Миграционная мозаика

Украина - Россия: "игры" в миграционном поле

3 Июня 2014
Распечатать
Поделиться статьей


Россия и Украина всегда были стратегическими партнерами в регулировании миграционных потоков. Согласно данным ООН на постсоветском пространстве есть три доминантных миграционных коридора - Россия-Украина (3,5 млн мигрантов), Украина-Россия (2,9 млн. мигрантов), Казахстан-Россия (2,5 млн. мигрантов).[1] По данным главы ФМС, в 2013 году Россию посетили 3,3 млн граждан Украины, из которых 2,9 млн были трудовые мигранты, заработавшие в России 30 млрд долл. США.[2]



Изменение политического и/или экономического поля любой из стран ведет к качественным и количественным изменениям миграционных  коридоров. Такие изменения особенно заметны, когда они проводятся целенаправленно. События в Украине способствовали серьезному изменению миграционного поля как в России, так и в Украине, что затронуло следующие области миграционного регулирования.




  1. Вопросы гражданства. Обе страны – Россия и Украина – выступили с инициативами предоставления упрощенного гражданства.



20.4.2014 были внесены изменения в Закон о гражданстве РФ, установившие приобретение гражданства в упрощенном порядке для «носителей русского языка».[3] Действие норм данного Закона рассчитано и на граждан Украины. При этом, закон Украины «О гражданстве» устанавливает порядок выхода из гражданства Украины только путем подачи ходатайства на имя президента Украины (ст. 18-1 Закона). Все иные случаи выхода из гражданства Украины оговорены ст. 19 Закона. Единственным путем урегулирования «раздачи паспортов» РФ может стать ст. 19-1 Закона Украины, устанавливающая добровольный порядок приобретения гражданства другого государства как основание для автоматического аннулирования гражданства Украины: «Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, если гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено».[4]



28.3.2013 года представитель президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко заявил, что за первый квартал 2014 года более 2 тысяч граждан Украины обратились с заявлением о предоставлении им гражданства России (+30% по сравнению с 2013 годом).[5] Вопрос о том, вышли ли граждане Украины, подающие на гражданство России в упрощенном порядке из гражданства Украины согласно требованиям Закона Украины– остается открытым.



В марте 2014 года народные депутаты Парламента Украины Владимир Полочанинов, Борис Тарасюк, Партия Родина,  и Ирина Геращенко, Партия Удар, зарегистрировали в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины». Законопроектом предусматривается введение ст. 9-1: «на время временной оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополь, граждане Российской Федерации, которые не признают оккупации Крыма и города Севастополь и выходят из гражданства Российской Федерации, имеют право на упрощенный порядок принятия в гражданство Украины».[6] Упрощенный порядок вступления в гражданства не требует для граждан России знания украинского языка и соблюдения установленного ценза (5 лет) на проживание в стране.




  1. Гуманитарная миграция.



Информация неоднозначна и существенно отличается по смыслу в зависимости от источника ее происхождения. Украинские официальные лица отрицают потоки беженцев с Украины в Россию, представители российских уполномоченных структур убеждают в обратном. По данным главы ФМС РФ, в первом квартале 2014 года граждане Украины являются лидерами в подаче на убежище на территории РФ, опережая граждан Сирии и Афганистана.[7] Российские СМИ утверждают о возросшем потоке беженцев из Украины в России: в феврале 2014 года миграционные потоки с Украины возросли в Ростовскую область на 53%, в Курскую — на 71%.[8] При этом, за период с 2008 по 2013 год с заявление на убежище в России обратился лишь 1 гражданин Украины.[9]



Кампанию по поддержке потоков гуманитарной миграции с Украины в Россию осуществляют и депутаты Парламента РФ. Евгений Федоров, Партия Единая Россия, выступил с законопроектом о предоставлении статуса беженца на территории России гражданам Украины в упрощенном порядке. Законопроект будет рассмотрен в июне 2014 года,[10] хотя уже сегодня есть положительное заключение уполномоченного Комитета.



С аналогичной инициативой 13.5.2014 выступили депутаты Верховной рады Украины, предложив внести изменения в Закон Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите».[11] Закон устанавливает специальную форму защиты, предоставляемую иностранцам и лицам без гражданства на территории Украины в индивидуальном порядке, если указанные лица не могут или не желают вернуться в страну гражданской принадлежности или страну прежнего постоянного проживания вследствие обстоятельств,  оговоренных в ст. 1-13,14 Закона (в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения). Закон вступил в силу 30.5.2014.




  1. Свобода передвижения. Согласно «Соглашению между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации» от 16.1.1997 года; «О порядке въезда в Украину граждан государств - участниц Содружества Независимых Государств» от 6.5.2001 года граждане Украины и РФ в течение 90 из 180 дней могут находится на территории стран- участниц Соглашения безвизово.



Однако в силу событий в Украине, пограничная служба Украины 18.4.2014 ввела ограничение на въезд в страну граждан РФ мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет в целях «предотвращения террористических операций» и «волнений на территории страны».[12] Запрет не отменен до сих пор.



 



Суммируя вышесказанное, важно отметить, что подобные «игры» и недопонимание ведут обе страны к серьезным трудностям в миграционном поле.




  1. Ограничение свободы передвижения серьезно подрывает установленные сторонами  международные договоренности, снижая ценность подобных соглашений и ограничивая мобильность населения.


  2. Правовые казусы российско-украинского законодательства о гражданстве создают категорию лиц, рассматриваемых Украиной и Россией исключительно как граждан своей страны, что в будущем может поднять вопросы о порядке налогообложения, выплаты социальных пособий и пенсий.


  3. Попытки внесения изменений в правовое поле как России, так и Украины, свидетельствуют о непонимании депутатами Парламентов обоих государств важности стабильности норм миграционного законодательства. Восприятие институтов «убежища», «гражданства» как инструментов политической «игры» серьезно подрывает их значимость.



Оригинал текста находится на сайте института миграционной политики




 






[1] International Migration Report, http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/ migration/migration-report-2013.shtml (last access on June 1, 2014).





[2] ФМС: Заработок украинских мигрантов в России мог бы поднять экономику Украины, http://www.vz.ru/news/2014/3/16/677368.html (last access on April 16, 2014).





[3] Федеральный закон от 20.04.2014 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161941/#p23





[4] Закон Украiни «Про громадянство України», Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2001, N 13, ст.65,  http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/2235-14 (last access on June 2, 2014).





[5] http://ria.ru/world/20140328/1001408246.html (last access on June 2, 2014).






[7] http://www.rg.ru/2014/03/17/romodanovskij.html  (last access on June 1, 2014).







[10] Законопроект № 533808-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» (о признании беженцами в специальном упрощенном порядке, принимаемом Федеральной миграционной службой, граждан Украины, покинувшими её вследствие угрозы их жизни в результате современной ситуации в этой стране), http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=533808-6&02 (last access on June 4, 2014).





[11] Закон України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту», http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T141251.html






 


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся