Блог Виктории Иванченко

Открытость интеллектуальному миру

10 Августа 2017
Распечатать
Российское образование, вопреки всем бурям и не всегда удачным реформам 1990-х-2000-х, продолжает сохранять марку качественного и престижного. Есть вузы-флагманы, лидеры, притягивающие студентов со всей России и зарубежья, ближнего и дальнего. Среди них значатся как те, которые сохраняют свое имя и традиции на протяжении столетий, так и новички, стремительно ворвавшиеся в образовательную среду и завоевавшие внимание и симпатии студентов относительно недавно. Однако это не умаляет массу проблем, с которыми сталкивается высшее образование в России сегодня.

Когда затрагивается тема интернационализации российского образования, его экспорта в другие страны, весь ворох проблем становится особенно очевидным – от инфраструктуры и законодательства до качества образования в определенных регионах и вузах. Но это вовсе не значит, что нужно ждать, когда все наладится и система заработает полностью и отлажено, и лишь затем продвигать российское образование за рубежом.

Фото: Flickr.com (Collection Vtorov)

Зачем нужна доступность образования?

Для чего делать образование открытым и доступным для иностранцев, если проблема образования и трудоустройства не решена внутри, среди российских граждан? Стоит ли создавать конкуренцию россиянам, особенно, если речь идет о вакантных местах? Эти вопросы популярны при обсуждении интернационализации российского образования и достаточно серьезны. Но есть и веские причины, почему открытость и доступность образования для иностранцев необходимы.

Во-первых, сфера образования – эффективный ресурс для поддержания связей и контактов с теми, кто интересуется Россией – соотечественниками за рубежом, русскоязычными жителями ближнего и дальнего зарубежья, русистами. Акцент делается на молодом поколении, будущих специалистах в самых разных областях. Во-вторых, качественное образование – это возможность привлечения талантливых специалистов, возможность влияния, закрепления за страной имени и знака качества в образовательном мире. Также в итоге появится возможность для создания сети неформальных, личных контактов, очень важных в сегодняшнее время нестабильности и турбулентности в международных отношениях.

Лучшие и наиболее перспективные выпускники вузов – будущие известные ученые, политики, журналисты. Они не просто потребители российских благ, как может показаться при поверхностном взгляде, но потенциальные друзья России, после окончания университета лучше ее понимающие и знающие. Вдобавок зачастую воспринимающие или даже перенимающие логику российского мышления. Безусловно, среди выпускников будут те, которые захотят остаться в России, но с точки зрения привлечения высококвалифицированной силы это выгодно, это не грозит рисками или социальной нестабильностью.

Такая система хорошо отработана в США – Штаты ежегодно принимают огромное количество студентов со всего мира (в 2016 году международных студентов в США насчитывалось 1,2 млн человек, в то время как в России – менее 300 тыс.). В итоге в правительствах, в ведущих СМИ, аналитических центрах, различных корпорациях по всему миру сегодня работает масса выпускников американских вузов и программ. В США существует ряд специальных стажировок и стипендий, краткосрочных программ повышения квалификации и обменов, которые пользуются большой популярностью среди студентов. Немаловажным стимулом для поступления является изучение и практика английского языка. Россия могла бы перенимать некоторые практики и для своих университетов.

Открытость нужна не только среди студенческой среды, но и в целом среди академического, научного сообщества. Для этого важно существование упорядоченной, прозрачной и более гибкой законодательной (в том числе миграционной) базы. Также на пользу научной сферы пошло бы снижение бюрократизма и волокиты, которые, по сути, отпугивают многих от взаимодействия с Россией и ее научной средой.

Необходимые реформы 

Нужны и другие очевидные реформы: доведение до ума и высокого качества всей системы образования (школьного и высшего), проработка всех нюансов с поступлением и обучением для иностранцев, как за счет государственных субсидий, так и на платные места. Поступление в бакалавриат требует дополнительно сдачи ЕГЭ, что по правилам разрешено почти всегда только на территории России (исключение - наличие аккредитации у определенных городов иностранного государства). Такой подход создает массу неудобств. Для проведения экзаменов, например, можно было бы использовать Российские центры науки и культуры на местах. 

Некоторые университеты не знают о категории «соотечественников за рубежом», которые согласно законодательству имеют право поступать в учебные заведения на общих основаниях с гражданами России. Закон есть, много где он успешно работает, но в определенных университетах так же успешно игнорируется. Плюс и сами «соотечественники» далеко не всегда осведомлены о своих правах. 

Многие университеты отягчены массой бюрократических вопросов при приеме иностранцев на учебу. В других университетах, напротив, система не отлажена, нет компетентных сотрудников, которые юридически могли бы все оформить и проконтролировать. 

Существует и проблема непрозрачности квот по линии Минобразования - процедура и пропорции распределения квот вызывают много вопросов. Из-за непрозрачности в итоге сам институт квотирования теряет доверие за рубежом. 

Для того, чтобы Россия могла отбирать «лучших», безусловно, важным условием является привлекательность и имя, бренд российского образования. Образование России обладает весомым потенциалом, а интерес продолжает расти. Но кроме этого российским вузам нужна качественная инфраструктура (хорошие условия как в помещениях для обучения, так и общежитиях), грамотная и работающая организация учебного процесса. Эта проблема не всегда обходит стороной даже ведущие и наиболее престижные университеты. Но помимо флагманских вузов, внимание должно быть обращено и на другие, менее популярные для иностранцев университеты. 

Уже достигнутый на сегодняшний день положительный результат также должен быть представлен в мире. Для этого вузы должны уметь презентовать информацию о себе на разных языках, иметь работающие и компетентные международные отделы и учебные программы, адаптированные в том числе под нерусскоязычных граждан. Некоторым вузам удается эффективно это внедрять в свою систему. При этом важно не утратить собственный уникальный опыт и традиции. 

Образование может стать серьезным фундаментом не только для развития рынка труда, но и для развития международного диалога и повышения позиций России в мире.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся