Блог Мамеда Мустафаева

О некоторых аспектах конституционных преобразований в Азербайджанской Республике

12 Октября 2016
Распечатать

О некоторых аспектах конституционных преобразований в Азербайджанской Республике.

 

26 сентября этого года в Азербайджанской республике по инициативе властей был проведён народный референдум, результаты которого Президентом были оценены весьма положительно[1]. Ильхам Алиев 18 июля в соответствии со ст. 153 Основного Закона Азербайджанской Республики[2] направил в Конституционный суд страны проект по внесению поправок в Конституцию Азербайджанской Республики[3], а 26 июля проект конституционных преобразований был вынесен на референдум[4]. Данный проект предполагает преобразование и усовершенствование разного рода статей конституции как с улучшением их формулировки, так и с новыми вариантами обновления. Также стоит уделить внимание определённым изменениям, направленным, прежде всего, на укрепление положения Президента и его возможностей, а именно увеличение срока его полномочий на данном посту, ликвидация возрастных ограничений для избрания на эту должность, роспуск Милли меджлиса и снижение возрастного ценза избираемых в парламент страны с 25 лет до 18 лет. Но помимо прочих изменений Президент отметил в проекте создание новых элементов в системе органов государственной власти, таких как институт вице-президентства. Данная должность представляет собой во властной иерархии значимую роль в обеспечении безопасности и предотвращении негативных событий в случае невозможности осуществления Президентом страны его непосредственных полномочий. Если Президент по тем или иным причинам не в силах осуществлять свою деятельность в лице главы государства это место временно предназначается вице-президенту до выбора нового легитимного Президента посредством законных выборов, которые также в свою очередь по новой вариации конституции предполагают уменьшение сроков проведения с 3 месяцев до 60 дней. В дополнение, предусматривая ситуацию, когда по каким-либо причинам и вице-президент страны не сможет исполнять обязанности Президента, в проекте оговаривается, что в данном случае должность главы государства займёт премьер-министр, далее в подобных случаях будет предусмотрен председатель Милли меджлиса, и далее другое должностное лицо. Таким образом, предполагается укрепление стабильности и противодействия неблагоприятным последствиям, которые могут возникнуть в отсутствие Президента.

 

Предстоящие конституционные реформы взбудоражили азербайджанскую общественность и вызвали в различных кругах населения противоположные мнения по этому поводу. Очевидно, что оппозиция отреагировала резко отрицательно, заявляя, что грядущие изменения являются далеко не первыми и, что основной закон государства при правлении нынешнего Президента Ильхама Алиева довольно часто стал подвергаться выгодным для действующей власти изменениям. В частности бытует мнение, что Президент через проведение данных реформ пытается удержать всю полноту имеющейся власти в руках своей семьи и в будущем. Но такие заявления как минимум безосновательны и как максимум являются противоречащими реальности, которая существует в Азербайджанской республике на сегодняшний день. По существу намеченные изменения конституции никоим образом не противоречат каким-либо международным стандартам и проводятся в полном соответствии с международно-правовыми нормами. Предстоящий референдум выражается в осуществлении народом Азербайджанской республики данных ему действующей конституцией прав на определение своей судьбы,  посредством законного и независимого выбора. Подобные преобразования в стране имели место в 2002 и в 2009 годах, охарактеризованные усовершенствованием действующей политической системы в республике, с целью дальнейшего развития государства. Ссылки на статистические данные в 2004–2011-х годах[5][6] демонстрируют рост ВВП Азербайджана в среднем на 14%, в том числе доля нефтяного сектора в ВВП увеличилась на 9%. В этот же промежуток времени ВВП на душу населения в стране вырос в 5 раз, доля частного сектора в ВВП – до 81,7%. Соотношение иностранного долга и ВВП снизилось с 17% 2003-го года до нынешних 7%. Стратегические валютные запасы превысили сумму в 40 миллиардов долларов США, что в 8 раз больше иностранного долга. В этот период вкладываемые в Азербайджан инвестиции выросли в 2,4 раза, 1,5% из которых являются иностранными инвестициями, а 5,5% – внутренними. В тот период доходы бюджета в среднем ежегодно росли на 24%, на данный момент бюджетный дефицит составляет менее 1%.  Таким образом, наблюдается ускоренное развитие во всех сферах жизнедеятельности страны. И можно с уверенностью сказать, что проводимые нынешним руководством страны конституционные реформы не привели ни к каким негативным последствиям, а наоборот способствовали развитию государства как в экономическом, так и в социально-культурном плане. Закрепление и усиление власти позволит более эффективно проводить нынешний внутренний и внешний политический курс. Кроме того при данной реформированной политической системе и укрепившейся политической власти, глава государства при имеющемся теперь объёме своих полномочий имеет больше возможностей осуществлять и дальше тот курс, который был заложен ещё несколько лет назад и, который успешно проводился и по сей день. Следовательно, преобразования посредством воли самого народа Азербайджанской республики только мотивируют и способствуют дальнейшему прогрессу страны при её нынешнем дальновидном и грамотном руководстве.

 

Таким образом реформы направлены, прежде всего, на закрепление той политической, экономической и социальной обстановки в стране, которая существует на данный момент и вполне устраивает большую часть населения. Такая положительная оценка  охарактеризована стабильностью, обеспечивающейся действующим правительством государства и в первую очередь самим Президентом. Ильхам Алиев, находящийся на посту вот уже более 10 лет, демонстрирует отличные показатели проделанной им работы экономического роста, развития военно-промышленного сектора, нефтяной индустрии, культурной сферы жизнедеятельности граждан и успешно проводимой социальной политики.

 

Особый интерес в перечне поправок в предложенном проекте Президента вызывает институт вице-президентства, который привлекает всё больше внимания экспертов как некая новелла в азербайджанской политической системе. Нельзя пока с достоверностью со всей полнотой говорить, какой компетенцией будут располагать и какую конкретно деятельность производить ответственные на этой должности лица. Возможно, этот пост представится какому-либо высшему военному чину или же вовсе в целях централизации это место займёт глава Нахичеванской Автономной Республики. Если же идти еще дальше и учитывать дальновидную и поэтапную политику нынешнего руководства Азербайджанской Республики, то можно  рассматривать в этой национальной идее решение ключевых и давно назревших проблем государства. Такие проблемы в первую очередь сопряжены с внешней политикой страны и теми трудностями, которые имеют первостепенное значение в их урегулировании. Прежде всего, это давно наболевшая проблема Нагорно-Карабахского сепаратизма, мирные переговоры по которой, посредством держав сопредседателей ОБСЕ вот уже два десятилетие не приводят к реальным продвижениям в этом вопросе. Но никакие международные посредники не в силах разрешить проблему двух народов, пока эти народы сами не проявят желания придти к общему знаменателю и приложить все усилия для её решения. Напрашивается вывод, что оба государства должны, прежде всего, сами двигаться на встречу друг другу и искать разумный и адекватный компромисс.

 

Частично с азербайджанской стороны поиск такого компромисса, возможно, заложен в предстоящих преобразованиях национального законодательства. Вполне может быть, что именно в этих изменениях и лежит ключ к подходам Баку по дальнейшему урегулированию данного конфликта. Речь идёт об институте вице-президентства, который в случае проявления себя эффективным инструментом государственной системы уже в будущем может быть подвергнут прогрессивным изменениям. Можно допустить, что должность вице-президента займёт человек из Нагорно-Карабахской республики/области. В дальнейшем садясь за стол переговоров, лидер Азербайджанской Республики мог бы использовать это в качестве козыря для компромиссного решения по формуле: предложение НКР вернуться де-факто под юрисдикцию Азербайджана равно и сопряжено с предложением должности вице-президента главе Нагорно-Карабахской Республики. Проект конституционных изменений гарантирует лицам, замещающим должности вице-президентов неприкосновенность. Такой вариант, возможно, и не имеет аналогов в мире.

 

Ситуация вокруг Нагорно-Карабахской проблемы пустила глубокие корни и с каждым годом всё больше осложняется. Упомянутый выше вариант решения конфликта никак не предполагает федерализацию страны, но подразумевает консолидацию всех противоборствующих сил для достижения взаимного согласия и восстановления нарушенных прав и свобод всех народов, фактически проживающих в пределах общепризнанных границ Азербайджанской Республики. Это позволит включить политическую элиту НКР в команду Президента Азербайджана, и вместе с тем все насущные вопросы по развитию этой области соответственно станут первоочередными, государственными. Нагорный Карабах при столь невыгодном и нестабильном в настоящий момент положении может превратиться в процветающий и развитый край, каким, к примеру, является тот же Нахичевань, входящий в состав Азербайджанской Республики на правах достаточно широкой автономии.  Примером может также послужить и Российская Федерация, в которой помимо основного Президента существует Президент Республики Татарстан, уже не одно столетие являющийся неотъемлемой частью России. Данный пример показывает, что в определённых случаях правильное конституционно-правовое закрепление государственного устройства с адекватным отражением статусов всех субъектов, образующих государство, может решить те или иные остро стоящие проблемы довольно грамотным путём.

 

Сосуществование двух народов, как это было возможно еще 25 лет назад, и в сегодняшних условиях носит вполне приемлемый и реальный характер. Лишь военно-политическая обстановка в данном регионе не даёт покоя для принятия разумного и адекватного решения конфликта двух противоборствующих народов. Дальнейшая заморозка конфликта сулит этим народам вечную ненависть и вражду по отношению друг к другу. Так, ссылаясь на опыт прожитых лет можно сказать одно, что отношения азербайджанского и армянского народов за пределами очага конфликта носят порой тёплый, а местами деловой и вовсе дружественный характер. Известный факт, что в той же соседней Российской Федерации проживает большое количество представителей двух представленных национальностей, во взаимоотношениях которых взаимоуважение играет не последнюю роль. Другим примером может послужить соседний Иран, который остаётся единственным граничащим с Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой государством, не закрывшим границу. Север же Ирана в основном населяют этнические тюрки-азербайджанцы, точно такие же, что живут и в Азербайджанской Республике. Иранские азербайджанцы по своему статусу, являясь подданными Исламской Республики, не имеют каких-либо запретов на въезд и выезд в отношении Армении и Нагорного Карабаха, а, значит, вступают в контакт с местным армянским населением, ведут дела, производят разного рода коммерческие операции и просто поддерживают отношения. Таким образом, из указанного выше становится ясно, что два народа имеют довольно хороший опыт и определённый потенциал на сосуществование, находясь рядом, друг с другом в одном независимом государстве. Следовательно, под эгидой одного Президента два его заместителя, являющиеся по совместительству главами автономий Нахичевани и Нагорного Карабаха, могли бы создать основное политическое ядро страны, а также служить гарантией справедливости и мира как для Азербайджана, объединённого в рамках законных и общепризнанных границ, так и для всего Закавказского региона в целом.

 

Такой выход из весьма трудной и затянувшейся ситуации представляется вполне разумным и в какой-то степени адекватным решением сложившейся обстановки вокруг Нагорно-Карабахского конфликта. Институт вице-президентства обладает, на наш взгляд, несомненным потенциалом урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы при обязательном дальнейшем развитии законодательной базы Азербайджанской Республики.

 

Источники и литература:

 

1.      Вступительная речь Ильхама Алиева на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития девяти месяцев 2016 года и предстоящим задачам от 07.10.2016 г. // Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт. URL: http://ru.president.az/articles/21326 (дата обращения 08.10.2016).

 

2.      Конституция Азербайджанской Республики принята путём всенародного голосования-референдума 12.11.1995 г. (в ред. от 30.03.2009 г.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. – 1997. – № 1; Газета «Азербайджан». – 2009. – 31 марта.

 

3.      Проект Акта референдума Азербайджанской Республики «О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики» // Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт. URL: http://ru.president.az/articles/20704 (дата обращения 08.08.2016).

 

4.      Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 26.07.2016 г. «О проведении всенародного голосования (референдума) в целях внесения изменений в Конституцию Азербайджанской Республики» // Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт. URL: http://ru.president.az/articles/20703 (дата обращения 08.08.2016).

 

5.      Экономические реформы и ускоренное развитие // Азербайджан. Информационный портал. URL: http://www.azerbaijans.com/content_1600_ru.html (дата обращения 08.10.2016).

 

6.      Обзор экономики Азербайджанской Республики // Азербайджан. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/az/about_az/eco_az/ (дата обращения 08.10.2016).

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся