Актуальные тенденции международного развития в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров

Мониторинг публикаций зарубежных экспертно-аналитических центров (сентябрь 2016 г.)

19 Октября 2016
Распечатать

Обзор подготовлен в рамках проекта кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики  Факультета международных отношений и зарубежного ИАИ РГГУ.


Руководитель проекта и главный редактор: О.В. Павленко, авторы: Е.В. Васильев, И.А. Баскакова РГГУ.

Зарубежные экспертно-аналитические центры в сентябре естественно уделяли огромное внимание предвыборной кампании в США, продолжающемуся конфликту на Украине, анализу последствий попытки военного переворота в Турции, перспективам развития Узбекистана в связи со сменой власти, ситуации в азиатском регионе, вопросам безопасности, в т.ч. сирийскому конфликту и другим проблемам.

США

Маркус Ноланд, Гари Клайд Хуфбауер, Шерман Робинсон, Тайлер Моран из Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for international Economy, США) в статье «Оценивая торговые программы в президентской предвыборной кампании» подвергают критике позицию обоих кандидатов в президенты США. Реализация программы Дональда Трампа может привести к потере около 4 млн. рабочих мест в частном секторе. Программа Хиллари Клинтон, по мнению экспертов, будет способствовать застою в экономике. Но есть и общее — оба кандидата выступают против ТТП (Транстихоокеанского партнерства).

Но позиция Трампа все же вызывает больше нареканий. Эксперты подчёркивают, что предлагаемое Трампом повышение импортных пошлин для товаров из Китая и Мексики ударит по отраслям, ориентированным на экспорт, могут пострадать и низкооплачиваемые рабочие места. Причем блокирование президентских инициатив может быть крайне затруднительно. Подводя итог, эксперты указывают, что «выход из ТТП… ослабит союзников США и усилит их оппонентов», ликвидация НАФТА, как предлагает Трамп, нанесет сильнейший удар по Мексике, что усилит напряженность на границе с Мексикой.  

Уильям Бернс, Майкл А. Флурно, Нэнси Е. Линдборг в докладе «Лидерство США и вызовы в лице нестабильных государств» Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace, США) характеризуют внешнюю политику США как реактивную и затратную. Результат этого — усиливающиеся изоляционистские настроения. Решение авторы видят в создании стратегии, основанной на четком понимании собственных приоритетов и имеющихся ресурсов. Один из принципов, который при этом постулируется — минимизация вреда региону, если рычагов недостаточно. Также экспертов не прельщает идея США как мирового жандарма — им более симпатична роль модератора между нестабильным государством и международными структурами.

При этом Уильям Бернс, Майкл А. Флурно, Нэнси Е. Линдборг уверены в «обязанности Америки помогать странам и народам строить их собственное будущее».    

Доклад эксперта Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations, США) Стюарта М. Патрика «Послание Обамы в ООН: разумный человек среди абсурда» посвящен анализу речи президента США Барака Обамы в Генассамблее ООН. Он выделяет 4 основных пункта в Послании:

— глобализация должна улучшать условия жизни всех людей;

— свобода и распространение демократии, включение в глобальные цепочки должно означать появление «свободного общества»;

— осуждение расовых, религиозных и любых других барьеров;

— защита мирового порядка.

Автор подчеркивает, что в Послании не было сказано о путях реализации намеченных целей. Эксперт указывает на политику двойных стандартов, свойственную как администрации Обамы, так и его предшественникам. «Относительно региональных конфликтов — мы должны настаивать, чтобы все стороны конфликта осознали общечеловеческие ценности и чтобы все народы закончили вести гибридные войны» — несложно представить реакцию Башара Ассада или Владимира Путина. Основная проблема Послания — «конфликт реализма и идеализма» — и последний превалировал в речи Обамы.

Джон Худак и Кристин Штенгляйн из Института Брукингса (Brookings Institution, CША) в статье «Как демография меняет выборы в США», рассматривают влияние этнических групп на результаты выборов. «В ходе последних выборных циклов выборщики из этнических меньшинств играют все более возрастающую роль в определении того, кто станет президентом». Согласно исследованиям, молодежь 18–30 лет больше симпатизирует демократам, в тоже время среди этой возрастной группы больше тех, кто не ходит на выборы. Значит, их мобилизация может иметь решающее значение для Клинтон. С 2000 г. явка на выборы среди этнических меньшинств значительно выросла. Также авторы подчеркивают превалирование этнических меньшинств и с одновременным уменьшением белого населения в некоторых колеблющихся ключевых штатах. Все выводы Дж. Худах и К. Штенгляйн сопроводаются подробной инфографикой по ключевым демографическим показателям.

В преддверии дебатов кандидатов на должность вице-президента Элейн С. Кармарак из Института Брукингса (Brookings Institution, США) проанализировала «На сколько Кейн и Пенс соответствуют идее “современного вице-президента”». В своё статье она обращает внимание на выросшую с начала 1990-х гг. роль вице-президента. Раньше эта должность была во многом церемониальной, однако Билл Клинтон изменил эту ситуацию: Ал Гор стал «партерном президента» активным участником политического процесса, отвечавшим за многие важные решения во внутренней и внешней политики. Такими же были отношения двух следующих президентов и вице-президентов. Соответствующий выбор сделали и нынешние кандидаты. Не имеющий опыта в сфере госуправления Д. Трамп выбрал Майка Пенса, губернатора Индианы, человека, имеющего огромный административный опыт. Х Клинтон также остановила сой выбор на политике, много и успешно проработавшим в органах исполнительной власти — Тиме Кейне. В случае победы республиканцев, отмечает Э.С. Кармарак, «роль вице-президента может претерпеть еще более радикальную трансформацию, если окажется, что <Трамп> не особо интересуется повседневными вопросами управления государством.

Украина

Виктор Барсов (Информационное агентство Avesta (Таджикистан) в публикации «Американские “ястребы” толкают киевский режим к войне» рассуждает о роли США в продолжении войны на Украине.

Анализируя принятый американскими конгрессменами закон «О поддержке стабильности и демократии на Украине», политолог делает вывод о том, что этот документ прямо провоцирует киевские власти на разрешение кризиса в Донбассе военным путем и на игнорирование Минских соглашений.

В соответствии с законом, способствовать развитию «демократии и процветанию» Украины американские партнеры намереваются поставками летального оружия для использования в «антитеррористической операции» против населения Донбасса. 

При этом, как отмечает политолог, основные потери от санкций несут не США, а государства ЕС. Именно поэтому в Европе нарастает недовольство сохранением санкций, торпедирующих торгово-экономическое сотрудничество и политическое взаимодействие с Россией в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами для безопасности континента. И именно поэтому западная общественность крайне негативно восприняла намерение американских законодателей принять на себя ответственность за снабжение киевского режима летальным оружием.

Турция

На сайте газеты «Панорама» (Молдова) размещена публикация Дмитрия Попозогло «Событие, уроки из которого еще предстоит извлекать», посвященная реакции тюркского мира на попытку военного переворота в Турции.

В рамках обзора итогов международного Конгресса тюркских народов в селе Копчак Гагаузской автономии автор анализирует общий настрой в тюркском мире, сформировавшийся под влиянием попытки разрушения Республики Турция.

На вопрос о том, кто же является «автором» несостоявшегося путча, участники Конгресса ответили однозначно: подготовили его из «дружеской, союзной Америки», с которой Турция находится в одном военном альянсе, а спасла страну Россия, с которой отношения были в тот момент чуть ли не на грани войны.

Участники Конгресса пришли к выводу, что, находясь в составе антироссийского блока НАТО, Турция становится на путь противостояния своим братьям-тюркам, проживающим в пределах постсоветского пространства. Поэтому главным выводом из событий лета 2016 года можно считать необходимость выхода Турции из НАТО и создания блока с Россией и Ираном. Таким образом, тюрки России, Средней Азии, Ирана получат шанс объединения в противостоянии планам США.

Азия

Тсутому Кикучи из Ассоциации японских институтов стратегических исследований (The Association of Japanese Institutes of Strategic studies, Япония) в статье «В тени американо-китайских отношений: АСЕАН на фоне устанавливающего порядка в Азии»  призывает страны Азии отойти от устоявшегося взгляда о том, что «великие державы определяют региональный порядок». Автор последовательно рассматривает и отвергает варианты американо-китайских отношений в виде гегемонии одной из стран, в виде союза или противостояния в стиле Холодной войны. Эксперт приходит к выводу, что Китай и США нуждаются в поддержки «остальной Азии». От действий стран-членов АСЕАН в ближайшие годы будут зависеть будущее Азии. Тсутому Кикучи указывает на ряд проектов, которые ясно указывают стремление и Китая, и США к сотрудничеству с «остальной Азией». Большое значение автор придает Сообществу политической безопасности стран АСЕАН. Эксперт выражает сдержанный оптимизм относительно возможности «остальной Азии» «поддерживать региональный порядок, основанный на правовом подходе».  

Китай

Институтом Азиатского банка развития (Asian Development Bank Institute, Япония) был опубликован доклад «Миграция в Китайской Народной Республике». Его авторы, Мин Лу и Ижань Ся, рассматривают основные тенденции внутренней миграции в Китае. В этот процесс вовлечено огромное количество людей, их число продолжает рости лавинообразно. Что интересно, миграция не всегда является индивидуальным решением, но может быть и результатом семейного совета, который отправляет в город наиболее способных своих представителей. Целью для многих мигрантов являются прибрежные регионы, где хорошо развита промышленность и сервис. Авторы также отмечают, что есть и барьеры: как институциональные, так и административные. Эксперты предостерегают: сдерживание роста городского население дискриминационными методами приведет к росту социальной напряженности. Минг Лу и Йиран Кся подытоживают: власти должны «рассмотреть рыночные подходы на пути к эффективной и гармоничной урбанизации и уменьшить… институциональные ограничения».

Северная Европа

Тобиас Этцольд и Кристиан Опит в докладе «Северная Европа после Brexit» Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaftund Politik, Германия) обращают внимание на то, что страны Северной Европы в основном разочарованы результатом британского референдума — они потеряли союзника в ЕС в лице Великобритании. Однако крайне левые и правые партии, евроскептики встретили Brexit с оптимизмом — он подтвердил их доводы. Национальные правительства испытывают давление с их стороны.

При этом в ходе переговоров по Brexit правительства стран Северной Европы готовы занять максимально прагматичную позицию. Характерно, что Brexit укрепил население в своем мнении: в Швеции, Финляндии, Дании жители не поддерживают выход их ЕС, в Норвегии, же, напротив, не поддерживают присоединение к ЕС. Сейчас страны Северной Европы, члены ЕС сосредоточатся на главном: углублении свободного рынка, снятии торговых барьеров, более прозрачной работе институтов ЕС. Также эксперт проговаривает перспективы вхождения Великобритании в соглашения ЕАСТ и ЕЭЗ и последствия этого для Исландии и Норвегии. Автор уверен, что «страны Северной Европы могли бы косвенно, на своем примере показать как прагматичное сотрудничество может работать на весь ЕС».

Узбекистан

Серик Рымбаев (Аналитический ресурс «Регион. kg», Кыргызстан) в статье  «Узбекистан без Каримова: взгляд из Казахстана» приводит точки зрения политологов на перспективы развития Узбекистана в связи со сменой власти.

Политолог Досым Сатпаев противопоставляет прогнозы «оптимистов», которые верят в «бесконфликтный транзит власти», и «алармистов», опасающихся дестабилизации. Вторые, по его мнению, мыслят более стратегически, понимая, что преемственность власти может предполагать и преемственность старого механизма игнорирования проблем. Поэтому транзит власти связан не столько с ее преемственностью, сколько с началом изменения самой политической системы.

По мнению директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Ерлана Карина, сильной стороной узбекской политики является то, что она пропитана традиционной культурой и нормой поведения, а также наличие очень сильного госаппарата.

Политолог Данияр Ашимбаев прогнозирует ослабление позиций Узбекистана в Центральной Азии при отсутствии резких негативных сценариев при смене власти. Он подчеркивает необходимость обеспечения международного авторитета страны, связывая негативные сценарии с факторами усиления исламизации, ростом числа беженцев, возможности этнических и религиозных конфликтов в стране, а также дестабилизации на границах республики.

Тема перспектив развития Узбекистана развивается в опубликованном на Аналитическом ресурсе «Регион. kg» (Кыргызстан) материале «Узбекистан и ЕАЭС: вместе или врозь?», в котором анализируется возможность вхождения республики в ЕАЭС.

Как отмечается в публикации, со сменой руководства страны вполне возможны изменения во внешней политике, связанные, в частности, с попытками реанимировать участие Узбекистана в евразийской интеграции.

Анализируя уровень развития экономики Узбекистана, автор отмечает такие проблемы, как затрудненная экспансия на внешних рынках, слабость инженерно-конструкторской сферы, дефицит кадров и другие долгосрочные проблемы. Таким образом, развитие для республики возможно только за счет внешних рынков, которые находятся в странах ЕАЭС.

Автор публикации пытается прогнозировать реакцию на инициативу вступления Узбекистана в ЕАЭС действующих участников объединения, а также проводит анализ других вариантов взаимодействия ЕАЭС и Узбекистана.

По его мнению, первым шагом к поиску наиболее эффективных способов сотрудничества ЕАЭС-Узбекистан могло бы стать создание специализированного комитета при Евразийской Экономической Комиссии для диалога ЕЭК-Ташкент по проблемам транзита с перспективой включения в ее повестку «водной» и иных проблем. Кроме того, актуальным представляется обсуждение новых форматов сотрудничества с ОДКБ в сфере безопасности.

Владимир Вуячич (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) в публикации «”Искандер” проехал мимо Беларуси» задается вопросом: почему Арменией были получены российские комплексы «Искандер-М», которых даже в ВС РФ недостаточное количество, а Беларуси, ближайшему союзнику России, в условиях нагнетания обстановки у границ республики и милитаризации прибалтийского региона было отказано даже в экспортной версии комплекса с уменьшенной дальностью поражения.

Эксперт напоминает, что, несмотря на статус стратегического союзника и своеобразного форпоста России на западном направлении, необходимые образцы вооружения Беларусь закупает самостоятельно, а с приобретением новейших систем оружия возникает много препятствий – начиная от отказов, заканчивая необъяснимыми задержками или дополнительными условиями.

Политолог приходит к выводу, что сегодня, несмотря на все союзнические обязательства и членство в ОДКБ, белорусской стороне необходимо продолжать развивать отечественную военную промышленность, а также советует не забывать «простую истину — на друга надейся, а сам не плошай!»

Безопасность

Очередной «Ежегодник СИПРИ (Stockholm International Peace Research Institute, Швеция) подводит итог событиям 2015 г.: множественные террористические атаки по всему миру, возросшее количество вооруженных конфликтов, большие потоки беженцев, возросшее напряжение между НАТО и РФ по украинскому и сирийскому вопросам. Среди позитивных моментов – сделка по Ирану, принятие ООН документа по «Целям устойчивого развития» (SDGs), климатическое соглашение на Парижском саммите. Однако реализация заключенных соглашений остается под вопросом. Нет и значительных успехов в борьбе с терроризмом: «после 14 лет глобальной «войны с террором» сети Аль-Каиды и ИГИЛ только выросли». возмездие в ответ на насилие террористов не приносит мир, а национальные правительства и международные институты не могут ликвидировать угрозу.

Сергей Острына (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) в материале«Чего ожидать от армянина на посту генсека ОДКБ?» рассуждает о кандидатуре представителя армянской стороны Сейрана Оганяна на пост генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности.

31 декабря 2016 года истекает срок полномочий Николая Бордюжи, бессменного генсека с 2003 года. Его сообщение о том, что пост генсека ОДКБ в следующем году займет представитель армянской стороны, вызвало сомнения аналитиков, по мнению которых это повышает вероятность втягивания коллективных сил в вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. Кроме того, сомнения вызывает и «заигрывание Армении с НАТО», а также «спекуляции общими интересами коллективной безопасности» в рамках ОДКБ.

Эксперт приходит к выводу, что под руководством армянского представителя ОДКБ рискует потерять свой формат и превратиться в инструмент реализации национальных амбиций отдельных государств-членов, и считает наиболее целесообразным представить на пост генсека несколько кандидатов от разных государств-членов и произвести назначение путем голосования.

Сирия

В статье К.П Фабиана из Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses, Индия) «Сирия: прекращение огня, которое было и не было» рассматриваются итоги и перспективы сорванного режима прекращения огня в Сирии. По мнению автора, «нет никакого движения к миру в Сирии, так как многие, если не все, действующие лица не хотят идти в этом направлении». Автор считает, что Россия и Асад готовы двигаться к миру только на своих условиях. Эксперт со скепсисом относится к возможности Керри договориться с теми, кого называют «умеренной» оппозицией. Подытоживая, К.П. Фабиан уверен, что следующие шаги возможны не ранее прихода новой администрации в Белом Доме.

G20

Эксперт Школы международных исследований им. С. Раджратнама Наньянского технологического университета (S. Rajaratnam School of International Studies, Nanyang Technological University, Сингапур) Су Хьюн Ли задается вопросом: «G20 саммит: что последует за достигнутыми в Ханчжоу договорённостями ?» По его мнению участникам саммита удалось достичь широкого консенсуса, относительно выхода из кризиса путем интеграции международной экономики на основе свободного рынка. Коммюнике, однако, недостает конкретики. Су Хьюн Ли при этом обращает внимание на разрыв между декларациями и реальными делами. В качестве примера приводятся принятое в США в 2009 г. положение «Покупай американское». Автор указывает и на то, что «разница между протекционизмом и честной торговлей становится все более размытой».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся