ДЕБАТЫ РСМД
Россия и Армения
2 эксперта
-----------------
2 мнения
Сергей Маркедонов
к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД

Сергей Минасян
д.полит.н., заместитель директора Института Кавказа,
Ереван

Сергей Маркедонов
к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД
России необходимо расширить пространство взаимодействия внутри Армении. На сегодня оно, как правило, ограничивается исполнительной властью. Крайне важным видится наращивание контактов между законодателями России и Республики Армения, между влиятельными центрами армянской диаспоры на Западе и на Востоке, общественными активистами, учеными, бизнесменами.
ЗАО «Электрические сети Армении» – на 100% дочерняя компания российской «Интер РАО ЕЭС», что в массовом сознании делает Россию косвенно ответственной за социальные издержки. В адрес компании неоднократно звучали обвинения в хищениях средств, некачественном менеджменте (даже со стороны министерства энергетики Армении), расходах на дорогие автомобили для ее руководства и раздутом штате. В итоге недовольство деятельностью ЭСА стало проецироваться на российский крупный бизнес в целом.

России необходимо расширить пространство взаимодействия внутри Армении. На сегодня оно, как правило, ограничивается исполнительной властью. Крайне важным видится наращивание контактов между законодателями России и Республики Армения, между влиятельными центрами армянской диаспоры на Западе и на Востоке. Диверсификация контактов с армянским политическим сообществом поможет России преодолеть ситуацию, когда действующая власть спекулирует на дружбе с Москвой и пытается укрепить свои позиции за счет позиционирования в качестве едва ли не единственного надежного союзника, а также сформировать ситуацию, когда смена власти в Армении не приведет к катастрофическим последствиям для российского присутствия. Отдельный вопрос – организация взаимодействия с оппозицией. Здесь необходимо преодолеть предубеждение относительно антироссийского настроя критиков действующей власти.

Помимо политиков России следует наращивать контакты с гражданским обществом, причем не только с правозащитниками или организаторами социального протеста, но и с молодыми учеными, писателями, педагогами, журналистами, бизнесменами. Одна из самых развивающихся отраслей экономики Армении – IT-технологии. Именно в этой сфере очень ощутимо присутствие США, но недостаточно российское влияние. Москве следует активизировать те тренды, которые отвечают современным запросам (технологии, образовательные программы, карьера в России и в Армении благодаря российским усилиям).

Москва играет чрезвычайно важную роль в процессе нагорно-карабахского урегулирования. Военно-техническое сотрудничество России и Азербайджана позволяет Москве поддерживать статус-кво на Кавказе и предотвратить уход Баку в сферу западного влияния, как это произошло с Грузией.


Подробнее: Уроки Армении для России

Голосовать

Сергей Минасян
д.полит.н., заместитель директора Института Кавказа,
Ереван
Усилия Москвы симметрично конкурировать на том поле, на котором Запад более привлекателен и эффективен по определению, попросту обречены. Попытки просто скопировать «западные» методы для формирования пророссийской атмосферы в постсоветских странах за последнее десятилетие зачастую имели отрицательный результат.
Несмотря на то, что демонстранты выражали недовольство действиями руководства российской энергокомпании, это никоим образом не принимало этнической, антироссийской направленности. (Особое возмущение вызвали действия главы армянского отделения ИнтерРАО, даже не посетившего специальные слушания по теме цен на электричество в парламенте Армении.)

Деятельность в постсоветских странах представителей многих российских организаций и СМИ (а также поддерживаемых ими местных акторов) иногда оставляет впечатление, что в реальности они действуют против российских интересов. Поэтому, как представляется, предлагаемая С. Маркедоновым идея диверсификация Москвой контактов во внутриполитическом поле Армении, включая попытки работать и с оппозицией, сколь заманчивой она представляется в теоретическом плане, столь и нереализуема на практике. По какой-то причине все предыдущие попытки Москвы наладить контакт с непроправительственными политическими силами приводили к культивации еще более непопулярных и беспомощных политических сил и лидеров, чем даже правящие партии и движения. Реальная идейная оппозиция Армении сотрудничать с Москвой не хочет и не сможет, поскольку предложить им друг другу нечего.

Усилия Москвы симметрично конкурировать на том поле, на котором Запад более привлекателен и эффективен по определению, попросту обречены. Еще и до украинского кризиса российские организации финансово были не способны конкурировать с западными контрпартнерами. Попытки просто скопировать «западные» методы для формирования пророссийской атмосферы в постсоветских странах за последнее десятилетие зачастую имели отрицательный результат. Пример попыток Москвы «по-западному» играть внутри Грузии привел лишь к содействию небольшой прослойке экспертов, понимающих специфику российско-грузинских отношений, и формированию общей дискуссионной площадки для обсуждения острых вопросов.

Наиболее негативную роль в восприятии России армянским обществом и элитой России играет масштабное военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Азербайджаном. Трудно согласиться с тем, что ВТС с Азербайджаном позволяет России поддерживать статус-кво на Кавказе и предотвратить уход Азербайджана в сферу западного влияния, поскольку смысл активизации Азербайджаном гонки вооружений за счет покупок самых современных видов вооружений направлен именно на слом сохраняющегося статус-кво и регионального военного баланса, равно как и на внесение разлада в российско-армянское стратегическое сотрудничество и сомнений в действенности гарантий Москвы. Таким образом, получается, что своими действиями Москва вольно или невольно заставляет Ереван задумываться о поиске более ответственных партнеров в сфере безопасности. По всей видимости, на фоне дальнейшей эскалации напряженности вокруг Нагорного Карабаха и попыток Баку добиться изменения военного баланса, проблема российских поставок современных вооружений Азербайджану будет приобретать все большую остроту и приоритетность в российско-армянских отношениях. «Электромайдан» стал удобным поводом, способным вернуть Кремль к более рациональной и прагматической позиции в отношении Армении в военно-политической сфере.

Подробнее: Армения и Россия: прагматика и стереотипы

Голосовать
Голосование