Блог Мамеда Мустафаева

Перспектива евразийского направления во внешней политике Азербайджана

2 мая 2017
Распечатать
Международно-политическая конъюнктура имеет свойство подвергаться различным изменениям и каждое суверенное государство в мире должно искать дальновидные и эффективные решения, которые впоследствии будут интегрированы в существующие реалии новых международных отношений. Главное для руководства страны на данном этапе – не ошибиться в правильности того или иного выбора и качественно разглядеть полноту всех наиболее приближённых с интересами страны перспектив.
Такой перспективой на данный момент для Азербайджанской республики, с учётом специфического развития страны, несомненно, является ЕАЭС. Нынешнее и прежнее руководство страны уже долгие годы проводит политику неприсоединения и лавирования между мировыми блоками запада и востока, с целью получения наибольшей выгоды для нужд государства. Подобного рода внешняя политика страны позволяет получать не только экономический, но и политические профит, заключающийся в проведении независимой от какого либо внешнего воздействия внешней политики. Но на данном этапе использование именно перспективы определенного сближения с Евразийским экономическим блоком явно на руку прикаспийской республике. Двусторонние договоры и налаживание тесных связей Азербайджана со странами бывшего Советского Союза это одно. Другая сторона медали это поиск более конкретных шагов по созданию благоприятных условий для экономического развития государства с полноценным расширением связей и получением выгодных таможенных льгот, которые открывают вполне реальные перспективы на будущее взаимоотношение и с остальными странами мира, в свою очередь также заинтересованными во взаимодействии с ЕАЭС. О подомном сближении нередко высказываются и первые лица страны. Так, в 2015 году «на полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что страна сосредоточена на «выстраивании большего количества двусторонних отношений» со странами Евразийского блока[[1]]. Данный аспект, несомненно, предполагает популяризацию в обществе и политических элитах Азербайджана идеи развития отношений с государствами-членами, входящими в ЕАЭС.
Евразийский Экономический Союз, исходя из Договора от 29 мая 2014 года[[2]], является некой интеграционной группой, приоритетной задачей которой вне сомнения служит налаживание прочных экономических связей и развития совместного сотрудничества в торгово-финансовой политике стран-участниц данной организации. Как и в любой другой международной организации влияние политических факторов является неизбежным. Именно это на сегодняшний день одно из главных препятствий на пути вступления Азербайджанской республики в ЕАЭС.
Дискуссии о возможном вступлении Азербайджана в данную организацию ходят уже давно. Единственным значимым препятствием выступает всем известный застарелый карабахский конфликт с Арменией, страной-участницей ЕАЭС. Только одно отсутствие дипломатических отношений между двумя республиками и блокада границ, как меры в рамках карабахского конфликта уже никак не сочетаются с принципами построения Евразийского Экономического Союза. Таким образом, участие Азербайджана в евразийской интеграции в качестве полноценного членства в ЕАЭС или создание с ЕАЭС зоны свободной торговли на сегодняшний день не представляется возможным. Причина кроется всё в том же, а именно в позиции Армении, без согласия которой главы государств-членов Союза на Высшем евразийском экономическом совете не смогут придти к общему консенсусу и вынести по этому вопросу положительное решение. Но перспектива сближения представляет собой достаточные выгоды для Азербайджана настолько, что закрывать вопрос по данному направлению полностью руководство страны не намерено. Президент Азербайджана в своём интервью известному изданию «SputnikАзербайджан» заявил, что нынешний формат экономического сотрудничества Азербайджана с государствами-членами ЕАЭС достаточно прочен. А также добавил: «Для того чтобы идти по пути интеграции, конечно, нужна мотивация. Она может быть экономической, социальной, политической, любой другой. И мы сейчас в этом направлении работаем». Президент также отметил: «Появляются новые угрозы, новые вызовы, мы видим, как «все горит», создаются новые очаги дестабилизации, новые потенциальные источники рисков. В этих условиях, конечно же, от тесного взаимодействия с традиционными партнерами очень много зависит».[[3]]
Подобная позиция азербайджанского лидера выражает определённый интерес по данному направлению и оставляет открытой возможность на дальнейшее развитие отношении азербайджанской стороны с Евразийским Экономическим Союзом. По словам Ильхама Алиева страна ищет «дополнительные мотивации», которые помогут интегрироваться в единое экономическое пространство. Это говорит о том, что решение еще не принято, но в целом страна готова к подобному повороту событий и в дальнейшем такой ход действий вполне может быть рассмотрен и на высоком уровне. Но кроме карабахского препятствия существуют другие политические соображения и внешнеполитические факторы, которые не могут не учитываться при таких важных решениях, как вступление страны в тот или иной блок. Прикаспийская республика с самого начала своего существования проводит взвешенную и рациональную внешнюю политику, основанную на многовекторной ориентации на мировой политической арене. Такой внешнеполитический курс оценивается нынешним руководством страны как самый оптимальный в условиях международно-политического положения Азербайджанской Республики, а также географического расположения и особенностях её экономического потенциала. Энергоресурсный потенциал страны очень высоко оценивается на Западе, об этом свидетельствует большое внимание, уделяемое, прежде всего, Соединёнными Штатами Америки с момента получения республикой независимости. Заключение множества международно-правовых договоров, контрактов на поставку энергоносителей, участие зарубежных экспертов и их консультациях руководству Азербайджана после выхода республики из состава СССР ярко выражают интересы Запада по увеличению влияния в данной стране, как и во всём регионе в целом. С другой стороны Азербайджан крепко связан со своим северным соседом Российской Федерацией. Россия является давним и надёжным партнёром Азербайджана в сферах энергетики, торговли, экономики, военно-техническом сотрудничестве, а также в культурных и социальных связях. Обе республики связывают немало вопросов, стоящих и на общей политической повестки дня. За годы независимости была разработана солидная международно-правовая база договоров и соглашений охарактеризованная определённой близостью и устойчивостью добрососедских отношений между странами. Всё это устраивает обе стороны и соответствует интересам их внешней политики, проводимой в регионе. Но, тем не менее, Азербайджан по-прежнему старается занимать равноудалённую позицию и от Запада и от России. Во внешней политике страны приоритет зачастую меняется в ту или иную сторону в зависимости от конкретных интересов на конкретном промежутке времени. Конечно же, не стоит говорить о скачкообразности такой политики, проводимой руководством Азербайджана. Она напротив более чем сбалансирована и вызывает достаточно мало рисков в отношениях с той или другой стороной. Подобная внешняя политика прикаспийской республики имеет также мало откликов раздражительности со стороны главных игроков на международной политической арене и поэтому может просуществовать ещё не одно десятилетие. Но политическая обстановка в мире имеет свойство изменяться, а иногда и кардинальным образом. В связи с этим страны вынуждены приспосабливаться к уже заново построенным международно-политическим отношениям и занимать определённые позиции. Речь идёт о дальнейших перспективах страны, фундамент которых может быть заложен уже сегодня. Особенность западного направления для Азербайджана, прежде всего, характеризуется экспортом энергоносителей, которые составляют больше половины бюджета страны. Но это никоим образом не мешает Азербайджану развивать экономические взаимосвязи и увеличивать товарооборот с другими странами, в том числе путём сближения с ЕАЭС. На сегодняшний день перед Азербайджаном стоит одна из главных задач – диверсификация экономики страны в целях уменьшения её зависимости от нефтегазового сектора. Азербайджану немаловажно иметь больше доступа на внешние рынки, при развитии промышленности и увеличении экспорта отечественного производства. Баку объективно заинтересован в возникновении новых сфер производства и наличии в будущем рынков сбыта своей продукции. Ход событий прогнозируется исходя из заявления на прошедшем 12 апреля в Баку IV Caspian Energy Forum Baku-2017 заместителя министра экономики Азербайджана Сахиля Бабаева: «в первом квартале 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число предпринимателей, занимающихся экспортом продукции за рубеж, увеличилось на 20%.»[[4]]. Справедливо полагать, что сближение с ЕАЭС на данном этапе является ожидаемой и вполне рентабельной для экономики страны процедурой, от которой Азербайджанская республика в дальнейшем увеличит экспорт своей продукции, получит сниженные тарифные ставки на импорт продукции от членов Союза, улучшит качество отечественной промышленности за счёт конкуренции и обновления технологий по более высоким требованиям, а также существенно расширит свой несырьевой сектор экономики. В ближайшее время не следует ожидать от азербайджанского руководства конкретных шагов на вступление в ЕАЭС. Но, тем не менее, сближение с экономическим блоком и улучшение взаимосвязей вполне может случиться и пойти на пользу всем сторонам возможного соглашения. Прежде всего, Азербайджан может восполнить пробел в совместных проектах со странами постсоветского пространства, которые в октябре 2011 подписали и в большинстве своём ратифицировали новый договор «О зоне свободной торговли государств-участников Содружества Независимых Государств»[[5]]. Данное соглашение призвано упростить и упрочить торгово-экономические взаимосвязи между этими странами и свести многочисленные двусторонние договорённости к единому договору, ключевой основой которого является установление определённого уровня экспортных пошлин, а впоследствии и вовсе их поэтапная отмена.
Таким образом, на сегодняшний день, с учётом всех внешнеполитических факторов, путь к сближению Азербайджанской Республики с ЕАЭС лежит через примыкание республики к ЗСТ СНГ. Присоединение к данному договору и его обязательная ратификация станет первым существенным шагом на пути сближения Азербайджана с ЕАЭС в рамках как общего соглашения, куда входят государства-члены евразийского блока, так и в двустороннем формате взаимодействия Баку с Москвой, Астаной, Минском и Бишкеком. Всё это позволит создать новый плацдарм взаимоотношений, с которого в последующем будут осуществляться дальнейшие переговоры в этом направлении.

[1]. Азербайджан не исключает возможности вступления в ЕАЭС // РИА Новости. – 2015. – 1 октября. – URL: https://ria.ru/world/20151001/1294261616.html (дата обращения 03.04.2017).
[2]. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014 г. (в ред. от 08.05.2015 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014; Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 38, ст. 5214.
[3]. Ильхам Алиев: разумный компромисс по Карабаху возможен (интервью) // Sputnik Азербайджан. – 2016. – 18 октября. – URL: https://ru.sputnik.az/azerbaijan/20161018/407394850/prezident-aliev-karabah-kompromiss-vozmozhen.html (дата обращения 03.04.2017).
[4]. Минэкономики: В Азербайджане увеличились число предпринимателей-экспортеров // 1news.az. – 2017. – 12 апреля. – URL: http://www.1news.az/economy/20170412044945463.html (дата обращения 13.04.2017).
[5]. Договор о зоне свободной торговли подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 г. // Собрание законодательства РФ. – 2012. – N 40, ст. 5340.
(Данная статья была подготовлена для сайта http://eurasianinfoleague.com)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся