В настоящий момент одной из основных задач российских университетов является укрепление их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг. Развитие Интернета и социальных сетей, а также растущая роль английского языка как средства глобальной коммуникации ставит вузы перед необходимостью совершенствования англоязычных электронных ресурсов, которые являются на сегодняшний день одним из основных инструментов международного маркетинга высшего образования. Эффективность использования электронных ресурсов становится важным фактором экспорта образовательных услуг и повышения привлекательности российского высшего образования за рубежом.
Основная задача англоязычного сайта университета — выстраивание эффективных коммуникаций с зарубежными целевыми группами, среди которых абитуриенты, родители абитуриентов, студенты, выпускники, потенциальные работодатели, потенциальные и работающие научно-педагогические кадры, институциональные партнеры, международные рейтинговые агентства, журналисты.
Главная цель доклада, как и на
предыдущих этапах исследования, состоит в оказании содействия российским университетам в повышении степени их привлекательности за рубежом, росте их эффективности в качестве экспортеров образования. Рекомендации, подготовленные по итогам исследования, могут быть использованы российскими университетами для развития контента их англоязычных ресурсов и совершенствования международной деятельности в сети Интернет.
Для аудита контента англоязычных интернет-ресурсов российских университетов используется разработанная в РСМД методология, основанная на выделении и анализе отдельных смысловых блоков порталов университетов. В числе таких блоков — информация о поступлении в университет, образовательных программах, подразделениях и факультетах, науке и исследованиях, библиотеке, возможностях трудоустройства и пр. Эти смысловые блоки, с одной стороны, отражают различные аспекты функционирования университета. А с другой стороны — потребности целевых аудиторий, использующих университетские сайты и аккаунты в социальных сетях для получения необходимой информации.
Полученные данные обобщены в виде «Индекса электронной интернационализации вузов», на основе которого построен
рейтинг университетов.
В рейтинге «Электронная интернационализация российских вузов» 2018 г. представлены 65 университетов, из которых 18 — это новые университеты, ранее не участвующие в исследовании. В рейтинг вошли федеральные университеты, научно-исследовательские университеты, а также вузы, участвующие в проектах «5—100» и «Экспорт образования», курируемых Министерством образования и науки РФ.
Как и в предыдущих исследованиях (2015–2017 гг.), проанализированные университеты были разделены на три группы.
Первая группа, группа «
лидеров», это те университеты, англоязычные версии интернет-порталов которых заполнены более чем на 67%. Иными словами, это те университеты, которые набрали более 72 баллов из 108 возможных.
Вторая группа «
догоняющих» — это вузы, чьи сайты заполнены на 34 — 66% (набрали 37–72 баллов).
Университеты, которые вошли в третью группу «
отстающих», имеют сайты, заполненные не более чем на 33% (набрали 0–36 баллов).