Электронная интернационализация вузов (2017–2018 гг.)
Англоязычные интернет-ресурсы российских университетов
Электронная
интернационализация
вузов (2017–2018 гг.)
Англоязычные интернет-ресурсы российских университетов
Резюме
В настоящий момент одной из основных задач российских университетов является укрепление их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг. Развитие Интернета и социальных сетей, а также растущая роль английского языка как средства глобальной коммуникации ставит вузы перед необходимостью совершенствования англоязычных электронных ресурсов, которые являются на сегодняшний день одним из основных инструментов международного маркетинга высшего образования. Эффективность использования электронных ресурсов становится важным фактором экспорта образовательных услуг и повышения привлекательности российского высшего образования за рубежом.

Основная задача англоязычного сайта университета — выстраивание эффективных коммуникаций с зарубежными целевыми группами, среди которых абитуриенты, родители абитуриентов, студенты, выпускники, потенциальные работодатели, потенциальные и работающие научно-педагогические кадры, институциональные партнеры, международные рейтинговые агентства, журналисты.

Главная цель доклада, как и на предыдущих этапах исследования, состоит в оказании содействия российским университетам в повышении степени их привлекательности за рубежом, росте их эффективности в качестве экспортеров образования. Рекомендации, подготовленные по итогам исследования, могут быть использованы российскими университетами для развития контента их англоязычных ресурсов и совершенствования международной деятельности в сети Интернет.

Для аудита контента англоязычных интернет-ресурсов российских университетов используется разработанная в РСМД методология, основанная на выделении и анализе отдельных смысловых блоков порталов университетов. В числе таких блоков — информация о поступлении в университет, образовательных программах, подразделениях и факультетах, науке и исследованиях, библиотеке, возможностях трудоустройства и пр. Эти смысловые блоки, с одной стороны, отражают различные аспекты функционирования университета. А с другой стороны — потребности целевых аудиторий, использующих университетские сайты и аккаунты в социальных сетях для получения необходимой информации.

Полученные данные обобщены в виде «Индекса электронной интернационализации вузов», на основе которого построен рейтинг университетов.

В рейтинге «Электронная интернационализация российских вузов» 2018 г. представлены 65 университетов, из которых 18 — это новые университеты, ранее не участвующие в исследовании. В рейтинг вошли федеральные университеты, научно-исследовательские университеты, а также вузы, участвующие в проектах «5—100» и «Экспорт образования», курируемых Министерством образования и науки РФ.

Как и в предыдущих исследованиях (2015–2017 гг.), проанализированные университеты были разделены на три группы.

Первая группа, группа «лидеров», это те университеты, англоязычные версии интернет-порталов которых заполнены более чем на 67%. Иными словами, это те университеты, которые набрали более 72 баллов из 108 возможных.

Вторая группа «догоняющих» — это вузы, чьи сайты заполнены на 34 — 66% (набрали 37–72 баллов).

Университеты, которые вошли в третью группу «отстающих», имеют сайты, заполненные не более чем на 33% (набрали 0–36 баллов).
Основные выводы
Абсолютным лидером рейтинга остается НИУ «Высшая школа экономики».
Университеты в целом показывают более динамичное развитие по сравнению с предыдущими годами. Ряд университетов повысил свои показатели более чем на 20 пунктов. Среди них Новосибирский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Балтийский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева.
В 2018 г. вузы из группы «лидеров», несмотря на уже высокие позиции, продолжают развивать и совершенствовать свои интернет-порталы (улучшения происходят по всем разделам сайтов), уделяя все большее внимание таким разделам как «Миссия», «Контакты», «Научная деятельность», «Новости», «Библиотека».
Наибольшее развитие на сайтах-университетов группы «догоняющих» за последние годы получили базовые разделы, при этом развитие таких разделов как «Подразделения и факультеты», «Образовательные программы», «Социальная жизнь» показывает отрицательную тенденцию, что может негативно сказаться на тенденции привлечения зарубежных абитуриентов к обучению в российских вузах.
Более заметных результатов достигли региональные вузы по сравнению с московскими вузами. Ряд крупных и известных (московских и петербургских) вузов слабо отражает свой потенциал на англоязычных сайтах.
Подавляющее большинство вузов-участников проекта «5–100» дает лишь базовую информацию об университете на англоязычных порталах, не предоставляя необходимую информацию на английском языке для основных целевых групп: абитуриентов и научно-педагогических кадров.
Больше половины вузов, участвующих в проекте «Экспорт образования», не имеют англоязычных сайтов, либо информация на существующих англоязычных версиях представлена настолько скудно, что можно говорить о ее фактическом отсутствии для целевых аудиторий.
Несмотря на то, что 64% российских вузов имеют англоязычные страницы в социальных сетях, в большинстве случаев на англоязычных страницах официальных интернет-порталов вузов отсутствуют ссылки на них. Только 7,7% российских университетов ежедневно публикуют информацию в своих аккаунтах. При этом уровень обратной связи остается крайне низким: лишь 18,5% аккаунтов получают обратную связь от иностранных аудиторий.
Степень заполнения разделов сайта
(сравнение по группам вузов)
Рейтинг англоязычных сайтов российских университетов, 2017–2018 гг.
Рейтинг англоязычных сайтов российских университетов, 2017–2018 гг.
Университет
Баллы
Баллы / динамика
Позиция
Позиция / динамика
НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
103
+11
1
=
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)
87
+2
2
=
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)
76
-2
3
+7
Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
76
+15
3
+7
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)
75
+3
4
=
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
75
+12
4
+4
Сибирский федеральный университет (СФУ)
70
+8
5
+4
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
67
+20
6
+11
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)
67
+25
6
+14
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
66
-5
7
-2
Российский университет дружбы народов (РУДН)
65
+5
8
+3
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
61
+7
9
+4
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ)
59
+9
10
+5
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
58
-7
11
-3
Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ (ГУ))
54
-12
12
-6
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – (ННГУ)
54
-8
12
-3
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
54
+3
12
+2
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)
53
-3
13
-1
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)
53
+22
13
+14
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
52
+1
14
=
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ)
51
+4
15
+2
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина (РГУНГ)
51
+5
15
+3
Южный федеральный университет (ЮФУ)
49
=
16
=
Московский авиационный институт (НИУ МАИ)
49
+9
16
+5
Южно-Уральский государственный университет (НИУ ЮУрГУ)
49
+12
16
+7
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
47
+2
17
+2
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
45
+3
18
+2
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
45
Новый
18
Новый
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
44
-5
19
-1
Московский государственный институт международных отношений Министерства
иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
43
-4
20
-3
Тюменский государственный университет
43
Новый
20
Новый
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (МГСУ)
41
+6
21
+3
Казанский национальный исследовательский технический университета им. А. Н. Туполева (КАИ)
41
+27
21
+11
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
40
-6
22
-4
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ)
40
=
22
-1
Национальный исследовательский Московский энергетический университет (МЭИ)
39
-1
23
-2
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
39
+9
23
+5
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (СГУ)
38
-2
24
-3
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)
37
-2
25
-5
Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ)
36
+1
26
-2
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)
35
=
27
-3
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (НИ МГУ)
35
+1
27
-2
Сибирский государственный медицинский университет
35
Новый
27
Новый
Новосибирский государственный технический университет
33
Новый
28
Новый
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
32
-1
29
-3
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ)
31
-2
30
-4
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
31
+6
30
=
Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза (МГЛУ)
27
+13
31
+1
Московский политехнический университет
27
Новый
31
Новый
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
25
Новый
32
Новый
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ)
23
-4
33
-4
Российский университет транспорта (МИИТ)
22
Новый
34
Новый
Академия русского балета имени А.Я. Вагановой
21
Новый
35
Новый
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
21
Новый
35
Новый
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РГМУ)
20
-3
36
-5
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова
20
Новый
36
Новый
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
19
Новый
37
Новый
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
16
Новый
38
Новый
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
16
Новый
38
Новый
Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский академический
университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
10
=
39
-6
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России
10
Новый
39
Новый
Институт кинематографии имени С.А. Герасимова
0
Новый
40
Новый
Художественный институт имени В.И. Сурикова
0
Новый
40
Новый
Академия музыки имени Гнесиных
0
Новый
40
Новый
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
0
Новый
40
Новый
Университет
Баллы
Баллы / динамика
Позиция
Позиция / динамика
НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
103
+11
1
=
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)
87
+2
2
=
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)
76
-2
3
+7
Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
76
+15
3
+7
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)
75
+3
4
=
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
75
+12
4
+4
Сибирский федеральный университет (СФУ)
70
+8
5
+4
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
67
+20
6
+11
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)
67
+25
6
+14
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
66
-5
7
-2
Российский университет дружбы народов (РУДН)
65
+5
8
+3
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
61
+7
9
+4
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ)
59
+9
10
+5
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
58
-7
11
-3
Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ (ГУ))
54
-12
12
-6
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – (ННГУ)
54
-8
12
-3
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
54
+3
12
+2
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)
53
-3
13
-1
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)
53
+22
13
+14
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
52
+1
14
=
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ)
51
+4
15
+2
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина (РГУНГ)
51
+5
15
+3
Южный федеральный университет (ЮФУ)
49
=
16
=
Московский авиационный институт (НИУ МАИ)
49
+9
16
+5
Южно-Уральский государственный университет (НИУ ЮУрГУ)
49
+12
16
+7
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
47
+2
17
+2
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
45
+3
18
+2
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
45
Новый
18
Новый
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
44
-5
19
-1
Московский государственный институт международных отношений Министерства
иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
43
-4
20
-3
Тюменский государственный университет
43
Новый
20
Новый
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (МГСУ)
41
+6
21
+3
Казанский национальный исследовательский технический университета им. А. Н. Туполева (КАИ)
41
+27
21
+11
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
40
-6
22
-4
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ)
40
=
22
-1
Национальный исследовательский Московский энергетический университет (МЭИ)
39
-1
23
-2
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
39
+9
23
+5
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (СГУ)
38
-2
24
-3
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)
37
-2
25
-5
Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ)
36
+1
26
-2
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)
35
=
27
-3
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (НИ МГУ)
35
+1
27
-2
Сибирский государственный медицинский университет
35
Новый
27
Новый
Новосибирский государственный технический университет
33
Новый
28
Новый
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
32
-1
29
-3
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ)
31
-2
30
-4
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
31
+6
30
=
Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза (МГЛУ)
27
+13
31
+1
Московский политехнический университет
27
Новый
31
Новый
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
25
Новый
32
Новый
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ)
23
-4
33
-4
Российский университет транспорта (МИИТ)
22
Новый
34
Новый
Академия русского балета имени А.Я. Вагановой
21
Новый
35
Новый
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
21
Новый
35
Новый
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РГМУ)
20
-3
36
-5
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова
20
Новый
36
Новый
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
19
Новый
37
Новый
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
16
Новый
38
Новый
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
16
Новый
38
Новый
Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский академический
университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
10
=
39
-6
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России
10
Новый
39
Новый
Институт кинематографии имени С.А. Герасимова
0
Новый
40
Новый
Художественный институт имени В.И. Сурикова
0
Новый
40
Новый
Академия музыки имени Гнесиных
0
Новый
40
Новый
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
0
Новый
40
Новый
Университеты — участники «5-100»
В рамках исследования РСМД осуществил анализ англоязычных порталов группы университетов-участников «Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров»», который был запущен Министерством образования и науки России в соответствии с указом Владимира Путина № 599 от 7 мая 2012 года. Цель проекта — «максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ».

— Судя по состоянию англоязычных сайтов, с заявленными в проекте «5–100» задачами, включая продвижение исследовательских услуг, привлечение зарубежных студентов и молодых научно-педагогических кадров, справляются лишь 23,8 % университетов — участников проекта;

— 71,42% вузов проекта «5-100» представляют лишь базовую информацию об университете на англоязычных порталах;

— В недостаточной степени ведется работа с основными целевыми аудиториями: плохо представлена информация для зарубежных абитуриентов и студентов о подразделениях и факультетах, образовательных программах; для научно-педагогических кадров — о научных и образовательных подразделениях, информация о трудоустройстве, об имеющихся сотрудниках университета и их исследовательской работе; информация о действующих партнерах и совместных проектах с ними, о сотрудниках университета и проводимых ими исследованиях, имеющихся программах обмена студентами и преподавателями — для потенциальных зарубежных партнеров;

— У 71,42% университетов презентация на англоязычном интернет-портале научно-исследовательских подразделений, результатов научных исследований, научных публикаций, научного потенциала в целом находится на недостаточном уровне — составляет лишь на 60%.
Университеты — участники приоритетного проекта «Экспорт образования»
В рамках исследования РСМД осуществил анализ англоязычных порталов 39 университетов — участников проекта «Экспорт образования».

Ключевая цель проекта, утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, — повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Средний уровень заполнения разделов англоязычных версий сайтов университетов — участников проекта равен 17,78%. Индекс электронной интернационализации ни одного из разделов не достигает 50%. Это означает, что больше половины вузов, участвующих в проекте «Экспорт образования», не имеют англоязычных сайтов, либо информация на существующих англоязычных версиях представлена настолько скудно, что можно говорить о ее фактическом отсутствии для целевых аудиторий.

Зачастую на сайте опубликована только общая информация об университете и контактные данные (данные разделы у университетов заполнены на 41% и 48% соответственно). Но для привлечения иностранных студентов, преподавателей, ученых, партнеров и др. этих данных недостаточно.
Рекомендации
Результаты исследования дают возможность сделать ряд практических рекомендаций.
1
Лидерам российского рейтинга англоязычных порталов следует сосредоточиться на развитии разделов «История», «Выпускники», «Карьера», «Основные показатели», «Партнеры», а также создать более детализированные интернет-страницы или отдельные сайты факультетов, департаментов и иных подразделений.

— В разделе «История» создать навигацию по ключевым датам или событиям, представить данные в виде количественных показателей, использовав инфографику. Рекомендуется дополнить информацию цитатами руководителей или людей, чьи имена связаны с историей университета.

— В разделе «Карьера» описать наиболее успешные примеры трудоустройства иностранных выпускников, создать базу данных стажировок и вакансий, создать аналогичную базу для работодателей, разместить профили компаний-партнеров, разместить интерактивные инструменты в области профориентации.

— В разделе «Выпускники» создать базу данных иностранных выпускников на английском языке, галерею выдающихся иностранных выпускников, дать возможность вступления в ассоциацию выпускников онлайн, описать проекты, в которых могут принять участие выпускники (внести средства в эндаумент, выступить в качестве эксперта и т.п.). Эту информацию можно продублировать и в разделе «Партнерам».

— Создать единую структуру и дизайн сайтов факультетов и других подразделений университета. Дать информацию об их профиле, учебных курсах, публикациях, кадровом составе и пр.
2
Российским университетам из второй группы также следует обратить внимание на разделы «Библиотека», «Выпускники», «Карьера», которые заполнены менее чем на 30%. Особого внимания заслуживает раздел «Образовательные программы», который заполнен всего на 33%. Отсутствие информации по образовательным программам может оказать серьезные негативные последствия в ходе привлечения потенциальных иностранных абитуриентов.

— Информацию по образовательным программам необходимо сегментировать по основным целевым аудиториям (поступление на бакалаврские программы, на магистерские программы, курсы повышение квалификации и т.п.);

— Организовать навигацию программ хотя бы по двум или нескольким параметрам (присваиваемая степень, специальность, факультет или институт, кафедра и пр.);

— Описание всех программ представить в едином стиле, информацию структурировать единообразно;

— В описании каждой образовательной программы рекомендуется включить информацию об учебных курсах (учебный план) в виде названия и аннотации, а также о профессорско-преподавательском составе (имена, короткие биографии, список публикаций);

— Описание программы может включать в себя информацию о компетенциях, знаниях и навыках, которые получит иностранный выпускник, а также информацию о выпускниках, их отзывы, цитаты;

— Стоит помнить, что многие абитуриенты в перспективе хотели бы обучаться на русскоязычных программах, однако на момент выбора вуза их уровень языка еще недостаточно высокий, чтобы понять нюансы программы. В связи с этим рекомендуется дать аннотации программ, которые ведутся на родном языке, на английском языке, а также предоставить информацию о курсах русского языка.
3
Российским университетам из третьей группы целесообразно ликвидировать отставание по «базовым» разделам, задача «минимум» — наладить коммуникацию с основной целевой группой — иностранными абитуриентами. Для этого необходимо заполнить разделы: «Об университете», «Поступление», «Образовательные программы», «Новости», «Социальная жизнь». В указанных разделах в основном требуется качественный перевод на английский язык. Как правило, работа над этими разделами требует меньших трудовых и временных затрат в сравнении с другими разделами.

— В разделе «Об университете» разместить видеопрезентацию университета на английском языке, предоставить дополнительные информационные материалы (годовой отчет, рекламную брошюру и др.).

— В разделе «Поступление» представить опцию подачи документов в электронном виде, предоставить информацию о стоимости и возможных источниках финансирования обучения, детализировать вопросы пребывания в университете.

— Синхронизировать раздел «Новости» с новостями подразделений, факультетов, учебных программ. На странице «Новости» указывать сотрудника, отвечающего за написание текстов или имеющего отношение к опубликованной информации. В основном тексте новостного сообщения использовать ссылки, цитаты.
4
Университетам-лидерам, участвующим в проекте «Экспорт образования», в первую очередь, необходимо обратить внимание на разделы: «История», «Карьера», «Факультеты и департаменты», «Выпускники». Данные разделы заполнены менее чем на 55%.

— В разделе «Карьера» описать наиболее успешные примеры трудоустройства иностранных выпускников, создать базу данных стажировок и вакансий, создать аналогичную базу для работодателей, разместить профили компаний-партнеров, разместить интерактивные инструменты в области профориентации.
5
Остальным университетам, участвующим в проекте «Экспорт образования», необходимо обновить информацию об образовательных программах. «Образовательные программы» заполнены на 38,3%. Также необходимо заполнить разделы «Руководство и сотрудники», «Факультеты, институты, подразделения», «Библиотека», «Выпускники» и «Карьера».

— В разделе «Библиотека» создать электронный каталог, предоставить доступ к полнотекстовым базам данных, создать репозиторий на английском языке, добавить возможность работать и заказывать книги в режиме онлайн;

— Синхронизировать раздел «Руководство и сотрудники» с информацией о кадровом составе отдельных подразделений и учебных программ. Разместить на сайте информацию о сотрудниках. В качестве простейшей формы можно использовать следующую последовательность: имя и фамилия, краткое резюме, список научных публикаций, контакты, фото. Делегировать сотрудникам обновление этой информации через личные кабинеты;

— В разделе «Факультеты, институты, подразделения» дать краткое описание деятельности факультетов, институтах, других подразделениях университета, сделать доступной информацию о профессорско-преподавательском составе, перечне курсов, создать рубрикатор новостей факультета.
6
Ряду университетов, участвующих в проекте «Экспорт образования», следует создать англоязычную версию интернет-портала.
7
Университетам, участвующим в проекте «5-100», следует уделять больше внимания разделам, которые отвечают за презентацию и продвижение научных достижений университета: «Библиотека» и «Наука».
8
Требуется системное отслеживание ключевых показателей посещаемости англоязычного сайта вуза различными группами зарубежных интернет-пользователей. Важно осуществить сопоставление этих показателей с динамикой подачи заявлений о поступлении в университет, а также спросом на другие услуги университета.
9
Каждому университету необходима детальная сегментация зарубежных аудиторий и ориентация ключевых разделов сайта на целевые аудитории. Англоязычный сайт необходимо заполнять с учетом потребностей данных групп-посетителей сайта, не допуская механического копирования содержания русскоязычного сайта вуза.
РСМД — университетам
РСМД продолжает работу над анализом англоязычных порталов российских университетов и с целью развития контента их англоязычных ресурсов предлагает университетам разработанную РСМД обучающую программу по модернизации англоязычной версии интернет-портала университета, в рамках которой проводятся:
-1-
Аудит
Оценка текущего состояния сайта с учетом поставленных задач, выявляются сильные и слабые стороны, даются рекомендации по его развитию
-2-
Обучение и консалтинг
Обучение профильных сотрудников университета, дается набор лучших международных практик, разрабатывается в ходе совместной работы план развития сайта вуза в зависимости от задач университета
Авторы: Иван Тимофеев, Анна Кузнецова, Елена Карпинская.
Выпускающие редакторы: Тимур Махмутов, Екатерина Чимирис, Александр Тесля.
© 2018 Российский совет по международным делам,
russiancouncil.ru