Блог Мамеда Мустафаева

Правовые основы конституционного статуса Нахичеванской Автономной Республики

29 Августа 2016
Распечатать

История Нахичевани уходит далеко в древность, но наиболее важные моменты, связанные с этой областью и являющиеся актуальными в наше время, охарактеризованы историческими событиями двух последних столетий. В частности, это образование на этой территории Нахичеванского ханства и впоследствии его присоединение к Российской империи по Туркманчайскому договору [1], а также дальнейшая судьба региона и возникновение различных споров в связи с нестабильностью положения в нём.

Сегодня конституционно-правовой статус Нахичевани устанавливается Основным законом Азербайджанской Республики от 12.11.1995 г. [2], в котором содержится Глава VIII «Нахичеванская Автономная Республика». В соответствии со ст. 134 Конституции Азербайджанской Республики Нахичевань наделена статусом Автономной Республики, определяется автономным государством в составе Азербайджана и признана его неотъемлемой составной частью.          Кроме того, в Конституции самой Нахичеванской Автономной Республики от 28.12.1998 г. [3] в дополнение к приведённым выше гарантиям конституционно-правового статуса содержатся ссылки на два исторических международно-правовых документа. Речь идёт о Московском [4] и Карсском договорах 1921 года [5], в соответствии с которыми Нахичеванская область образует автономную территорию под покровительством Азербайджана. Так в Преамбуле Конституции Нахичеванской Автономной Республики указанные договоры упоминаются в качестве действующих, и отмечается их роль в заложении основ автономии. Из ч. II ст. 1 Основного закона Нахичеванской Автономной Республики следует, что её статус помимо Конституции Азербайджана определяют также два отмеченных выше договора.

По прошествии нескольких десятков лет со дня заключения данных международных договоров, в связи с неоднократным изменением конституционно-правового статуса сторон этих договоров и со сменой обстановки региона в целом возникает очень много споров и дискуссий по поводу утраты или сохранения силы Московского и Карсского договоров и, соответственно, конституционно-правового статуса Нахичевани. Подобные споры могут повлиять негативным образом в сторону большей дестабилизации закавказского региона.

Что касается российско-турецких отношений, то последним международно-правовым документом, вдохнувшим жизнь в наследие ранее заключённых договоров, стала Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между РФ и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства 2009 года [6]. В документе говорится только о Московском договоре 1921 г. – он позиционируется в качестве действующего и отражающего дух взаимной дружбы и солидарности. Карсский договор не имеет подобного упоминания в ныне существующих современных международных договорах.

В одно время с Московским и Карсским договорами РСФСР заключила договор с Персией [7]. Дальнейшее развитие отношений между двумя странами привело к заключению договора о торговле и мореплавании между СССР и Ираном в 1940 году [8]. Действие указанных соглашений было подтверждено Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном от 12.04.2001 г. [9] в части, регулирующей деятельность на Каспийском море. Ссылка на договоры 1921 и 1940 гг. как на действующие содержится также в Совместном заявлении Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море 2001 года [10]. В Декларации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море 2000 г. [11] отмечено, что до заключения между всеми прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря продолжают действовать содержащиеся в договорах 1921 и 1940 гг. режимы свободы судоходства, свободы рыболовства, запрет на плавание судов под флагами неприкаспийских стран.

Таким образом, в отличие от Московского договора с Турцией Московский договор с Ираном 1921 г. нашёл более серьёзную многостороннюю поддержку и согласие ряда государств на признание его юридической силы.

Возвращаясь к статусу Нахичеванской Автономной Республики, отметим, что судьба этой области в советский период регулировалась непосредственно конституциями СССР 1936 [12] и 1977 гг. [13] и Азербайджанской ССР 1937 [14] и 1978 годов [15]. Нахичевань на правах автономной советской социалистической республики входила в состав Азербайджанской ССР и признавалась её неотъемлемой частью. После развала Советского Союза и с последующими изменениями в отношениях бывших социалистических республик стал вопрос о пересмотре отношений между странами, входившими в Союз, и сохранении стабильности на всей территории исчезнувшего СССР. Для этого потребовалось заключение нового договора международно-правового характера. В частности, речь идёт об Алма-Атинской Декларации, подписанной 8 декабря 1991 г. [16] рядом независимых государств по собственному волеизъявлению, а также среди которых имели место быть страны участницы подписания Московского и Карсского международных договоров. В Декларации говорится, что страны, принимающие и подписывающие данное соглашение, обязываются «признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ». На тот 1991 год Нахичеванская Автономная Республика находилась в составе Азербайджана, где продолжает оставаться по сей день.

В ст. 151 Основного закона Азербайджанской Республики говорится следующее: «Юридическая сила международных актов при возникновении противоречия между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путём референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры». Иными словами Конституция Азербайджанской Республики установила абсолютный приоритет собственных (конституционных) норм над актами международного права. Именно поэтому все возникшие споры и дискуссии не имеют законных оснований опровергать и подвергать сомнению действующий конституционно-правовой статус Нахичеванской Автономной Республики, чьи правовые основы являются законным гарантом её современного существования в составе Азербайджанской Республики.

Таким образом, в настоящее время основными документами, устанавливающими конституционно-правовой статус Нахичеванской Автономной Республики, являются действующие Конституции Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республики, а также Алма-Атинская Декларация. Московский и Карсский договоры можно отнести к историческим документам, их можно считать актами приёма-передачи суверенитета над Нахичеванью Азербайджану. Позднее, как было показано выше, правовые основы принадлежности области Азербайджанской Республике были изменены.

Источники:

1.             Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном от 10(22).02.1828 г. // Под стягом России: Сборник архивных документов.– М.: Русская книга, 1992.– С. 314-324.

2.             Конституция Азербайджанской Республики принята путём всенародного голосования-референдума 12.11.1995 г. (в ред. от 30.03.2009 г.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. – 1997. – № 1; Газета «Азербайджан». – 2009. – 31 марта.

3.             Конституция Нахичеванской Автономной Республики от 29.12.1998 г. (в ред. закона Азербайджанской Республики от 15.11.2011 г. №227-IVKQD) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. – 1999. – №1, ст.11-12; Республика. – 2011. – 20 декабря.

4.             Договор о дружбе и братстве между Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительством Великого национального собрания Турции от 16.03.1921 г. // Собрание узаконений РСФСР. – 1921. – № 73, ст. 598.

5.             Договор о дружбе между Социалистической Советской Республикой Армении, Азербайджанской Социалистической Советской Республикой и Социалистической Советской Республикой Грузии, с одной стороны, и Турецкой Республикой, с другой стороны, заключенный при участии Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Вместе с «Территорией Нахичевани») подписан в г. Карсе 13.10.1921 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. I - II. Изд. третье. – М.: Издание Народного Комиссариата по иностранным делам, 1935. – С. 166 - 175.

6.             Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства принята в г. Москве 13.02.2009 г. // СПС Консультант Плюс (дата обращения 12.11.2015).

7.             Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией подписан в г. Москве 26.02.1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. – 1921. – N 73, ст. 597.

8.             Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном подписан в г. Тегеране 25.03.1940 г. // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 года). Т. 1. – М.: Экономика, 1977. – С. 301 - 313.

9.             Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран подписан в г. Москве 12.03.2001 г. // Собрание законодательства РФ. –2002. – N 21, ст. 1921.

10.          Совместное заявление Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море подписано в г. Баку 09.01.2001 г. // Дипломатический вестник. – 2001. – N 2.

11.          Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море принята в г. Астане 09.10.2000 г. // Дипломатический вестник. – 2000. – N 11.

12.          Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. – 1936.– N 283.

13.          Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята Верховным Советом СССР 07.10.1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1977. – N 41, ст. 617.

14.          Конституция (Основной закон) Азербайджанской ССР утв. Чрезвычайным IX Всеазербайджанским Съездом Советов 14.03.1937 г. // Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) Союзных Советских Социалистических Республик. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1951. – С. 209–242.

15.          Конституция (Основной закон) Азербайджанской ССР принята Верховным Советом Аз.ССР 21.04.1978 г. // Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные законы) Союзных Советских Социалистических Республик. Известия Советов народных депутатов СССР. – М: Известия Советов народных депутатов СССР, 1985. – С. 333–383.

16.          Алма-Атинская декларация от 21.12.1991 г. // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. – 2002. – N 10, ст. 65.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся