Блог Мамеда Мустафаева

Политические препятствия евразийской интеграции Южного Кавказа

6 февраля 2018
Распечатать
Процесс евразийской интеграции на Южном Кавказе сегодня обусловлен рядом политических противоречий, оказывающих прямое воздействие на развитие отношений стран региона с Евразийским экономическим союзом. На передний план выходят двусторонние противоречия отдельных стран с государствами-членами ЕАЭС, состояние отношений которых имеет тенденцию, как к улучшению, так и к ухудшению соразмерно со сложившимися современными международно-политическими реалиями. Актуальной проблемой на сегодняшний день остаётся вопрос дефицита интеграции в регионе, особенно это касается Азербайджанской и Грузинской республик. Проблема заключаётся в излишней политизации интеграционных процессов в регионе уже на стадии сближения стран с Союзом, что весьма серьёзно отражается на развитии подобных отношений. Таким образом, евразийская интеграция Закавказского региона имеет свои определённые достижения и в равной степени сталкивается с определёнными препятствиями, которые в данном случае прочно связаны с политической подоплёкой. Стоит отметить, что процесс интеграции Закавказских республик находится в разных степенях развития и включает в себя ряд факторов, характеризующих его негативные и позитивные стороны. Именно поэтому было бы целесообразным рассматривать каждую из республик в индивидуальном ключе с точки зрения существующих проблем, препятствующих Евразийской интеграции, как в отдельной стране, так и во всём регионе в целом. Азербайджан Азербайджан представляет собой дружественную почти для всех государств-членов ЕАЭС страну, выстраивающую добрососедские отношения и имеющую тесные экономические, политические и социокультурные связи почти со всеми участниками Союза. Известным исключением являются отношения Азербайджана и Армении, которые уже не один десяток лет находятся в глубоком кризисе из-за Нагорно-Карабахского конфликта и оказывают значительное влияние на всю региональную политику. Идея о вступлении Азербайджана в Евразийский Союз имела свою наибольшую актуальность около двух лет назад, когда официальными представителями страны были поверхностно затронуты вопросы о возможных долгосрочных перспективах подобного развития событий [[1]]. Однако политические факторы серьёзно осложняют возможность вступления Азербайджана в ЕАЭС или создания с Союзом зоны свободной торговли. Они обусловлены враждебным характером армяно-азербайджанских отношений и отрицательным восприятием со стороны армянской власти и общественности любых форматов совместного сотрудничества Азербайджана и ЕАЭС. Поэтому многие эксперты считают такое сближение на данном этапе крайне маловероятным. Стоит отметить, что какие-либо конкретные действия по сближению с Союзом со стороны прикаспийской республики сделаны не были. Данный вопрос в Азербайджане рассматривают сугубо в политическом контексте. Экономические мотивы не находят должного одобрения у правительства страны и уходят на второй план, в виду отсутствия необходимых нужд, требующих расширения существующего формата отношений. Азербайджан имеет двух- и трёхсторонние связи практически со всеми государствами-членами Союза, которые и без того находятся на высоком уровне. Единственный экономический фактор, актуализирующий возможность такого сближения, обусловлен диверсификацией национальной экономики страны, которую пытается осуществить азербайджанское руководство в связи с нестабильностью цен на рынке энергоносителей, составляющих основную часть доходов государства. Именно по этой причине многовекторное развитие, успешно осуществляемое Азербайджаном ранее, столкнулось с рядом внешнеполитических и внешнеэкономических барьеров, обойти которые представляется возможным посредством объединения или более тесного взаимодействия с геоэкономическими блоками и экономическим интегрированием. В последнее время усилилась критика со стороны западных стран и международных прозападных организаций в адрес правящего режима в Азербайджане [[2]][[3]]. В этих условиях вполне ожидаемым событием является дальнейшее укрепление взаимоотношений России и прикаспийской республики, которые могут послужить катализатором сближения последней с ЕАЭС. Кроме того, в недавнем времени желание о сотрудничестве с Евразийским Союзом выразила и Турция [[4]], являющаяся, как известно, главным ориентиром внешнеполитического курса Азербайджанской Республики. Следовательно, в ситуации, если Анкара каким-либо образом сблизится с Союзом, то схожих шагов в этом направлении можно будет ожидать и от Баку. Разумеется, развитие такого сценария изначально обречено на провал из-за отрицательной позиции Армении, без одобрения которой переговоры такого формата в соответствии с законодательством Союза по вопросам его международной деятельности проводиться не могут. Так в соответствии с п. 2 ст. 13 Договора о ЕАЭС[[5]], в котором чётко прописано, что решения и распоряжения Высшего евразийского экономического совета принимаются консенсусом, право голоса армянской стороны, как неотъемлемого члена Высшего Совета является решающим. Однако речь может идти не только об однозначном формате вступления в Союз, как Турции, так и Азербайджана, а например, договорённости об экономическом сотрудничестве по различным программам ЕАЭС, или о привилегированном таможенном режиме для двух этих стран по определённым категориям товаров, а также по иным сферам взаимодействия, предполагающим экономическое партнёрство сторон. Важно и то, что такое сотрудничество заметно облегчило бы развитие евразийской интеграции на Восток. Уже длительное время идут переговоры о заключении зоны свободной торговли (ЗСТ, ЗСТ+) с такими странами как Иран [[6]], Пакистан [[7]] и Индия [[8]]. Азербайджан в свою очередь является стратегически значимым транспортным узлом в регионе. Таким образом, такого рода взаимодействие существенно облегчило бы для ЕАЭС логистические, транспортные и иные процедурные вопросы с Восточными странами. На последней трёхсторонней встрече В.Путина, И. Алиева и Х. Рухани в Тегеране стороны ещё раз подчеркнули важность подобного формата переговоров. Также все три лидера акцентировали своё внимание на маршрутном транзитном коридоре «Север-Юг», отметив значение и роль данной транспортной магистрали в дальнейшем взаимодействии в торгово-экономической сфере, как между Европой и Азией, так и между тремя странами в частности [[9]]. Таким образом, ситуация с евразийской интеграцией Азербайджанской Республики находится в неоднозначном положении. По-прежнему серьёзное препятствие на данном этапе предопределено политическими противоречиями между Азербайджаном и Арменией, что оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие отношений прикаспийской республики и Евразийского Союза. Сближение Азербайджана с ЕАЭС представляется возможным либо через ЗСТ в рамках СНГ (путём присоединения к Договору от 18.10.2011 г.[[10]]), либо на основе двусторонних и многосторонних связей Баку с государствами-членами ЕАЭС, минуя институты Союза. Армения Армения с 2015 года является полноправным членом ЕАЭС. Исходя из результатов экономического развития страны за последние два года, от своего членства в данной организации Ереван скорее выигрывает, чем испытывает экономический упадок [[11]]. В случае с Арменией евразийская интеграция с самого начала проходила под влиянием политических факторов. На повестку выносились вопросы, прежде всего, связанные с национальной и энергетической безопасностью государства. Не обладая достаточным количеством энергетических ресурсов, большая часть населения страны в лице своего руководства сделала предсказуемый выбор в пользу интеграции в Евразийский Союз, с помощью которого данные проблемы находили своё решение. Кроме того, существующие политические противоречия с соседними государствами, такими как Турция и Азербайджан и вследствие этого отсутствие необходимых транспортных выходов на внешние международные рынки также способствовали выбору Еревана в пользу евразийской интеграции. На данный момент ситуация осложняется возросшими антисоюзными настроениями внутри самой страны. Причиной явились испорченные отношения России (главного импортёра армянских товаров) с Западом. При вступлении Армении в ЕАЭС в 2015 году, отношения России с западными странами начали сильно ухудшаться на фоне вводимых против Москвы экономических санкций, что в свою очередь непременно отразилось на экономическом состоянии государств-членов Союза. Однако уже к 2016 году ситуация нормализовалась и экономические показатели Армении и остальных стран-участниц ЕАЭС начали расти и имеют положительные тенденции дальнейшего стабильного роста. Но некоторые политические факторы всё же продолжают оказывать определённое влияние на евразийскую интеграцию Армении. В недавнем времени появились новые импульсы по возобновлению процесса сближения Закавказской республики с Европейским Союзом. Мнения внутри страны сильно разделились. На информационном уровне ходили разговоры даже о разрыве отношений с ЕАЭС. Такой всплеск негативной риторики в сторону евразийского интеграционного объединения охарактеризован, прежде всего, несогласием определённой части населения, преимущественно оппозиционных кругов с предпочтениями правящего режима в пользу Евразийского Союза, а не Европейского. Суть таких настроений заключается в огромном армянском лобби, которое оказывает крупную финансовую поддержку Армении, и живущем в большинстве своём в западных странах и рассматривающем страну однозначно на пути европейской интеграции. Процесс переговоров с ЕС завершился подготовкой и подписанием нового соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве между Арменией и ЕС [[12]]. По словам Президента Армении Сержа Саргсяна соглашение имеет главную цель развитие армянского общества по образцу европейской модели в различных сферах. Также глава государства отметил, что данный международный акт не является противоречием заключённым Арменией ранее с другими международным организациями и «почти не касается экономики и не может противоречить обязательствам по другим интеграционным объединениям». Кроме того, в соглашении не ставится вопрос о ЗСТ между Арменией и ЕС, что в определённой степени подчёркивает приверженность позиции официального Еревана евразийской интеграции [[13]]. По словам члена Коллегии по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой каких-либо противоречий между обязательствами Армении в ЕАЭС и новым договором армянской стороны с ЕС не существует. «Таких противоречий нет, более того мы очень приветствуем этот договор», - отмечает Валовая, напоминая, что Армения не первая страна в Союзе, которая заключает подобное рамочное соглашение с ЕС. Во многом схожее соглашение действует между Брюсселем и Астаной, а также ожидается, что в ближайшее время такое соглашение появится и у Бишкека[[14]]. Евразийская интеграция Армении основывается преимущественно на политических мотивах, которые, главным образом, учитывают национальные интересы страны. Экономический фактор также играет значимую роль, однако при принятии тех или иных решений руководство страны ориентируется, прежде всего, на политические факторы и, как правило, щепетильные и неразрывно связанные с ними вопросы национальной безопасности государства. В то же время Ереван активно пытается поддерживать тёплые отношения с другим интеграционным блоком – Европейским Союзом. Несмотря на тяжёлый кризис в отношениях России и Запада, российская сторона спокойно реагирует на подобные процессы. Как отмечает российский эксперт Сергей Маркедонов: «благодаря рамочному соглашению с Брюсселем Ереван может стать дополнительной площадкой для диалога между Россией и ЕС» [[15]]. Таким образом, можно предположить, что Армения вполне могла бы взять на себя функцию медиатора в российско-европейских отношениях и в дальнейшем играть важную роль в переговорном процессе сторон. Грузия Развитие отношений Грузии и ЕАЭС полностью взаимообусловлено имеющимися политическими барьерами в российско-грузинских отношениях и вопросами национальной безопасности, в связи с чем какое-либо сближение Грузии с Евразийским союзом на сегодняшний день весьма маловероятно. Даже с учётом роста симпатий у населения Грузии по поводу сотрудничества страны с Союзом, а также стабильного развития торгово-экономических связей Грузии с его государствами-членами вопрос о незыблемости международно-признанных границ страны по-прежнему является краеугольным камнем грузинской внешней политики. Кроме того, Грузия уже несколько лет придерживается евроатлантической интеграции, что сильно снижает шансы сторонников евразийства содействовать сближению страны с ЕАЭС. Обострению отношений с российской стороной служит и тесное взаимодействие Грузии с НАТО. Такая твёрдая позиция правящей партии является огромным препятствием на пути полноценной нормализации отношений с Россией. Прошедшая в конце мая 2017 года Парламентская Ассамблея НАТО, на которой была принята декларация в поддержку Грузии, существенно осложнила ситуацию между двумя странами [[16]]. Однако внутри самой Закавказской республики с каждым годом набирают силы настроения за взаимодействие с Евразийским Союзом и восстановление дипломатических отношений с Россией [[17]]. В последнее время в политической среде Грузии наблюдается определённый рост пророссийских настроений. Партия «Демократическое движение – Единая Грузия» во главе с Нино Бурджанадзе – экс-спикером парламента страны, а также партия «Альянс Патриотов Грузии» выступают за улучшение отношений, считая взаимодействие двух стран залогом стабильности всего региона [[18]]. Регулирование совместных вопросов на сегодняшний день предусмотрено форматом женевских и пражских дискуссий на уровне совместных встреч спецпредставителя премьера Грузии Зураба Абашидзе и заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина. Также новым явлением стали переговоры парламентариев обоих государств и как следствие этого идея о создании рабочих групп для скорейшего и эффективного урегулирования отношений. Но и те и другие неотступны в вопросах о международном и конституционно-правовом статусе Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, сближение Грузии с Евразийским союзом напрямую зависит от российско-грузинских отношений и степени их развития. В перспективе сотрудничества Грузии и Союза существуют определённые позитивные моменты для обеих сторон. В первую очередь, они связаны с торгово-экономической сферой и вопросами безопасности. Прежде всего, это могло бы привести к открытию транспортных коридоров на российско-грузинской границе по направлениям Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальского района – по интерпретации Тбилиси) и существенно улучшить товарооборот между Россией и Арменией, а также между Арменией и остальными странами ЕАЭС в том числе. Это значительно ослабило бы экономическую блокаду Армении и позволило бы Грузии стать связующим звеном сухопутной торгово-экономической связи Армении с остальными государствами-членами Союза. Подобные двусторонние соглашения в регионе только укрепляют его интеграционное развитие и в будущем могут послужить плацдармом для дальнейшего развития отношений Грузии и ЕАЭС. Таким образом, в Грузии вопросы Евразийской интеграции являются максимально политизированной тематикой. На современном этапе взаимоотношения Грузии и РФ всё ещё находятся в кризисном состоянии и тенденции к улучшению, скорее всего, могут возникнуть лишь при возникновении положительной динамики в отношениях между Россией и Западом. В таких условиях, процесс интеграции будет долго пребывать в статичном состоянии. * * * В заключение стоит отметить степень важности и специфичности Закавказского региона, с точки зрения его роли в геополитических и геоэкономических процессах, так или иначе затрагивающих интересы государств-членов Евразийского экономического союза. Вопросы евразийской интеграции Южного Кавказа на данном этапе являются остро политизированными и воспринимаются в самих закавказских республиках скорее, как внешнеполитический вектор развития, нежели экономическое взаимодействие. К достижениям процесса интеграции можно отнести вступление в 2015 году Армении в ряды полноправных членов организации и поддержание взаимовыгодных отношений большинства государств-членов с Азербайджанской Республикой. На относительно слабом уровне находится интеграция Грузии, обусловленная серьёзными противоречиями на фоне российско-грузинских отношений. Последующее развитие экономического, культурного, гуманитарного и иного сотрудничества стран региона с ЕАЭС, а также перспективы сближения в будущем вполне могут усилить Союз за счёт создания новых форм многосторонних отношений.

[1]. Азербайджан не исключает возможности вступления в ЕАЭС // РИА Новости. – 2015. – 1 октября. – URL: https://ria.ru/world/20151001/1294261616.html (дата обращения 28.12.2017).
[2]. Европарламент призвал ввести санкции против Азербайджана // Радио Азадлыг. – 2015. – 11 сентября. – URL: https://www.radioazadlyg.org/a/27238437.html (дата обращения 28.12.2017)
[3]. Азербайджан может быть исключен из Совета Европы // Информационное агентство REGNUM. – 2017. – 26 сентября. – URL: https://regnum.ru/news/2326901.html (дата обращения 28.12.2017)
[4]. Министр экономики Турции: Анкара хочет подписать соглашение с ЕАЭС // Комсомольская правда. – 2017. – 18 августа. – URL: https://www.kp.ru/online/news/2842074/ (дата обращения 27.12.2017)
[5]. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014 г. (в ред. от 08.05.2015 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014; Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 38, ст. 5214.
[6]. ЕАЭС и Иран в ближайшее время могут завершить переговоры по ЗСТ // Евразийский коммуникационный центр. – 2017. – 31 октября. – URL: http://eurasiancenter.ru/news/20171031/1004455547.html (дата обращения 28.12.2017)
[7]. Пакистан вновь направил ЕАЭС обращение по созданию ЗСТ // РИА Новости. – 2016. – 13 января. – URL: https://ria.ru/world/20160113/1358967845.html (дата обращения 27.12.2017)
[8]. Переговоры о свободной торговле между ЕАЭС и Индией начнутся в январе // МИЦ «Известия». – 2017. – 16 ноября. - https://iz.ru/671878/2017-11-16/peregovory-o-svobodnoi-torgovle-mezhdu-eaes-i-indiei-nachnutsia-v-ianvare (дата обращения 04.01.2018)
[9]. Заявления для прессы по итогам встречи Владимира Путина, Президента Ирана Хасана Рухани и Президента Азербайджана Ильхама Алиева // Президент России. – 2017. – 1 ноября. – URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/55984 (дата обращения 08.01.2018)
[10]. Договор о зоне свободной торговли подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 г. // Собрание законодательства РФ. – 2012. – N 40, ст. 5340.
[11]. Армения в ЕАЭС: реальные экономические итоги двух лет // Евразия.Эксперт. – 2017. – 15 февраля. – URL: http://eurasia.expert/armeniya-v-eaes-ekonomicheskie-itogi-dvukh-let/ (дата обращения 29.12.2017)
[12]. Annex 1 to the Joint Proposal for a Council Decision on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part and the Republic of Armenia, of the other part // European Council / Council of the European Union. Official site. URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12525-2017-ADD-1/en/pdf (дата обращения 27.12.2017).
[13]. Серж Саргсян: соглашение «Армения — ЕС» не затрагивает экономику // БФМ.РУ. – 2017. 1 ноября. – URL: https://www.bfm.ru/news/368936 (дата обращения 30.12.2017)
[14]. Валовая: в ЕАЭС не возражают против соглашения между Арменией и Евросоюзом // ИА EADaily. – 2017. – 7 июля. – URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/07/07/valovaya-v-статья подготовлена специально для "Военно-политическая аналитика"
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся