Санкции
ИНФОГРАФИКА РСМД
Всё, что нужно знать о санкциях, их субъектах, объектах и предметах
Введение
В последнее время тема санкций остается одним из центральных вопросов для обсуждения не только в среде профильных экспертов-международников, но и широкой публики. Во многом это вызвано как украинскими событиями, повлекшими серию ограничительных мер в отношении России со стороны США, ЕС и других стран, а также ответных мер РФ, так и санкциями России в отношении Турции в результате инцидента с российским самолетом в ноябре 2015 г., а также частичным снятием ограничений в отношении Ирана и Кубы. Дискуссии вокруг экономических санкций в основном сводятся к оценке их влияния на экономику той или иной страны, в отношении которой вводятся подобные меры, и в целом — к вопросу об эффективности и приемлемости подобного инструмента внешней политики. Вместе с тем далеко не всегда подобные обсуждения (в частности, в России) учитывают как в целом основные особенности санкций как инструмента внешней политики, так и непосредственно проблему механизмов применения, действия санкций, а также ответственности за несоблюдение ограничительных мер.
Что такое экономические санкции и в чем их отличие от других ограничительных мер?
Экономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Различают как всеобъемлющие санкции, полностью блокирующие любые виды торговых и финансовых операций с целыми странами (эмбарго США в отношении Кубы), секторальные санкции (затрагивающие отдельные отрасли экономики и группы лиц), так и адресные санкции, ограничивающие подобные операции с отдельными лицами и/или компаниями. Санкции могут принимать различную форму — от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д.

Следует отметить, что в дискуссии о санкциях как правило не включают торговые барьеры и режим экспортного контроля. В первом случае речь идет о мерах тарифного и нетарифного регулирования, применяющихся для достижения исключительно экономических целей в виде защиты внутреннего рынка и поддержки национальных производителей (что, конечно, не отменяет возможности их применения в качестве ответных мер на нежелательное поведение другой стороны). В свою очередь, режим экспортного контроля призван регулировать распространение сырья, материалов, технологий, оборудования и услуг, которые могут привести к созданию оружия массового уничтожения или других систем вооружений. Эти ограничения действуют на постоянной основе вне зависимости от текущей конъюнктуры международных отношений, подкреплены международными договорами, соглашениями и режимами, а также могут включать тесное взаимодействие с профильными международными организациями (например, Договор о нераспространении ядерного оружия и деятельность МАГАТЭ).
Почему вводятся санкции?
Государства и международные организации вводят санкции в качестве ответа на действия отдельных лиц, организаций или государств, которые, по их мнению, представляют угрозу их интересам или международной безопасности. Поводом для введения санкций могут быть как боевые действия или вооруженная интервенция в дела суверенного государства, так и широкий набор нетрадиционных угроз международной безопасности: наркотрафик, киберпреступность, угроза распространения оружия массового уничтожения и нелегальная торговля оружием в целом, нарушение прав человека, и т.д.

Санкции рассматриваются как компромиссный вариант ответа на нежелательные действия того или иного государства. В отличие от дипломатических мер воздействия санкции обладают гораздо более выраженным эффектом воздействия на экономику страны-объекта санкций, и с гораздо большей вероятностью могут привести к изменению поведения государства на международной арене. В то же время, в отличие от военных мер, санкции представляют собой намного менее затратный вариант ответа на нежелательные действия другой стороны и одновременно несут в себе гораздо меньший риск дальнейшей эскалации конфликта. Это выражается, прежде всего, в возможности постепенного введения ограничительных мер и их отмены, тесной привязке ограничений к выполнению определенных требований, а также к большей вероятности минимизировать риски для гражданского населения страны, в отношении которой вводятся ограничения.
Санкции ООН
Правовые основы и механизм введения санкций

В соответствии с ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления. Если такие угрозы определены, в соответствии со статьей 41 Устава ООН, Совет Безопасности вправе ввести ограничительные меры в отношении агрессора (как государства, так и негосударственного актора — Аль-Каида, ИГ), не связанные с использованием вооруженных сил. Для введения ограничительных мер необходима поддержка большинства государств-членов Совета Безопасности, а также отсутствие вето со стороны постоянных членов СБ ООН.
С целью поддержки и реализации обязательных мер создаются специальные комитеты по санкциям, специальные группы и группы экспертов, которые следят за выполнением режима санкций и оценивают ход выполнения ограничительных мер. Однако, несмотря на обязательный характер выполнения санкций всеми государствами-членами ООН, организация не обладает собственными механизмами, обеспечивающими соблюдение санкций, и полагается в этом вопросе на национальные правительства.

Виды ограничительных мер

К подобным мерам относятся полное или частичное прерывание экономических отношений, запрет на любые виды сообщений и др. Наиболее распространенные меры воздействия на объект санкций со стороны ООН включают:
— заморозку активов;
— запрет на поставки вооружений и военной техники;
— запрет на перемещение.
Кроме того, существует возможность создания международных трибуналов (например, международные трибуналы по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.)) или фондов для выплаты компенсации пострадавшим от действия агрессора.

Инфографика: Санкции ООН
Санкции США
Правовые основы и механизм введения санкций

Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности. Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:

Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.). Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г. США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.

Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.). Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.

Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения. Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США. Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.

Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.

Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.

Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:

Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act, 1996 г.). Предусматривает помощь и компенсации жертвам террористических атак, ужесточение контроля за оружием массового уничтожения и сопутствующими материалами, ужесточение миграционной политики в отношении лиц, ищущих убежище, а также наказаний за подготовку и участие в террористических акциях. Закон допускает возможность признание деятельности какой-либо организации террористической, и как следствие — запрет на финансирование данной организации.

Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.

Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.

Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.

Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США. В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями. В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия. В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.

Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department). В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.

Виды санкций

Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют:

Заморозку активов;

— Запрет на въезд в США;

— Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения);

— Запрет на поставки вооружений и военной техники;

— Ограничение доступа на финансовый рынок США;

— Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц);

— Ограничение предоставления помощи развитию и др.

Снятие санкций

Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).

Ответственность за нарушение санкций

В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство. Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере 83 864 долл. США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций. Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:

— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);

— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).

В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.

Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям. Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл. за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).

Инфографика: Санкции США
Санкции ЕС
Правовые основы и механизм введения санкций

Европейский союз активно использует механизм санкций (по официальной терминологии Союза — «ограничительных мер/restrictive measures») как для защиты собственных интересов, так и международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица.

В своей политике Европейский союз в большей степени акцентирует важность и приоритет мер дипломатического воздействия, рассматривая санкции как последний инструмент внешней политики для достижения собственных целей и интересов. Тем не менее ЕС активно использует ограничительные меры в силу ряда причин. Во-первых, в отличие от США, ЕС не располагает достаточными военными механизмами обеспечения собственных интересов, поскольку в военном отношении в гораздо большей степени, чем США, полагается на возможности НАТО. Во-вторых, в силу объема и привлекательности собственного внутреннего рынка ЕС, возможное ограничение торговли и экономической активности служит дополнительным стимулом к выполнению требований ЕС для страны, физического или юридического лица, в отношении которого вводятся санкции. В-третьих, ЕС представляет объединение 28 государств и обладает большими возможностями для согласования и лоббирования необходимых решений на других международных площадках (ООН, Группа двадцати и т.д.)

ЕС соблюдает все виды санкций, вводимые резолюциями Совета Безопасности ООН, а также координирует соблюдение санкций ООН со стороны стран-членов Союза. Кроме того, ЕС может по своему усмотрению расширять и дополнять действие санкций, введенных ООН, наравне с собственными ограничительными мерами. Основные цели использования санкций со стороны ЕС заключаются в следующем:

— Противодействие угрозам основным принципам внешней политики ЕС, в первую очередь — нарушению международного мира и безопасности;

— Противодействие терроризму;

— Противодействие распространению оружия массового уничтожения, в первую очередь — ядерного оружия;

— Борьба с нарушениями прав человека;

— Противодействие незаконной аннексии территорий и целенаправленной дестабилизации суверенного государства.

Введение ограничительных мер в Европейском союзе определяется положениями Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy). Данная возможность закреплена в статье 215 Договора о функционировании Европейского союза. Режим ограничительных мер ЕС обязателен к выполнению в рамках всей юрисдикции ЕС (на территории государств-членов Союза), а также всеми физическими и юридическими лицами — резидентами стран Союза, включая дочерние предприятия и филиалы в третьих странах.

Виды санкций

К основным видам ограничительных мер ЕС относятся:

— Запрет на въезд в страны ЕС;

— Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;

— Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);

— Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора); ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.);

— Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);

— Транспортные ограничения и т.д.

Ограничительные меры принимаются единогласным решением Совета Европейского союза по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (HR)). Формированием предложений по конкретным ограничительным мерам на подготовительном этапе занимаются региональные рабочие группы Совета (в зависимости от региональной принадлежности объекта санкций), Рабочая группа советников по международным делам (Foreign Relations Counsellors Working Party (RELEX)), Комитет по политическим вопросам и безопасности (Political and Security Committee (PSC)), Комитет постоянных представителей (Committee of Permanent Representatives (COREPER II)). В случае если решение о введении ограничительных мер принято Советом ЕС, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет ЕС также обязан уведомить Европейский парламент о принятом решении. Также органы ЕС направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу о принятых в отношении него ограничительных мер. В свою очередь, физическое или юридическое лицо, ставшее объектом санкций ЕС может обратиться с официальным заявлением о пересмотре введенных ограничений.

Принятые ограничительные меры обязательны к исполнению на национальном уровне странами-членами ЕС. Меры, включающие запрет на въезд в страны ЕС, а также запрет на поставки вооружений и военной техники выполняются без дальнейших согласований, в то время как меры финансового и экономического характера (заморозка активов, ограничения финансовых операций и т.д.) требуют дополнительного регламента Совета ЕС, которое уточняет конкретные ограничительные меры и механизмы их применения. Данные регламенты принимаются Советом по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Европейской комиссии, после согласования Рабочей группой советников по международным делам (RELEX). Как правило данные регламенты Совета ЕС принимаются одновременно с решением Совета о введении ограничительных мер, для того, чтобы оба документа имели максимальный эффект.

Снятие санкций

ЕС осуществляет постоянный мониторинг ситуаций, в связи с которыми были введены ограничительные меры. Решения Совета ЕС о введении ограничительных мер действуют 12 месяцев. В зависимости от развития ситуации Совет ЕС может принять решение о пролонгации данных мер, их расширении, корректировке, приостановке или отмене. В случае принятия решения об отмене санкций, или отсутствия пролонгации, все ограничительные меры прекращают свое действие. В свою очередь, принятые Советом регламента не имеют ограничения по сроку действия. Таким образом, ограничительные меры ЕС представляют собой достаточно гибкий механизм ответа на нежелательные действия третьих стран, а также физических и юридических лиц, чьи действия угрожают интересам Союза и его государств-членов.

Ответственность за нарушение санкций

Будучи объединением 28 государств, ЕС полагается на национальные правительства как в вопросах соблюдения ограничительных мер, так и в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций. Как в случае с США, здесь возможны как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение. Поскольку ответственность определяется в соответствии с законами каждой из 28 стран-членов Союза, степень наказания может сильно варьироваться.

Инфографика: Санкции ЕС
Санкции России
Правовые основы и механизм введения санкций

В Российской Федерации основным законом, регулирующим применение санкций (специальных экономических мер) является Федеральный закон «О специальных экономических мерах» (№281-ФЗ от 30.12.2006 г.). В соответствии с данным документом, определенные санкции могут быть введены с целью обеспечения безопасности и интересов РФ, а также защиты прав и свобод ее граждан. Вместе с тем, закон регламентирует введение ограничений в отношении других государств, его органов власти или должностных лиц, вследствие недружественных действий или нарушения действующих международно-правовых режимов.

Решение о введении специальных экономических мер принимается президентом Российской Федерации, по представлению либо Совета Безопасности, либо Правительства, либо обеих палат Федерального собрания РФ. В случае решения президента о введении специальных экономических мер, разработка их подробного перечня поручается Правительству Российской Федерации, которое перечисляет их в своем постановлении.

Виды санкций

К возможным действиям в отношении объектов специальных экономических мер относятся:

— приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

— запрещение или ограничение финансовых операций;

— запрещение или ограничение внешнеэкономических операций;

— прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

— изменение вывозных и/или ввозных таможенных пошлин;

— запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

— установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

— запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

В соответствии с законом, реализация, мер обязательна для органов государственной власти РФ, а также для находящихся под юрисдикцией РФ организаций и физических лиц.

Снятие санкций

Срок применения данных мер устанавливается президентом РФ. Как отмечается в законе, в случае устранения причин, послуживших основой для введения специальных экономических мер, ограничения могут быть сняты до истечения установленного срока. В свою очередь, если данные причины не устранены, может быть принято решение о продлении действия санкций. Решение об отмене специальных экономических мер также принимается президентом, однако оно может быть внесено либо палатами Федерального Собрания, либо Правительством.

Инфографика: Санкции России
Заключение
Несмотря на то, что экономические санкции — всего лишь один из инструментов внешней политики, именно они находятся в центре внимания экспертных и академических дискуссий в настоящий момент. Как правило, обсуждение ограничительных мер включает в себя следующие проблемы:

Эффективность санкций. Так как цель санкций — изменение поведения того или иного участника МО, данный показатель достаточно легко операционализируется. Теоретически, санкции представляют собой наиболее оптимальную альтернативу дипломатическим и военным мерам воздействия. Вместе с тем, далеко не всегда санкции приводят к достижению желаемого эффекта, а иногда даже ведут к противоположным результатам, т.е. активизации нежелательных действий со стороны объекта санкций.

Соотношение издержек и эффективности санкций. В июне 2016 г. французский исследовательский центр по мировой экономике Centre d`Etudes Prospectives et d'Informations Internationales (CEPII) опубликовал исследование, в котором оценивались потери экономик стран, использовавших санкций в отношении России в контексте украинских событий. В исследовании утверждается, что данные страны недополучили от экспорта около 60,2 млрд долл., учитывая, что основные потери пришлись на те группы товаров, которые не попали под ответные меры с российской стороны. Схожие цифры (до 50 млрд евро) называют и Еврокомиссия, и Австрийский институт экономических исследований (WIFO — до 92 млрд евро в долгосрочной перспективе).

— Кроме того, существует вероятность того, что в результате введения санкций могут выигрывать третьи страны, что также несет в себе вероятность больших издержек в будущем для стран, использующих ограничительные меры. Тем самым при оценке возможности введения санкций критически важно проанализировать возможные собственные потери стороны, применяющей ограничительные меры.

Этичность санкций. Поскольку санкции могут принимать разные формы, начиная с адресных и заканчивая всеобъемлющими, в экспертной и политической среде обсуждается вопрос этичности подобных мер. И хотя примерно с начала 1990-х гг. большинство специалистов признает важность применения адресных санкций, которые затрагивают не все население страны-объекта санкций, а политическую элиту и те группы внутри элиты, ответственные за нарушение международно-правовых норм, наиболее результативными являются именно т.н. секторальные и всеобъемлющие санкционные режимы, которые не могут не затрагивать интересы широких слоев населения страны, в отношении которой вводятся ограничительные меры.

Глобализация санкций. В отличие от санкций ООН, которые носят глобальный характер, как правило, санкции одной страны могут запрещать физическим и юридическим лицам, — ее резидентам взаимодействовать тем или иным образом с объектом санкций. Вместе с тем, многие из санкционных режимов США (в частности, — санкции в отношении Кубы и Ирана) затрагивают в том числе и зарубежные компании (кейс BNP Paribas и др.). Данные виды санкций иногда называют «вторичными санкциями». Это связано в первую очередь с ролью США в мировой экономике и финансовой системе, а также контролем над главной мировой резервной валютой — долларом США, что позволяет юридически обосновать применение штрафов в отношении нерезидентов США за нарушение режимов санкций. Вместе с тем, подобные случаи воспринимаются в негативном ключе со стороны ЕС, а также других стран.

Дополнительно почитать про санкции можно здесь:

1) Economic sanctions reconsidered, 3rd edition, Gary Clyde Hufbauer and Jeffrey J. Schott and Kimberly Ann Elliott and Barbara Oegg, Peterson Institute for International Economics, 2009.

2) Полный список физических и юридических лиц, в отношении которых введены санкции ООН.

3) Инфографика Thomson Reyters.

4) Robert A. Pape, Why Economic sanctions do not work.

5) CEPII Working Paper. Collateral Damage: The Impact of the Russia Sanctions on Sanctioning Countries' Exports.

6) Мобильное приложение «Целевые санкции СБ ООН», The Graduate Institute Geneva.
Инфографика
«Санкции ведущих стран мира»
По субъектам санкций
По объектам санкций
Субъекты санкций
Государства и международные организации, применяющие санкции в отношении других участников международных отношений
Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Тунис, Гаити, Ирак, Ливан, Либерия, Эритрея, Республика Гвинея, Гвинея-Бисау, Иран, Сирия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Бурунди, ЦАР, КНДР, Китай, Д.Р. Конго, Кот д'Ивуар, Египет, Россия, Молдова, Йемен, Зимбабве, Сербия, Черногория
Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Ирак, Ливан, Либерия, Иран, Сирия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Бурунди, ЦАР, КНДР, Д.Р. Конго, Кот д'Ивуар, Россия, Молдова, Йемен, Зимбабве, Куба, Венесуэла, Сербия, Черногория
Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Тунис, Ирак, Ливан, Либерия, Эритрея, Иран, Сирия, Беларусь, ЦАР, КНДР, Д.Р. Конго, Кот д'Ивуар, Египет, Россия, Йемен, Зимбабве, Сербия, Черногория
Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Ирак, Ливан, Либерия, Эритрея, Гвинея-Бисау, Иран, Сирия, Босния и Герцеговина, ЦАР, КНДР, Д.Р. Конго, Кот д'Ивуар, Россия, Йемен, Зимбабве, Сербия, Черногория
Иран
Иран, КНДР, Норвегия
Иран, КНДР
Иран, КНДР, Россия, Сербия, Черногория
КНДР
Сирия
США, Канада, Япония, Украина, Австралия, Норвегия, ЕС
Ливия, Сомали, Южный Судан, Судан, Ирак, Ливан, Либерия, Эритрея, Гвинея-Бисау, Сирия, ЦАР, КНДР, Д.Р. Конго, Кот д'Ивуар, Йемен
Объекты санкций
Государства и объединения, в отношении которых введены санкции другими участниками международных отношений
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия,
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, Канада
ЕС
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
Россия
Россия
ЕС, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, Австралия, СБ ООН
ЕС (сняты в 2016 г.), США, Канада, Австралия, Индия, Индонезия, Китай, Южная Корея, Япония, СБ ООН (сняты в 2016 г.)
ЕС, США, Канада, Австралия, Турция, СБ ООН
ЕС (сняты в 2016 г.), Канада
ЕС (сняты в 2016 г.), США (Республика Сербская)
ЕС, США
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, Китай, Республика Корея, Япония, Мексика, СБ ООН
Россия (сняты в 2016 г.)
ЕС
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН (сняты в 2016 г.)
ЕС (сняты в 2016 г.), Канада
Россия
Россия
ЕС, США, Канада, Австралия, Япония
ЕС (Приднестровье)
ЕС, США, Канада, Австралия, СБ ООН
ЕС, США, Канада, Австралия
США
Россия
ЕС, США, Канада, Австралия, Япония
ЕС, США, Канада, Австралия, Япония
Китай, Ррссия
Автор идеи: Тимур Махмутов.
Автор текста: Владимир Морозов.
Над проектом работали: Мария Смекалова, Дмитрий Пуминов, Роман Майка и Александр Тесля.
Благодарим за помощь в поиске и систематизации данных
Татьяну Богдасарову, Анну Антонову, Дарью Полосину и Эльвиру Числову.
Графика: студия дизайна «Инфографика»
© 2017 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru