Блог Ильи Позднякова

Датская мечта о равенстве: современные реалии

15 Марта 2018
Распечатать

Дания всегда считалась страной всеобщего благосостояния и равенства. Но сумела ли страна на протяжении многих лет сохранить этот статус? Обладают ли граждане по-прежнему высоким уровнем социальной защищенности? Существует ли в стране неравенство доходов? Эти вопросы приобретают все большую актуальность в последние годы.

Еще датский философ Н.Ф.С. Грунтвиг в свое время заложил основной принцип функционирования датского общества: «мало богатых, а бедных — еще меньше» (few have too much and fewer too little). Среди развитых стран Дания по-прежнему является одним из лидеров[i] по уровню равенства доходов населения и экономической мобильности. Граждане пользуются широким спектром бесплатных социальных услуг, среди которых бесплатное образование и здравоохранение. Кроме того, по индексу счастья страна традиционно занимает высокие позиции. [1]

pozddat.jpg

Однако ценой таких преимуществ является высокий уровень налогов. В Дании объем налоговых сборов составляет до 50% размера экономики. Налог для лиц с высоким уровнем дохода достигает отметки в 56%. Тем не менее, датчане сталкиваются с теми же проблемами, что и другие страны, основная из которых — рост неравенства доходов, несмотря на, казалось бы, эффективный инструмент перераспределения доходов через налоговую систему. Богатые граждане становятся еще богаче, а количество бедных с каждым годом растет. Средний класс сужается, рабочие места в сфере производства сокращаются. [2]

Правительство в определенной мере способствует этому процессу, постепенно снижая налоговые ставки для граждан с высоким уровнем дохода и сужая перечень доступных бесплатных социальных услуг.

Для сравнения: доходы 10% самых богатых граждан за с 2010 по 2016 год увеличились на 75%, среднего класса — на 60%, а 10% наименее обеспеченных граждан — на 40%.[ii]

pozddat1.jpg

Рис. 1. Динамика показателей неравенства доходов населения, 1987-2016

Источник: Danmark Statistics Bureau. URL: https://www.statbank.dk

Динамика основных показателей, используемых для оценки уровня неравенства доходов в стране, коэффициента Джини и индекса Гувера, наблюдается как до уплаты налогов, так и после (располагаемый доход). При этом, в 2006 г. после первой налоговой реформы[iii], основной целью которой было снижение налогового бремени для рабочего класса, разрыв между коэффициентом Джини до и после уплаты налогов снизился. [3, с. 7-12]

В 2010 г. была проведена вторая реформа, и разрыв снова увеличился. Поэтому, несмотря на то что через налоговую систему выравнивание располагаемого дохода происходит достаточно эффективно, наблюдается определенная динамика по «уравнительному эффекту», причем не в лучшую сторону. [4]

Такой рост неравенства можно объяснить меняющейся структурой населения (пол, возраст, занятость). Это означает, что рост неравенства происходит именно между различными социальными группами (например, безработная молодежь и профессионалы в возрасте от 25 до 64 лет). [3]

Однако если с помощью индекса Тейла, который оценивает неравенство среди различных социальных групп, провести анализ структуры населения, то можно заметить, что динамика внутри групп имеет более повышательную тенденцию. Т.е. рост неравенства происходит именно внутри социальных групп. [3]

Теряют свою силу и профсоюзы, главной целью которых является обеспечение социальной защищенности работников на рынке труда.

pozddat2.jpg

Рис. 2. Динамика членства в основных профсоюзах Дании

Источник: Danmarks Statistics Bureau. URL: https://www.statbank.dk

Анализируя динамику членства в главных профсоюзах Дании, отметим, что число их членов с каждым годом падает, а число работников, не входящих в профсоюзы, растет. Это говорит о снижающемся уровне доверия к профсоюзам как к регуляторам рынка рабочей силы. Они уже не являются главными игроками на рынке труда и не обладают большими полномочиями по контролю над уровнем заработной платы. Тем не менее, по сравнению с остальными европейскими странами, членство в профсоюзах по-прежнему высокое.

Еще одна тревожная тенденция — рост числа бедных. По данным Евростата, уровень бедности практически удвоился с 2,0% в 2008 г. до 3,7% в 2015 г. Число граждан, находящихся на границе «социальной эксклюзии и бедности» выросло за этот же период с 16,3% до 17,7%.

На данный момент, это самый высокий показатель в Северной Европе по сравнению с Норвегией — 15%, Швецией — 16%, Финляндией — 16,8%, Исландией — 13,0%.[iv]

Причем тенденция такова, что прирост числа бедных в основном сосредоточен в столичном регионе и окрестностях, где уровень жизни традиционно отличается высокими стандартами.

Интересно заметить, что число бедных росло в то же время, когда уровень занятости в стране был стабильно высокий, и это не может не вызывать беспокойство. В последнее время период выплаты социальных пособий по безработице постепенно сокращается. Если же уровень безработицы будет расти, это лишь усилит эффект и приведет к тому, что больше людей окажутся за чертой бедности.

В чем же причина таких тенденций?

Эксперты Орхусского университета связывают это с ростом числа граждан, получивших высшее образование (бакалавриат и магистратура). Это приводит к тому, что показатель влияния дополнительного уровня образования на уровень дохода сильно возрос за последнее время. Особенно сильный эффект наблюдается среди женщин. В то же время, наличие опыта уже не имеет такого сильного влияния на рост уровня заработной платы. [3]

Еще одной причиной является меняющаяся модель создания семьи. В последние годы наблюдается следующая тенденция: мужчины с высоким уровнем дохода с большей вероятностью создают семью с женщинами с высоким уровнем дохода. Это прямым образом влияет на располагаемый домохозяйствами доход, и приводит к росту неравенства. [3]

В последние годы в СМИ все чаще звучит идея о том[v], что низкие ставки центрального банка Дании и рост доходов от финансовых активов в большой степени способствуют росту неравенства. Граждане, обладающие финансовыми активами, имеют больший располагаемый доход, и для них, по сути, создаются все условия для этого.

Причин может быть множество, но факт роста неравенства в стране налицо. Бесспорно, изменения еще не настолько кардинальные, но экономика уже подает тревожные сигналы.

Правительству стоит обратить особое внимание на текущие социальные изменения. В противном случае, это может привести к провалу датской мечты о всеобщем равенстве и росту социальной напряженности в обществе.

Помимо негативных социальных последствий неравенства, имеются последствия непосредственно для экономики страны. Уровень потребления людей с низким уровнем дохода будет меньше, что приведет к снижению совокупного спроса в стране. Еще одним результатом может стать падение уровня сбережений стране, что напрямую может привести к снижению инвестиционной активности.

Как следствие, растущий уровень неравенства в Дании может сказаться на глобальной конкурентоспособности страны. Постепенное размывание среднего класса, который считается основой стабильности и экономического развития страны, может привести к потере Данией позиции одной из лидирующих экономик мира.

Сравним показатель неравенства в Дании с показателями ее ближайшими соседями (Норвегией и Швецией), которые так же являются представителями скандинавской модели экономики. В 2004 году среди трех стран в Дании наблюдался самый низкий коэффициент Джини (самый низкий уровень неравенства доходов) — 24,9. В 2014 году ситуация изменилась: показатель Дании в этом году был самый высокий — 28,5.

pozddat3.jpg

Рис. 3. Динамика коэффциент Джини, 2004-2014.

Источник: World Bank

Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что проблема роста неравенства в Дании в последние годы приобретает все большую актуальность. Среди скандинавских стран Дания уже «лидирует» по показателям неравенства, хотя десять лет назад ситуация была противоположной. Проблема имеет целый спектр негативных социально-экономических последствий для страны, что в долгосрочной перспективе может привести к падению конкурентоспособности Дании в мировой экономике.

Возможным решением представляется корректировка налоговой политики в стране, т.к. очевидно, что налоговое бремя корпораций и богатых слоев населения в последние годы снижается, в то время как налог для слоев с меньшими доходами остается относительно стабильным. Кроме того, важно обратить внимание на систему выплаты социальных пособий. Под давлением общественного мнения такие пособия в последнее время снижаются, и зачастую такое решение неоправданно. Для решения проблемы социальной эксклюзии важно предлагать более широкие программы переквалификации и профессиональной переподготовки.

Нельзя поспорить с тем, что скандинавская модель по-прежнему функционирует и обеспечивает странам Северной Европы высокий уровень социально-экономического развития. Однако если решению проблемы растущего уровня неравенства не будет уделено должное внимание, то это явление может поставить под вопрос саму идею всеобщего благосостояния.


Список использованных источников

1. World Happinness Report 2017. URL: http://worldhappiness.report/ed/2017/

2. Arbejdsbevægelsens Erhvervsråd. Fattigdom I Danmark. URL: https://www.ae.dk/sites/www.ae.dk/files/dokumenter/analyse/ae_flere-fattige-og-udsigt-til-stor-stigning.pdf

3. Sources and impact of rising inequality in Denmark. Ioana Neamtu and Niels Westergaard-Nielsen. URL: https://www.cbs.dk/files/cbs.dk/new_papers_4.pdf

4. Tax Policy Reforms in Denmark. OECD. URL: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/37154664.pdf?TSPD_101_R0=4a3d5b642f3aa74e14d2e5c581cf47d0kpU000000000000000021fcfbd5ffff00000000000000000000000000005a95b42d005bee23fc

5. Inequality index: where are the world's most unequal countries? The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/inequality/datablog/2017/apr/26/inequality-index-where-are-the-worlds-most-unequal-countries

6. Consequences of Rising Income Inequality. Kevin J. Lansing, Agnieszka Markiewicz. URL: https://www.frbsf.org/economic-research/files/el2016-31.pdf






[ii] Danmark Statistics Bureau. Equalised Disposable Income. URL: https://www.statbank.dk/statbank5a/default.asp?w=1280


[iii] Подробнее о налоговых реформах в Дании см. в докладе “Tax Policy Reforms in Denmark” OECD: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/37154664.pdf?TSPD_101_R0=4a3d5b642f3aa74e14d2e5c581cf47d0kpU000000000000000021fcfbd5ffff00000000000000000000000000005a95b42d005bee23fc



[v] Inequality is rising in Denmark, and negative interest rates are to blame — Quar. URL: https://qz.com/809970/inequality-is-rising-in-denmark-and-negative-interest-rates-are-to-blame/


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся