Блог экспертов РГГУ

Александр Гущин. Интервью Р. Темникову и порталу kaspiy.az по украинской проблематике

12 января 2016
Распечатать

- Как известно, нормандская четверка договорилась продлить срок действия минских соглашений на этот год. Но стоит ли ожидать, что в течение 2016 года минские соглашения все же будут выполнены обеими сторонами?

- Действительно, нормандская четверка своим решением о переносе минского процесса на 2016 год фактически подтвердила то, что де-факто видно, наверное, всем, кто следит за украинским кризисом. Несмотря на то, что Парижская встреча и последующие переговоры в рамках контактной группы давали определенную надежду на политическое урегулирование, которое бы базировалось на плане Мореля, было понятно, что пока эти надежды довольно призрачны. Главное, что удалось добиться сейчас - это прекращение масштабных боевых действий. Был также достигнут определенный прогресс в обмене пленными и отводе вооружений, хотя и здесь, особенно в случае с обменом далеко не все прозрачно. Но, тем не менее, по этим параметрам прогресс есть.

Однако во всем остальном его нет, и пока он не предвидится. По сути, стороны остались на своих позициях. Украина стремится реализовать минские соглашения так как это выгодно ей, то есть добиться контроля над границей и проведения выборов, уже в условиях демилитаризации и ликвидации ДНР и ЛНР, на месте которых должны быть «отдельные районы Луганской и Донецкой областей». Республики же, и поддерживающая их Россия, упирают на то, что процесс принятия закона о выборах на этих территориях, и статуса этих территорий не согласовывается с ними. Кроме того, Москва по-прежнему видит для себя как наилучший вариант тот, при котором будущие власти районов смогут после реинтеграции влиять на общую политическую ситуацию, в том числе и на внешнюю и внутреннюю политику Киева.

Украину такой вариант категорически не устраивает. Ни о какой федерализации там речи нет, даже, несмотря на то, что многими слова вице-президента США в Раде были интерпретированы именно в духе необходимости федерализации - это ошибочное впечатление. Сегодня важный вопрос - сможет ли Верховная Рада получить 300 голосов по внесению изменений в Конституцию в части децентрализации власти. В проекте присутствует положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Пока такого количества голосов нет. 

Думаю, решение все равно будет принято, при активном давлении со стороны ЕС и США. Принято оно будет по тактическим соображениям, а именно, чтобы снять с себя ответственность за срыв Минских соглашений. Тогда шар будет на стороне России и республик. При этом, даже если активно будет подниматься вопрос о том, что согласование с республиками отсутствует - это не будет перед лицом Запада сильной позицией по сравнению с голосованием в Раде. Фактически будет сделан очередной шаг к заморозке конфликта, а процесс этой заморозки по сути дела мы сейчас наблюдаем.

Очевидно, что ни Россия, ни Украина не могут сейчас в полной мере добиться абсолютно выгодного результата, идет борьба на экономическое и политическое истощение, что очень способствует именно замороженному статусу конфликта. Таким образом, сегодня больше оснований ответить на ваш вопрос относительно перспектив полного решения конфликта в соответствии с духом и буквой Минска в 2016 году отрицательно, хотя конечно, многое будет зависеть от политической и экономической устойчивости Киева и Москвы и от положения внутри самих республик. В этом контексте экономика и ситуация в социальной сфере Украины находится в зоне особенного риска, если мы говорим о горизонте в один год.

- Под конец года стала появляться тревожная информация о скоплении украинских войск вдоль рубежей ДНР и ЛНР, ситуация усугублялась воинственными заявлениями отдельных представителей официального Киева о необходимости взять под контроль украинскую границу с Россией. Как следствие появились разговоры о грядущем в ближайшем будущем новом наступлении ВСУ в Донбассе. Насколько реально возобновление боевых действий в Донбассе в ближайшие месяцы?

- Думаю, что обе стороны в случае возобновления боевых действий просчитывают последствия. Что это даст ополченцам? Скорее всего, новый виток позиционной войны, вероятно с определенными тактическими успехами, похожими, хотя вероятно уже менее значимыми, чем Дебальцево и уж точно меньшими, чем Иловайск. А это в свою очередь, даже в случае помощи России, приведет к дальнейшей деградации региона, отсутствию всяких перспектив и отъезду населения. Кроме того, для Москвы это принесет новый виток санкций и сведет на нет всю ту линию России по налаживанию отношений со странами ЕС, многие из которых выступают в поддержку смягчения санкций против России.

Что это даст Украине? В условиях падения ВВП, когда только наметились определенные надежды на то, что в экономике в будущем году будет достигнута определенная стабильность и ожидается по прогнозам Всемирного банка даже рост в 1%, в условиях, когда введена ЗСТ с Европейским союзом, война явно сведет позитивные надежды, которых и так не очень много, на нет. 

Кроме того, Киев не может не понимать, что, даже принимая во внимание укрепление за последний год своей армии, добиться в случае начала нового витка войны, решающего быстрого успеха в духе операции хорватских сил в Сербской Краине в 1995 года ему не удастся. Так что мне представляется, что эскалации, аналогичной той, какую мы наблюдали в январе прошлого года, не произойдет. Хотя опять же стоит оговориться, что в данном случае в любой расчет может вмешаться фактор, если не случайности, то реактивности и спонтанности. К сожалению, международная обстановка в последнее время дает много примеров, когда именно эти параметры главенствуют, но с точки зрения политической логики, логики сохранения стабильности, эскалация сейчас вряд ли кого-то устраивает.

- Будет ли и дальше Россия прокачивать свой газ через Украину, если учесть, что Киев недавно повысил тарифы на прокачку газа и подал в Международный суд на Москву в вопросе долга?

- Думаю, что по вопросу о долге предстоят долгосрочные судебные разбирательства. Де-факто это дефолт, но МВФ дал понять, что Запад не оставит Киев и изменение правил поддержки и кредитования об этом явно свидетельствует. 

Что же касается транзита, то мне представляется, что в долгосрочной перспективе роль транзита через Украину может снижаться, как по политическим соображениям, так и из-за состояния самой ГТС этой страны. Но в целом полностью отказаться от транзита через Украину после 2019 года не удастся, как по причине отсутствия достаточного числа альтернативных веток, особенно после того как неудачей окончились попытки с Южным и Турецким потоками, так и принимая во внимание крайне негативное отношение ряда европейских стран к Северному потоку - 2, различного рода антимонопольные ограничения, а также фактор самого рынка, ведь затраты на транспортировку газа по «Южному коридору» и «Турецкому потоку» были бы в несколько раз выше, чем транзит через Украину. Так что предстоят сложные и длительные переговоры.

- Последние опросы общественного мнения показывают, что уровень удовлетворенности жизнью упал в Украине до рекордных 17%. Говорит ли это о том, что в этом году там могут вновь начаться социальные бунты и дело закончиться новым майданом?

- Действительно, последние опросы показывают, что уровень поддержки властей со стороны общества падает. Это показали и местные выборы. Да, партии власти удалось победить, но в целом число голосов, поданных за пропрезидентскую политическую силу заметно меньше, тем тот результат, который показали БПП и Народный фронт на парламентских выборах. Здесь, конечно, надо принимать во внимание, что местные и парламентские выборы сравнивать не вполне корректно, но все же такая разница в поддержке - это определенный показатель. 

Кроме того, на Западе и на Востоке страны активно проявили себя Оппозиционный блок, «Самопомощь», националистическая партия «Свобода». Думаю, что если парламентские выборы и пройдут, то вероятность победы на них президентских сил со значительным перевесом сегодня заметно меньше, чем год назад.

Я не думаю, что возможен социальный бунт в национальном масштабе, но в масштабе регионов и в столице возможен социальный протест. Даже можно с уверенностью сказать, что он будет, что власть будет подвергаться сильному давлению со стороны общества и что ряд оппозиционных политических сил, олигархов попытаются использовать это движение в своих интересах. Другое дело, что пока скорее нет предпосылок к новому майдану в общеукраинском понимании этого слова, но некоторые тенденции регионализации свидетельствуют о том, что проблема с региональными элитами есть. 

Однако не стоит воспринимать эти проблемы односложно. Да, центральная власть слаба и в некоторых регионах есть конфликты, как например конфликт между губернатором Одесской области М.Саакашвили (который активно использует антикоррупционную риторику для создания своей собственной политической платформы) и мэром Одессы, но в целом региональная элита понимает, что благоприятной альтернативы тоже нет. Так что думаю пока предпосылок для нового майдана или отпадения ряда регионов все же меньше, чем скрепляющих факторов. К последним можно отнести, кстати, и предстоящее введение безвизового режима с ЕС, введение в действие ЗСТ с Евросоюзом. 

Да, пока все это мало, что дает на практике, за исключением каких-то психологических вещей, снижения объема бытовых трудностей при оформлении виз и т.д. Но это пропагандистский успех нынешней власти, а также демонстрация неизменности стратегического курса. При этом власть говорит, что позитив от ЗСТ будет ощутим через несколько лет. 

Россия же по-прежнему представляется властями в образе внешней угрозы, что до сих пор оказывает определенное консолидирующее влияние на значительную часть общества. Однако все эти тактические и пропагандистские успехи властей не отменяют наличия серьезных проблем в отношениях центра и регионов, государства и национальных меньшинств, не говоря уже об экономических проблемах. В любом случае 2016 год будет очень сложным для Украины и во многом от того как он пройдет, зависит и будущее страны в последующий период.

 
Александр Гущин, к.и.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся