посту премьера многие японцы связывают надежды на обретение Японией «должного лица».

1. Ekonomisuto magazine. 2013. 22.01.

Оцените статью:

  0 Комментировать
Вы хотите стать автором РСМД или задать вопрос нашему редактору? Связь с редакцией РСМД - editorial@russiancouncil.ru

Комментарии:


Добавить комментарий

Все теги