Блог Владимира Скосырева

Пэй Миньсинь о коррупции в Китае

26 января 2018
Распечатать

О проблеме коррупции в современном Китае написано много. Из большого числа работ, посвященной данной проблематике, выделяется книга Пэй Миньсиня «Китайский клановый капитализм: динамика упадка режима» [1]. Ее ценность состоит в том, что автор исследовал системные причины развития коррупции в КНР.

crony.jpg

Пэй Миньсинь – американский исследователь китайского происхождения, профессор политологии Колледжа Клермонт Мак-Кенна. Среди западных китаистов Пэй выделяется пессимистическими взглядами относительно будущего КНР. В работе 2006 г. «Китайский переход в западне» (China’s Trapped Transition) [2] он пришел к заключению, что экономическая модернизация в условиях правления Компартии обречена на провал и Китай ожидает застой. В то время тезисы Пэя противоречили общепринятым взглядам. Западные исследователи предпочитали говорить об экономических успехах Китая и «эластичном авторитаризме» (resilient authoritarianism) – теории, в соответствии с которой Коммунистическая партия Китая (КПК) успешно адаптируется к меняющимся условиям.

В работе 2016 г. Пэй утверждает, что китайская политэкономическая система – это, в сущности, «клановый капитализм» (crony capitalism). Автор определяет данный термин как «инструментальный союз между капиталистами и политиками, который первые используют для обогащения законными и незаконными средствами, а вторые - для приобретения и сохранения власти» [3]. В ходе трансформации режима после тяньаньмэньских событий 1989 г. на различных уровнях партийного государства сложился рынок тайных договоренностей между предпринимателями и чиновниками. Коррупционная деятельность с участием нескольких индивидов (窝案) приобрела системный характер.

По мнению автора, причины развития коррупции в КНР кроются в реформировании системы прав собственности. Право контроля над собственностью и право собственности – не одно и то же. Так как в Китае не было приватизации, право собственности осталось за государством. Однако в течение последних десятилетий власти Китая поощряли передачу права контроля над собственностью в частные руки. Чиновники низшего звена получили возможность распоряжаться государственным имуществом, что привело к росту спроса на государственные активы с заниженной оценочной стоимостью.

С одной стороны, мы имеем чиновников низового уровня, которые могут распоряжаться правом контроля над собственностью. С другой стороны, есть предприниматели, которые видят большую ценность в этой собственности и готовы идти на определенный риск для ее приобретения. В этих условиях предпринимателям выгодно давать взятки чиновникам, чтобы получить контроль над государственной собственностью. Таким образом возникает коррупционная деятельность, в которой по сговору участвуют несколько индивидов.

У подобного рода коррупции есть и другие причины. Один из факторов заключается в том, что, если в 1980-х гг. экономический рост был более сбалансированным, то с 1990-х гг. рост все в большей степени происходил с опорой на инвестиции. Так же, как и в случае с правом контроля над собственностью, предпринимателю, как правило, требуется подкупить целый ряд чиновников для того, чтобы продвинуть строительство своего инфраструктурного проекта.

Еще один фактор системной коррупции – появление рынка чиновничьих должностей. Практика продажи и покупки государственных должностей (买官卖官) относительно новая. Она связана с реформой 1984 г., суть которой сводится к децентрализации контроля за назначениями чиновников. Появление этого рынка упростило доступ к государственным активам для предпринимателей.

Таким образом, коррупция в КНР – это системное явление, которое, по мнению автора, свидетельствует о деградации режима. Во-первых, происходит приватизация государственной власти для обеспечения личных интересов отдельных индивидов. Коррумпированные государственные институты не способны эффективно выполнять возложенные на них общественные функции. Во-вторых, коррупционные группировки и кланы (corruption networks) борются друг с другом за власть и прибыль. Это ослабляет единство Компартии и приводит к чисткам, которые подрывают уверенность ее элит в собственной безопасности. В-третьих, коррупция проникает в аппарат госбезопасности, что «подрывает эффективность и лояльность стержневых институтов, от которых зависит выживание партийного государства» [4].

Что касается антикоррупционной кампании Си Цзиньпина, то она, как отмечает Пэй Миньсинь, не учитывает основополагающих условий, способствующих появлению коррупции: сохранение госсобственности, недостаток прозрачности, отсутствие свободы прессы и т.д. Нынешний генсек своей жесткой политикой приостановил торговлю на описанном выше рынке, но сам этот рынок не был уничтожен. Как только контроль ослабнет – торговля продолжиться.

Пэй Миньсинь заключает, что КПК не сможет реформировать политические и экономические институты «кланового капитализма», потому что они являются основой ее монополии на власть.

1. Pei Minxin. China’s Crony Capitalism: The Dynamics of Regime Decay. - Harvard University Press, 2016.

2. Pei Minxin. China’s Trapped Transition. The Limits of Developmental Autocracy. - Harvard University Press, 2006.

3. Pei Minxin. China’s Crony Capitalism: The Dynamics of Regime Decay. - Harvard University Press, 2016. P. 7

4. Pei Minxin. China’s Crony Capitalism: The Dynamics of Regime Decay. - Harvard University Press, 2016. Pp. 263-264
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся