Блог Евгении Налимовой

Треугольник Москва – Дели – Тегеран: миф или реальность?

28 апреля 2018
Распечатать

В последнее время отмечается активное двустороннее взаимодействие России, Индии и Ирана в стратегических областях, что подтверждают прошедшие в 2017 г. российско-индийский и российско-иранский саммиты и иранско-индийский саммит 2018 г. По итогам встреч на высшем уровне главы трех государств подтвердили намерение расширить сотрудничество, что дает основание предполагать о потенциальном создании российско-индийско-иранского стратегического треугольника.

tre.jpg

Факторы формирования треугольника Москва – Дели – Тегеран

Индия представляет собой государство с древнейшей культурой, активно развивающейся промышленностью, высочайшим уровнем развития технологий и огромным демографическим потенциалом и является де-факто ядерной державой. Она занимает третье место в мире по размеру своей экономики и за недавнее время превратилась из лидера движения неприсоединения в крупного регионального игрока.

Иран является одним из наиболее влиятельных государств Западной Азии в военно-политическом отношении, занимает важное геостратегические положение, имея доступ к открытым морям и располагаясь на перекрестке коммуникационных маршрутов с востока на запад и с севера на юг, обладает внушительным запасом природных ресурсов (10% мировых запасов нефти и 18,2% газа). Иран отличает жесткая оппозиция однополярному миру, западной глобализации и постмодернистской культуре.

Россия, в свою очередь, представляет собой крупнейшую евразийскую державу, расположенную в центральной части Евразийского континента, обладает огромной территорией, где находятся наиболее безопасные транспортные коридоры и богатейшие запасы природных ресурсов (30% мировых запасов угля, 40% нефти, 45% газа, самые крупные лесные массивы), и статусом ядерной державы. Также страну отличают традиции политической независимости и самобытная культура. Россия обладает потенциалом служить культурно-цивилизационным мостом между Востоком и Западом.

Среди предпосылок формирования российско-индийско-иранского стратегического треугольника можно выделить следующие. В первую очередь, огромную роль во взаимодействии трех евроазиатских государств играет геополитический фактор. Россия, Индия и Иран расположены в Евразии, в центре основных геополитических процессов и на ключевой территории для глобального доминирования.

Геополитически все три государства относятся к цивилизациям суши и объективно вынуждены противостоять экспансии морских держав, что можно наблюдать на примере борьбы России и Ирана с экспансией Атлантической цивилизации, проводимой под эгидой США.

Каждая из рассматриваемых стран является центром геополитических регионов в едином Евразийском регионе, центром самобытной культуры и цивилизаций и, соответственно, имеет в Евразии поле геополитического притяжения. Исторически между народами этих стран превалировали положительные отношения, что говорит об их положительной комплементарности.

Россия и Индия входят в такие важные региональные организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС. В 2015 г. Иран получил статус наблюдателя в БРИКС и в перспективе может стать полноправным членом ШОС.

Ввиду того, что все три страны уже имеют многовековой опыт сотрудничества в двустороннем формате, представляется целесообразным проанализировать взаимодействие стран в рамках осей, из которых впоследствии будет складываться стратегический треугольник.

Ось Москва – Тегеран

Россия и Иран представляют собой региональные державы со значительной (в случае России) и преобладающей (в случае Ирана) долей мусульманского населения, входят в число прикаспийских государств, поддерживают принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств и выступают против однополярности и участия внерегиональных игроков в конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Несмотря на соперничество в прошлом, в настоящее время Москва и Тегеран не представляют друг для друга угрозу и успешно сотрудничают по ряду направлений.

Сегодня российско-иранское взаимодействие охватывает такие сферы, как энергетика, нефте- и газоразведка, военно-техническое сотрудничество, железнодорожное строительство, электрификация и модернизация иранских железных дорог; сельское хозяйство, исследование космоса, культура и образование.

В частности, в настоящее время Россия и Иран сотрудничают в строительстве газопровода Иран – Индия – Пакистан, во введении в эксплуатацию международного транспортного коридора «Север – Юг», совместно финансируют иранский промышленный и горнодобывающий секторы, проводят исследования в области освоения ресурсов Каспийского моря.

Российский военно-промышленный комплекс является одним из главных бенефициаров российско-иранских связей. В настоящее время Россия поставляет в Иран зенитно-ракетные комплексы С-300, а в дальнейшем планируются поставки танков Т-90 и истребителей Су-30.

Тегеран и Москва имеют опыт эффективного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности в Афганистане, Центральной Азии, в Каспийском регионе, на Кавказе и Среднем Востоке. Так, посредничество России и Ирана помогло положить конец гражданской войне в Таджикистане в 1996 г. С этого же года Иран и Россия сотрудничали в борьбе с движением «Талибан» в Афганистане. В ходе сирийского конфликта скоординированные действия Тегерана и Москвы способствовали сохранению сирийской государственности и предупредить развитие событий по ливийскому сценарию.

Ось Москва – Дели

Россия и Индия имеют давнюю историю отношений, а с 2000 г. являются стратегическими партнерами. Между странами никогда не было конфликта интересов, что связано с отсутствием общей границы, схожими цивилизационными чертами, такими как многоконфессиональность и полиэтничность, исторически дружественным характером отношений, общими подходами к формированию глобальной архитектуры, основанной на принципах многополярности и сохранения культурно-цивилизационного многообразия.

Москва и Дели традиционно поддерживают друг друга на международной арене. Примером этого служит сохранение нейтралитета России в отношении индо-пакистанского конфликта и индийско-китайского соперничества, нейтралитет Индии по отношению к вводу советских войск в Афганистан и присоединению Крыма, её поддержка российских действий в Сирии. Практически во всех случаях Дели проявляют солидарность с Москвой во время голосования по резолюциям в ГА ООН. Индия и Россия едины в понимании необходимости участия развивающихся стран в решении глобальных экономических проблем.

За пределами международной политики основой индийско-российского партнерства служит взаимодействие в области энергетики и военно-техническое сотрудничество. Россия принимает участие в укреплении индийского оборонного потенциала, оснащая индийские вооруженные силы своей передовой боевой техникой и проводя с Индией ежегодные совместные военные учения «Индра».

В сфере энергетики страны активно сотрудничают в развитии мирного атома, в частности Россия реализует на территории Индии проекты по строительству АЭС («Куданкулам»). Также Москва участвует в масштабной газификации Индии: в 2012 г. ПАО «Газпром» и GAIL заключили контракт на ежегодную поставку в Индию СПГ в течение 20 лет.

Крупные проекты реализуются в также в машиностроении, химической и горнорудной промышленности, фармацевтике, медицине, в области нано- и биотехнологий.

Индийская общенациональная программа Make in India дает дополнительный импульс созданию совместных российско-индийских предприятий на территории Индии.

Двустороннее российско-индийское сотрудничество подкрепляется взаимодействием двух стран в форматах БРИКС, Россия – Индия – Китай и ШОС, «Группы двадцати», ООН. Обе страны участвуют в реализации проекта транспортного коридора Север – Юг.

Ось Дели – Тегеран

Ввиду исторического характера связей Индии и Ирана, географической близости, общности интересов и характера обстановки в регионах Южной, Центральной и Западной Азии, создающей угрозу безопасности для обеих стран, партнерство Индии и Ирана представляется естественным.

В настоящее время базой индийско-иранского сотрудничества выступают сферы безопасности, экономики, энергетики и инфраструктуры.

Активно развивается взаимодействие двух стран в области инфраструктуры: страны совместно реализуют проект Международного транспортного коридора «Север – Юг», участвуют в освоении иранского порта Чабахар и строительстве железнодорожной ветки Чабахар – Захедан (Иран) – Зарандж (Афганистан). Сегодня Иран и Индия обсуждают и другие проекты, в том числе строительство газопровода из Чабахара в Гуджарат, совместное участие в экономическом развитии Афганистана и добыче нефти на месторождении «Южный Парс» (Фарзад‑Б), строительство газопровода Иран – Туркменистан – Индия и Иран – Оман – Индия.

Сегодня Иран и Индия заинтересованы в расширении базы энергетического сотрудничества. Рассматривается вопрос возобновления участия Индии в проектах разработки иранских нефтегазовых месторождений.

В сфере безопасности Тегеран и Дели ищут пути взаимодействия для борьбы с террористической угрозой, исходящей в первую очередь от действующих с территории Афганистана террористов и от ИГ, а также с пиратством в зоне Индийского океана.

На международной арене, несмотря на давление на Тегеран со стороны Запада и введения в его отношении санкций, Индия поддерживает право Ирана на развития ядерной программы в мирных целях и заявляет о своей приверженности соблюдению всех заключенных соглашений. В рамках отказа от зависимости от иностранных валют Дели и Тегеран начали проводить расчеты в национальных валютах.

Сегодня страны взаимодействуют по линии двусторонних контактов и на международных площадках: Ассоциации стран бассейна Индийского океана, ГА ООН, «Группе 77», Движении неприсоединения. Возможное вступление Ирана в ШОС и БРИКС может способствовать дальнейшему укреплению индийско-иранского альянса.

Потенциал треугольника Москва – Дели – Тегеран

Анализ взаимодействия Индии, Ирана и России в рамках трех осей показал, что эти евразийские державы являются экономически и геополитически комплементарными и каждая из них обладает преимуществами, которыми могли бы воспользоваться другие члены треугольника.

Так, благодаря сотрудничеству с Индией, имеющей развитую систему технологических институтов, Россия и Иран могут устранить технологическое отставание в ряде областей. Тегерану сотрудничество с Дели может позволить решить вопрос с привлечением инвесторов в энергетику и инфраструктуру и обеспечить безопасность своих восточных и западных границ. Для России Индия может стать крупнейшим инвестором в экономику, главным рынком сбыта передовых вооружений, основным партнером в реализации стратегических проектов и союзником в борьбе с терроризмом и наркотрафиком.

Диалог с Ираном, граничащим с Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Турцией, Афганистаном и Пакистаном, представляется важным для России и Индии с точки зрения поддержания баланса сил и безопасности на Ближнем Востоке и в ЦАР, а также укрепления их позиций в этих регионах. Благодаря сотрудничеству с Ираном Россия сможет решить вопросы поиска рынка сбыта своей технологичной продукции военного и гражданского назначения и обеспечения безопасности на Кавказе. Дели партнерские отношения с Тегераном позволят обеспечивать свою энергетическую безопасность, получить доступ к торговым и транспортным путям в Центральной Азии и Афганистане, а также конкурировать с Китаем и создать в Западной Азии альтернативу оси Эр-Рияд – Исламабад с примыкающим к ней Пекином.

Россия, в свою очередь, способна удовлетворить потребность Индии и Ирана в военных и гражданских технологиях, содействовать укреплению их безопасности. В случае формирования стратегического треугольника Москва может стать связующим звеном и объединяющим центром для Дели и Тегерана. Её традиционные связи с Индией и стабильные связи с Ираном позволят регулировать контакты между этими двумя странами.

В качестве перспективных направлений трехстороннего сотрудничества можно выделить следующие.

Угрозы терроризма и наркотрафика, исходящие от Афганистана, диктуют России, Индии, и Ирану необходимость принимать участие в разрешении проблем безопасности этой страны. Россия и Иран уже имеют опыт успешного сотрудничества в борьбе с движением «Талибан», поэтому взаимодействие в решении афганской проблемы в рамках треугольника имеет большой потенциал. В качестве мер по укреплению безопасности, можно назвать проведение совместных разведывательных и антитеррористических операций, реализацию совместных программ по подготовке афганских солдат, укрепление координации деятельности спецслужб и правоохранительных структур, налаживание обмена разведданными, проведение совместных военных учений. Кроме того, представляется целесообразным реализовывать совместные инвестиционные проекты в Афганистане, поскольку инвестиции могут помочь обеспечить трудоустройство афганского населения и впоследствии устранить фактор экстремизма в этой стране.

Москва, Дели и Тегеран могут сотрудничать в Каспийском регионе. Иран и Россия являются прикаспийскими государствами, и ввиду того, что Индия в настоящее время заинтересована в углублении экономических связей со странами региона, сотрудничество в трехстороннем формате, например в форме реализации совместных проектов по добыче углеводородов, видится перспективным.

Потенциал имеет сотрудничество Москвы, Дели и Тегерана в Индо-Тихоокеанском регионе, включающем страны Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Азии. Поскольку для каждой из стран этого региона, в том числе для Индии, импорт энергоресурсов является условием поддержания необходимых темпов экономического развития, трехстороннее взаимодействие в этом пространстве имеет большой потенциал. Сотрудничество в трехстороннем формате на этом направлении может содействовать укреплению безопасности в этом регионе на фоне развернувшейся гонки вооружений между Китаем и Вашингтоном. Также треугольник может стать альтернативой альянсу США – Австралия – Индия – Япония, усиление которого может привести к окончательному переходу Дели в орбиту влияния США.

На Ближнем Востоке Россия, Иран и Индия могут участвовать в восстановлении Сирии. Усилиями Тегерана и Москвы удалось избежать уничтожения сирийской государственности, а Индия, продолжая сохранять нейтралитет, может присоединиться к альянсу и предоставить финансовую помощь для осуществления мер по реконструкции страны.

Целесообразной представляется активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках треугольника. В настоящее время объемы торговли и инвестиций не позволяют говорить о высоком уровне российско-индийского, российско-иранского и индийско-иранского взаимодействия в этой сфере. Торговля Индии и России с Ираном осложняется проблемами взаиморасчетов между контрагентами и плохо развитым транспортным сообщением, на российско-индийской торговле негативно сказываются отсутствие слабое транспортное сообщение, ограниченная номенклатура товаров в структуре товарооборота. В связи с этим такие шаги, как реализация новых совместных инфраструктурных проектов (например, строительство трансиранского судоходного канала), отказ от доллара и переход к клиринговым механизмам взаимных расчётов, создание таможенного союза, налаживание более тесных связей по линии финансовых и банковских учреждений, активное вовлечение деловых кругов трех стран в сотрудничество, переход от взаимодействия в формате «продавец-покупатель» к взаимодействию в совместной разработке, производстве и маркетинге высокотехнологичной продукции, могли бы вывести торгово-экономическое сотрудничество между тремя странами на новый уровень.

Обладая мощным кадровым, научным, технологическим и ресурсным потенциалом, Россия, Индия и Иран могут создать крупные совместные проекты в области добычи и переработки природных ресурсов, транспорта, освоения космоса, авиации, энергетики, машиностроения. Многообещающим представляется сотрудничество в области своп-поставок газа или СПГ, мирного атома, нефтехимии, медицины и фармацевтики, высоких технологий, в разработке ПО.

Другой перспективной областью взаимодействия в рамках треугольника являются инфраструктурные проекты. В настоящее время Россия, Индия и Иран участвуют в проекте МТК «Север – Юг». России его реализация позволит улучшить связи со странами Персидского залива и Южной Азии, а также обеспечить развитие транзитных евроазиатских перевозок по внутрироссийским транспортным коммуникациям. Индии запуск МТК «Север–Юг» предоставит преимущества в виде снижения цен и сроков поставок индийских товаров в Европу, увеличения конкурентоспособности индийских товаров, получения доступа к странам Центральной Азии и России в обход Пакистана, улучшения сообщения с Афганистаном, Ираном и Евразийским регионом и ослабления влияния китайско-пакистанского альянса в регионе.

Еще одним перспективным совместным инфраструктурным проектом является развитие иранского порта Чабахар. Строительство крупного промышленно-транспортного узла на юго-востоке Ирана позволит Тегерану увеличить объем и расширить возможности грузоперевозок через свою территорию. Индия уже инвестирует в развитие порта, и участие Москвы путем строительства железнодорожной ветки Чабахар – Захедан (Иран) – Зарандж (Афганистан) будет целесообразным, поскольку это позволит упростить сообщение между Россией, Афганистаном и Центральной Азией.

Перспективным видится развитие культурно-гуманитарного сотрудничества трех стран, представляющих три мировые цивилизации, диалог между которыми позволит укрепить доверие и улучшить образ каждого из государств. Так, Россия, Индия Иран могут совместно организовывать фестивали культуры, разрабатывать совместные программы по обмену студентами и преподавателями, проводить «ярмарки» вузов, организовывать совместные конференции и семинары с участием экспертов, подвигать преподавание русского, хинди и фарси, сотрудничать по линии СМИ.

В настоящее время действует трехсторонняя российско-индийско-иранская комиссия по таможенным вопросам, страны проводят трехсторонние экспертные консультации по вопросам безопасности и противодействия нетрадиционным угрозам, афганской проблематике, проблемам нераспространения. В частности, фонд «Русский мир» организует международные конференции в рамках инициированного им трёхстороннего диалога Россия – Индия – Иран.

Говоря о перспективах формирования стратегического треугольника, необходимо отметить ряд факторов, которые могут этому препятствовать. Так, на индийско-российских отношениях негативно сказываются имевшее место в прошлом недовольство Индии качеством российской военной техники и задержками в ее поставках, откладывание реализации проектов по совместному производству боевой техники, различие в подходах к движению «Талибан», а также недоверие, связанное с сотрудничеством России с Пакистаном в военной сфере и ее стратегическим партнерством с Пекином, и втягивание Дели в орбиту влияния США. Среди пробелов в российско-иранских отношениях можно выделить недостаточный уровень доверия между странами, связанный, в частности, с голосованием России за несколько резолюций Совета Безопасности ООН по введению санкций в отношении Ирана, внезапным отказом Тегерана в предоставлении авиабазы в Хамадане, опасениями России по поводу стремлений Тегерана к расширению своего идеологического и религиозного присутствия в районах с мусульманским населением, а также отсутствие общего стратегического видения путей решения региональных проблем (в частности, сирийского конфликта) и стратегического партнерства как такового. Наконец, стоит отметить в целом низкий уровень экономического взаимодействия между тремя странами, недостаточное число совместных проектов и площадок для проведения трехсторонних экспертных консультаций.

Однако комплекс противоречий между Россией, Индией и Ираном менее значим для каждой из стран по сравнению с объективной задачей плодотворного сотрудничества и согласованного контроля над евразийским пространством. Взаимодействие Москвы, Дели и Тегерана в рамках стратегического треугольника будет способствовать продвижению интересов друг друга на двустороннем, региональном и международном уровнях, реализации их политических и экономических инициатив, укреплению их позиций в международных структурах и на международной арене. Также стратегический треугольник Москва – Дели – Тегеран как объединение потенциалов трех разных цивилизаций потенциально может стать четвертой «самостоятельной» геополитической зоной в Евразии и альтернативным США и Китаю третьим полюсом, который позволит поддерживать многополярность и стабильность в мире. Однако для переведения планов по созданию такого объединения в практическую плоскость каждому из государств необходимо включить этот вопрос в повестку дня в рамках формирования своей внешнеполитической стратегии.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся