Место России в многополярном мире

Внешнеполитический контекст "высадки" Маттиаса РУСТА

31 мая 2013
Распечатать

Анонс

Этот Руст был тихий малый,
даже вроде не того…
А на пенсию отправил
он всё наше ПВО!В мае этого года в календаре отмечена годовщина события, которое большинство населения давно забыло, а меньшинство, что стало его свидетелями, давно уже, мягко скажем, не при делах. Маттиас Руст ровно 26 лет назад – 27 мая 1987 г. – целый и психически спокойный, приземлился на самую главную площадь страны. Строки Михаила Танича просто и лаконично об этом говорят: «Он прям на Красной площади спустился этот лох. /А Минин и Пожарский сказали: «Хен де хох!». /Мы оба с ним молчали – такой в тюрьме закон. / Он думал – я наседка, а я считал, что он». Впоследствии острые языки назовут Красную площадь аэропортом «Шереметьево-3», а офицеры рядом с Мавзолеем будут подкалывать друг друга тем, что, мол, в аэропорту курить нельзя…Есть ли внешнеполитический контекст у данного события? "Либеральные"политологи ,конечно же,назовут высадку случайностью...После которой, также случайно, слетела голова "советской обороны", а через 4 года крупнейшего геополитического центра мира не стало. На мой взгляд, высадка Руста - это одна из 6 абсолютно конкретных причин распада СССР (про 5 остальных событий расскажу в следующих блогах).



ДО СИХ ПОР непонятно, чем же была вызвана эта провокация, которая, обхватив затылок советского ПВО и Министерства обороны СССР, резко опустило головы этих ведомств лицом не то чтобы в грязь, а в непонятное месиво, именуемое первыми результатами перестройки в ВПК.

После, как обычно, полетели головы. А молодой мальчик Маттиас, который в это время совершал промежуточную посадку в аэропорту Мальме в Хельсинки для дозаправки, сказал диспетчерской службе аэропорта, что летит в Стокгольм. Именно тогда – осознанно или нет – «наивный» новый немец взял курс на Москву. Собственно говоря, он попытался сделать то, что не удалось лидеру нацистской Германии Адольфу Гитлеру. Руст пересекает границу СССР и, чётко следуя контуру железнодорожных путей, направляется к городу-герою Москве!

Двигаясь в нашу столицу, Руст ориентировался по полотну железной дороги Ленинград–Москва. Во время его полёта над территорией Советского Союза в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Цессну» так и не поступило. Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом, самолёт Маттиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19.10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.

Далее, конечно, были судебный процесс и перетасовка кадров. Стоит отметить, что кадровые перестановки в ключевых сферах с 1985 года производились в соответствии с политикой перестройки – для «ускорения» и гласности. Но ведь до этого события причины для перестановок подбирались довольно обыденные. Но когда речь идет о чрезвычайно важном ведомстве, таком, как Министерство обороны и ПВО, то Руст стал той причиной (или, по ряду источников, специально вызванной причиной), ориентируясь на которую… Впрочем, вот цитата командующего зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расима Акчурина: «Акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. Был снят главком Александр Иванович Колдунов – удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли – его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа «помели», а оперативного дежурного даже засудили… Убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова».

Сам же Маттиас Руст на суде, приговорившем его к четырем годам за хулиганство, наивно заявлял: «Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом».

Как отмечала газета «Труд», американский специалист по национальной безопасности Вильям Е. Одом писал: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой Вооруженных Сил, организованной Сталиным в 1937 году». Возможно, аналогия с 1941 годом поможет сформировать историческое соответствие. Тогда в Москву на должность начальника управления ПВО РККА перевели командующего Дальневосточным фронтом генерал-полковника Г.М. Штерна. 15 мая 1941 года немецкий транспортный самолет, не замеченный ПВО, совершил перелет по маршруту Белосток – Минск – Смоленск – Москва, где и приземлился. Это привело к волне арестов среди руководителей ПВО и ВВС. 7 июня 1941 года был арестован и Штерн. На следствии он признал, что с 1931 года являлся участником заговора в РККА и германским шпионом. Был расстрелян (реабилитирован посмертно).

Маттиас Руст отбыл в советской тюрьме чуть больше года, а уже в ноябре 1989 года он, проходивший альтернативную службу в больнице немецкого города Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 Руст был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 5 месяцев.

В апреле 1994 Руст возвращается в Россию и посещает детский дом, жертвуя на него деньги. В течение следующих лет слухи о его гибели не подтверждаются – он просто торговал обувью в Москве. В 28-летнем возрасте Руст, объездив множество стран, возвращается на родину в Германию и объявляет о намерении жениться на дочери богатого торговца чаем из Бомбея. А затем он и вовсе переходит в индуизм.

Кто бы мог подумать, что в апреле 2001 года Руст предстанет перед судом по обвинению в краже свитера в немецком универмаге! По состоянию на 2002 год он жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena). Сейчас Маттиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер, а свои мемуары будет пытаться опубликовать в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта. Тем самым самолётом Руста владеет богатый японский бизнесмен, который держит его в ангаре, надеясь, что со временем стоимость легендарной «Цессны» значительно вырастет.

В лучшем случае именно к такому итогу судьбы подводят романтиков их действия. По крайней мере, герой до сих пор жив, хотя мог и умереть в свои 19 лет. Что его спасло – доподлинно так и не известно. Одни говорят, что всё дело в недееспособности ПВО СССР, другие – в страхе перед мировым сообществом, которое бы не смогло промолчать на второй инцидент после корейского «Боинга», третьи вообще толкуют о взаимном сговоре, следствием которого стали грандиозные чистки, хотя и без крови…

Сегодня набирает популярность литературный жанр «тревелога» (англ. – путешествие или путевые заметки). Последняя прочитанная мною книга в год юбилея Победы – «Пешее путешествие из Берлина в Москву», где обычный немецкий журналист преодолевает все тяготы походной жизни и достигает столицы нашей родины через полгода после выхода из Берлина. Символично подчеркивая, что всё-таки немцы Москвы достигли, хоть не блицкригом, а обыкновенным культурным визитом.

***
Многих и до сих пор мучает вопрос: так всё-таки «кто вы, герр Руст»? Как вам удалось достигнуть административного центра огромного Советского Союза посредством четырехместного легкого самолёта? Данный летательный аппарат мог привезти с собой абсолютно немифический тротиловый заряд, разрыв которого мог ударить только по престижу ПВО, но в итоге принёс нечто большее. «Неявный разрыв» невидимой взрывчатки со страшной силой ударил по престижу самой неприступной страны в мире, внеся свой вклад в её развал спустя четыре года после посадки самолёта Руста на Красной площади.


Василий НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук, молодежный министр иностранных дел G8&G20, руководитель Красноярской Модели ООН

http://vnikulenkov.jimdo.com http://vk.com/krasmun

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся