Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Евгений Русецкий: Процесс нормализации ситуации на Корейском полуострове. Чего ожидать после прошедших встреч лидеров Республики Корея, КНДР и США?

27 июня 2018
Распечатать
31 мая состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Пхеньян, в ходе которого он встретился со своим северокорейским коллегой Ли Ён Хо, а также был принят главой КНДР Ким Чен Ыном. Активизация диалога Россия — КНДР почти за две недели до саммита между лидерами Северной Кореи и США говорит о том, что Москва не хочет остаться в стороне от тех исторических событий, которые имеют место сегодня. В ходе встречи глава МИДа России указал на то, что Россия приветствует постепенную нормализацию обстановки, прекращение взаимных угроз, готовность к контактам как между КНДР и Республикой Корея, так и между КНДР и США. «Россия не считает себя вправе вмешиваться в переговорный процесс между США и КНДР, но будет готова выступать за конкретные договоренности по корейскому урегулированию, которые будут отвечать интересам всех вовлеченных сторон», - отметил Сергей Лавров. Российская сторона поддерживает мирное решения кризиса на Корейском полуострове и приветствует межкорейский диалог, направленный на нормализацию отношений на корейском полуострове и заключение мирного договора, который станет основой безопасности и, как следствие, основой для развития экономических отношений и совместной реализации ряда проектов КНДР и Республикой Корея, в том числе и с участием других стран. Нормализация отношений и развитие экономических связей также позволит включить экономику Северной Кореи в интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии. Кроме того, со стороны Китая и России, при соответствующем желании КНДР, после заключения мирных договоров между КНДР и Республикой Корея, а также КНДР и США, может последовать предложение северокорейской стороне о вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Во вторник 12 июня в Сингапуре прошел саммит США-КНДР, в ходе которого Лидер КНДР Ким Чен Ын и Президент США Дональд Трамп подписали совместный документ. В рамках данного документа КНДР взяла на себя обязательства по денуклеаризации Корейского полуострова в обмен на гарантии безопасности со стороны США. Стоит отметить, что КНДР важно кроме получения гарантий безопасности от нынешней администрации США иметь гарантии безопасности, которые будут подтверждаться и последующими администрациями США, поскольку пример по ядерной сделке с Ираном является тревожным прецедентом к обеспечению этих мер безопасности в будущем с американской стороны. Данный факт также был отмечен Сергеем Лавровом в ходе его визита в Пхеньян: «Безусловно, с учетом происходящего вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий и иранской ситуации, конечно, гарантии, о которых речь идет на переговорах по Корейскому полуострову, должны быть железобетонными». При этом разоружение Северной Кореи должно быть поэтапным и являться частью дорожной карты, а не формой безоговорочной капитуляции, на чем настаивают США. Участники межкорейского диалога понимают, что два процесса по заключению мирного договора между КНДР и Республикой Корея и между КНДР и США взаимосвязаны и должны идти синхронно. Здесь представляется возможным отметить особую роль ООН в обеспечение мер безопасности на Корейском полуострове, так как нахождение американских войск на юге Кореи было в свое время санкционировано ООН. Поэтому, как один из вариантов обеспечения мер безопасности возможно изучение механизма, в рамках которого через Совет Безопасности ООН, где Россия и Китай являются постоянными членами, можно получить дополнительные гарантии безопасности для КНДР. Как вариант, можно рассмотреть возможность на переходный период разместить на территории Северной Кореи определённое ограниченное количество военных инспекторов, к примеру, России и КНР, под флагом ООН, если такая инициатива будет проявлена со стороны КНДР и поддержана участниками межкорейского диалога. Другим важным фактором, подтверждающим гарантии безопасности для КНДР со стороны мирового сообщества, в частности США, Республики Корея и Японии, станет поэтапное снятие экономических санкций в отношении КНДР, что позволило бы вернуть уровень экономического сотрудничества КНДР с Россией и Китаем на досанкционный уровень как первый этап.На важность отмены санкций также обратил внимание и Сергей Лавров, отметив, что решение ядерной проблемы Корейского полуострова не может быть полным, пока санкции в отношении КНДР не будут отменены. Поэтапное снятие международных санкций с КНДР является стимулом для Пхеньяна к сохранению мирного вектора во внешней политике. Важным является недопущение использования Вашингтоном санкций Совбеза ООН как средства постоянного шантажа Пхеньяна.В тоже время смягчение односторонних санкций в отношении КНДР или их отмена станет реальным шагом со стороны Республики Корея навстречу мирным инициативам КНДР. Данные действия послужат стимулом для Пхеньяна придерживаться диалога с мировым сообществом, а также придадут импульс трёхсторонним отношениям КНДР-Россия-Республика Корея.Одновременно с этим важно начать переговорный процесс по уже ранее обозначенным экономическим проектам на территории КНДР. Руководство Республики Корея уже пошло по данному пути и активизировало консультации по изучению возможностей возобновления Кэсонского и Кымгансанского проектов. В свою очередь, российской стороне целесообразно активизировать со своими партнерами переговорной процесс по реализации проектов в сфере строительства Транскорейской железной дороги с выходом на Транссибирскую магистраль, Транскорейского газопровода из России на юг Кореи, возобновить международные проекты на базе северокорейского порта Раджин и др. При этом, если роль США, Китая и России в процессе нормализации ситуации на Корейском полуострове с точки зрения военной и политической безопасности более-менее понятна, то манёвр японской дипломатии с точки зрения непосредственного участия Японии в механизмах военных гарантий на Корейском полуострове несколько ограничен из-за трагического наследия прошлого. В тоже время без нормализации отношений между Японией и КНДР урегулирование на Корейском полуострове можно считать неполноценным. В этом плане важен потенциал участия японского бизнеса в экономических проектах на территории КНДР. Поэтому параллельно с запуском механизмов военно-политического урегулирования напряжённой ситуации на Корейском полуострове важным является проработка экономических проектов с участием КНДР. Еще раз хотелось бы подчеркнуть необходимость одновременного запуска военно-политического урегулирования с подготовкой планов экономической интеграции экономики КНДР в экономику Северо-восточной Азии. Работа над проектами экономического сотрудничества со стороны России, КНР совместно с Пхеньяном велась и продолжает включаться в повестку дня на постоянной основе. Республика Корея также идет по этому пути. Сейчас важны шаги в этом направлении со стороны США и Японии. Это бы значительно укрепило доверие руководства КНДР к предложениям по военно-политическому урегулированию со стороны США и Республики Корея. Автор: Евгений Александрович Русецкий, к.полит.н, глава представительства Международного конгресса промышленников и предпринимателей в АТР.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся