Место России в многополярном мире

«ОТВЕТСТВЕННЫЕ» ЗА ПОРЯДОК

15 Июля 2015
Распечатать


Глобальные изменения произошли в мире на рубеже ХХ и ХХI веков. Прежде всего, это распад биполярной системы и его последствия. Многие сегодня не связывают мировые исторические процессы прошлого с острыми современными проблемами человечества. Например, сепаратизм и интеграция в международных отношениях дали о себе знать в совершенно новом формате в последние два десятилетия. Стремление государств к созданию региональных блоков граничит с регулярными сепаратистскими выступлениями, как в крупных многонациональных странах (Россия, Китай, Индия), так и в европейских государствах, таких как, Великобритания, Испания.



Смена мировых центров влияния обеспечила появление в мире новых супердержав на Востоке. При всем этом участились  новые вызовы международной стабильности.  Через возрождение национализма и религиозного экстремизма в мире появились целые зоны нестабильности. Международный терроризм, который почти не привлекал к себе внимание при биполярной системе мира, вдруг стал одной из главных проблем человечества. Для США международный терроризм стал основным аргументом при вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Если в период холодной войны, шла борьба за влияние над разными категориями граждан переходных государств, стоявших у выбора социалистического или капиталистического пути развития, то после разрушения СССР усовершенствовались методы косвенной войны, они стали более циничными и практически недоказуемыми. Финансирование международного терроризма относится к их числу. И в Китае, и в России в период с 1991 года по настоящее время произошли десятки громких и сотни мелких терактов. Во многом, это подвигло Россию и Китай создать в начале XXI века Шанхайскую организацию сотрудничества. 



Борьба с глобальными проблемами человечества усложнялась в ходе активизации неконтролируемых международных процессов транснационализации, глобализации, которые стали феноменом ХХ века. Эти явления усугубили процессы нелегальной миграции, а вместе с ними создали почву для распространения организованной преступности. Транснациональная организованная преступность, терроризм, трафик наркотиков – стали для государств национальными проблемами. Однако, источники этих проблем, которые коренятся в частности в центре Евразии – Афганистане, не устраняются мировым сообществом с момента начала вооруженной операции и до сегодняшнего дня. Игра с международной преступностью и ее использование в политических целях, привели мир к последней грани – перспективе распространения оружия массового уничтожения незаконными вооруженными группами. Если такая перспектива станет реальностью, то можно будет утверждать, что система глобальной безопасности, которая развивается по модели США, себя не оправдала и ООН требует не просто косметического реформирования, а качественной переработки. Мировая безопасность может наступить только в ходе смены международных ответственных, которые бы отличались добросовестным подходом к судьбе человечества и не ставили бы в международный приоритет гонку за ресурсами в форме «крестовых походов» нового формата. «Новые ответственные» за мировой порядок, такие как Россия и Китай внутри собственных международных блоков – ШОС и БРИКС смогут обеспечивать себя энергоресурсами и не нуждаются в прямом или косвенном захвате чужих территорий. Другое дело, что наличие внутригосударственных проблем отчасти тормозит организацию экономического развития и в целом, а проблема разрыва Север-Юг стала актуальна и для России, и для Китая, которые вытеснялись мировым сообществом на Юг подальше от «богатого Севера».



Важность любых международных и, в частности, китайских исследований сегодня не подвергается сомнению. Осмысленная внешняя политика любого государства может строиться только на базе научного знания о мировых партнерах, о сущности культурно-исторического типа соседей, особенностях исторического пути, стратегии и тактики внешнеполитического поведения в разные периоды истории. Так, в июне российская наука прощалась с выдающимся ученым, академиком Е.М. Примаковым, который встроил международную науку в процессы внешнеполитического планирования. И в эпоху СССР, и в годы Российской Федерации, дипломат-востоковед формулировал для государственных лидеров только те международные предложения, которые были основаны на глубоких исторических исследованиях той или иной восточной страны. Кстати, Е.М. Примаков был автором новой межцивилизационной концепции, которую он изобразил в виде треугольника Россия - Индия - Китай. В преддверии военной операции НАТО против Югославии родилась идея сотрудничества трёх стран как своего рода противодействие однополярности в мире. Первые трёхсторонние встречи в этом формате состоялись в Нью-Йорке в период сессий Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 и 2003 гг. В июне 2005 г. встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии впервые состоялась на территории одного из трёх государств «треугольника» — во Владивостоке. И сегодня на Саммите ШОС и БРИКС в г. Уфа, был заложен крепкий международный Союз между крупнейшими государствами Евразии: Россией, Китаем, Индией и Пакистаном. На повестке дня в данный момент стоит вопрос о принятии в состав Шанхайской организации сотрудничества - Ирана. «Забудьте о евросаммитах и собраниях «большой семерки»: для стран, которые любят говорить о себе как о державах, мощь которых растет, настоящая дипломатия высшего уровня вершится на этой неделе в центре России, под предводительством Владимира Путина».



Современные политологи после Саммита ШОС охарактеризовали российско-китайские отношения как «лучшие в истории». Кому еще удалось за последнее десятилетие выстроить такого рода Союз двух крупнейших государств Евразийского континента?



На наш взгляд, не только восточный политический и экономический курс сблизил Россию и Китай до статуса «стратегических партнеров», но и огромный гуманитарный ресурс имел существенное влияние в размывании границ между двумя абсолютно разными цивилизациями. Научная дипломатия в российско-китайских отношениях занимает одно из ключевых мест в системе гуманитарного сотрудничества. КНР как любая сверхдержава реально оценивает приоритетные отрасли государственного и международного строительства. Наука, культура и образование - факторы стратегической важности, являющиеся фундаментом для развитой оборонной, гражданской, космической промышленности; для безопасного пограничного сосуществования с любым геополитическим соседом. Понятие «научная дипломатия» сравнительно недавно появилось как самостоятельное направление внешней политики государств. Многие страны, вступив в постиндустриальную стадию развития, уделяют приоритетное внимание науке, инновациям – то есть взаимодействию науки и производства. Влияние страны в современном мире во многом определяется достижениями науки и образования. А это возможно только в условиях международного сотрудничества.



Изучая друг друга глубже, государственные интересы приобретают вектор партнерства, а не вражды или нездоровой конкуренции в форме гонки вооружений. Немаловажным фактором в ходе таких научных мероприятий является понимание трендов в развитии общественных наук, общественно-политических настроений, культурных компонентов Китая и Российской Федерации, отраженных в тезисах и научных докладах делегатов конференции.



В Красноярске в конце июня прошла международная научная конференция, которая открыла серию крупных научных мероприятий, посвящённых 400-летию установления русско-китайских отношений. Посольские связи между двумя государствами были инициированы сибирскими казаками во главе с Иваном Петлиным, что подчеркивает именно «народность» в зарождении первых русско-китайских контактов. Задача сегодняшнего научного сообщества – продолжать русско-китайскую интеграцию через народную, научную и культурную дипломатию, что станет прочным фундаментом для другого уровня сотрудничества России и Китая – в экономике и политике, обеспечив долговечность и историческую осмысленность отношений двух стран.



 



Василий НИКУЛЕНКОВ, Школа публичной дипломатии Красноярска


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся