Комментарии экспертов РСМД

Андрей Шадурский: Перспективы российского сжиженного природного газа в Балтийском регионе

14 июня 2013
Распечатать

11 июня газете «Ведомости» стало известно, что в качестве перспективных площадок для «принципиально нового СПГ проекта» «Газпрома», рассматриваются Кингисеппский и Выборгский районы Ленинградской области1. При этом, руководство компании в лице Александра Медведева, главы «Газпром экспорт», опровергло слухи о возрождении проекта «Балтийский СПГ»2. «Балтийский СПГ» должен был к концу первой декады 2000-х годов обеспечить «Газпрому» выход на североамериканский рынок и оказался бесперспективен в свете «сланцевой революции», также как и более масштабный проект разработки Штокмановского месторождения.

 

Реинкарнация «Балтийского СПГ», действительно, лишена смысла – но не потому что он будет конкурировать с «Северным потоком». Для того чтобы обеспечить доступ на тот же рынок, российский СПГ пришлось бы доставлять до голландских или бельгийских терминалов и затем передавать газ в восточном направлении. Это слишком дорогой и абсурдный вариант. К тому же, несмотря на постоянно снижающуюся стоимость производства и транспортировки СПГ, его нецелесообразно перевозить на небольшие, до 2000 км., расстояния – если только нет никакой возможности использовать трубопроводный транспорт. Рынки природного газа в Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии тоже не могут быть основной целью «Газпрома». Поставки СПГ из России на эти рынки обойдутся значительно дороже поставок трубопроводного газа, и Россия будет неизбежно конкурировать сама с собой во всех перечисленных случаях.

 

Наиболее вероятный вариант «принципиально нового проекта» озвучил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: мощности по сжижению природного газа будут расположены в Ленинградской области, но ориентированы не на крупных потребителей, а на небольшие регазификационные терминалы и транспорт, который станет использовать СПГ в качестве топлива.

 

Первый и пока единственный терминал регазификации в Балтийском море, открытый в 2011 году в Нинесхамне, недалеко от Стокгольма, обладает мощностью не более 0,5 млрд. куб. м. в год3 (для сравнения, крупнейший британский терминал South Hook обладает мощность до 21 млрд. куб. м. в год). К 2014 году Швеция намерена построить еще один терминал примерно такой же мощности в Люсекиле4, недалеко от Гетеборга и непосредственно в самом порту Гетеборга, крупнейшем по грузообороту в Балтийском регионе5. Швеция, в данном случае идет по пути Норвегии, в которой действует несколько десятков небольших регазификационных терминалов. Они могут снабжать энергией отдельные муниципалитеты и промышленные кластеры, а также служить топливными хабами для транспорта.

 

Швеция уже сейчас является одним из пионеров использования СПГ в качестве топлива для коммерческого автомобильного транспорта, осуществляющего дальние перевозки (следует понимать, что использование сжатого газа в таком случае нецелесообразно, он подходит только для муниципального и личного транспорта). Данная технология находит поддержку и на наднациональном уровне: Европейская комиссия планирует создание «голубых коридоров» – общеевропейской сети заправок СПГ вдоль основных транзитных маршрутов6.

 

Но в данный момент более актуальным является использование СПГ в качестве топлива для морских грузовых и пассажирских перевозок и новый проект «Газпрома», скорее всего, будет ориентирован именно на это направление. В соответствии с приложением VI к международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов Балтийское и Северное моря являются зоной особого контроля эмиссии серных соединений. С 1 января 2015 года предельные значения содержания серы в топливе, используемом в особой зоне ужесточаются до уровня в 0,1% (это в 35 раз меньше норматива для других зон)7. Это ставит судовладельцев перед необходимость использовать либо дорогой малосернистый морской газойль, либо не менее дорогие технологии очистки выхлопа, либо СПГ – который оказывается потенциально наиболее выгодным вариантом.

 

Переход морского флота на СПГ позволит не только на треть снизить выбросы в атмосферу углекислого газа, но и свести практически к нулю выбросы соединений серы, азота и твердых частиц. Уже в начале этого года Финляндия ввела в эксплуатацию новейший паром «Викинг Грэйс», который использует в качестве топлива СПГ и будет обсуживать линию Турку-Стокгольм8, а Швеция анонсировала новую серию танкеров, работающих на СПГ и предназначенных для использования в Балтийском регионе9.

 

Россия находится в самой уязвимой позиции из-за ужесточения природноохранных правил - они грозят резким спадом (до 40%) объема бункеровки в российских портах, ростом нагрузки на внутренний рынок нефтепродуктов и снижением10. «Газпром» уже несколько лет пристально следил11 за перспективами использования СПГ в качестве топлива для морских перевозок. Осень 2012 года «Газпромом» был подписан меморандум по малотоннажному СПГ с голландской компанией «Газюни»: российская компания могла выступить покупателем СПГ со строящегося терминала в Роттердаме. Но создание собственного терминала, который мог бы обеспечивать СПГ восточную часть Балтийского моря – стратегически более выгодный шаг.

 

И именно сейчас наступил тот момент, когда необходимо принимать решение о создании собственной инфраструктуры производства и бункеровки СПГ – чтобы быть готовыми к 2015 году. Не случайно последним тезисом в выступлении Алексея Миллера, когда он объявил о «принципиально новом проекте», стали слова: «В отличие от крупнотоннажного СПГ быстрыми темпами развивается потребление малотоннажного СПГ в Европе, для развития которого Группа «Газпром» готова приложить соответствующие усилия»12.

 

Автор: Андрей Шадурский, факультет международных отношений СПбГУ

 


1 Ходякова Е., Третьяков П. «Газпром» построит завод по производству сжиженного газа // Vedomosti.ru, 11.06.2013 http://www.vedomosti.ru/companies/news/12987761/gazprom_pojdet_v_obhod_svoih_trub

2 Самофалова О. Специально для транспорта // Взгляд, 6 июня 2013 г. http://vz.ru/economy/2013/6/6/636067.html

3 Liuhto K. A liquefied natural gas terminal boom
in the Baltic Sea region? PEI Electronic Publication 5/2012. P. 20. http://www.utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/PEI/raportit-ja-tietopaketit/Documents/Liuhto%20LNG.pdf

4 Linde to built LNG terminal near Gothenburg, Sweden, for Skangass. 23.11.2012 http://www.reuters.com/article/2012/11/23/idUS62881+23-Nov-2012+HUG20121123

5 Port of Gothenburg focuses on the marine fuel of the future http://www.portofgothenburg.com/About-the-port/Sustainable-port/Liquefied-natural-gas--LNG/

6 Volvo Trucks: Europe Lacks LNG Infrastructure http://www.lngworldnews.com/volvo-trucks-europe-lacks-lng-infrastructure/

7 http://www.imo.org/ourwork/environment/pollutionprevention/airpollution/pages/sulphur-oxides-(sox)-%E2%80%93-regulation-14.aspx

8 Brabant M. Nordic ferries go gas-powered http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-22457141

9 Sweden: LNG-Fuelled FKAB T24 Series Tankers Revealed https://www.lngworldnews.com/sweden-lng-fuelled-fkab-t24-series-tankers-revealed/

10 Немов В. СПГ в качестве бункерного топлива – эффективное решение будущего // Морской флот, №5, 2012 г. http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=17794

11 Немов В. Потенциал бункеровки СПГ. Презентация "Газпром экспорт". 13 сентября 2011 г.

12 Выступление Алексея Миллера на конференции «Развитие производства СПГ и его влияние на европейский газовый рынок» в рамках Европейского делового конгресса, 30 мая 2013 г. http://www.gazprom.ru/press/miller-journal/976387/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся