Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Николай Переславцев: о некоторых итогах пяти лет нахождения у власти Ким Чен Ына

11 Марта 2017
Распечатать
Наступившая в декабре 2016 года пятая годовщина со дня смерти предыдущего лидера КНДР Ким Чен Ира, после которой пришел к власти и постепенно укрепил свои позиции его младший сын Ким Чен Ын, вновь возвращает к вопросу о том, почему произошло именно так. Разбираться в этом необходимо объективно, без конспирологических теорий о «диктатуре семейства Кимов», «недостатке в стране  реальной демократии», «подавлении инакомыслия» и т.п.

Представляющийся наиболее обоснованным вывод сводится к тому, что правящая  северокорейская элита, принявшая в 2011 году наследника Ким Чен Ира как руководителя страны, выбрала, таким образом, прежде всего стабильность, обеспечивающую ей дальнейшее, относительно  комфортное существование в рамках сложившейся государственной системы. При любых других вариантах нельзя было исключить  вероятности различных внутренних пертурбаций, в результате которых под вопросом могло оказаться даже сохранение КНДР как государства.

На Западе забыли или не хотят понимать того, что пхеньянский режим уже давно,  опирается вовсе не на коммунистические принципы. Его идеологическая основа, взяв от коммунизма лишь внешнюю оболочку, базируется на смеси автократизма и националистических положений, что, между прочим, совсем не ново для Востока.

Специфичной особенностью КНДР является в этом плане осознание себя в роли «осажденной крепости»¸ подвергающейся реальным угрозам со стороны враждебно настроенного окружения. Нахождение в такой «крепости» означает, что, в случае развала государственно-системных устоев, номенклатура мало того, что лишится власти, но подвергнет серьезной опасности основы своего существования и жизненного благополучия. Исходя из этого, она будет всячески стремиться к сохранению и защите «статус-кво», по крайней мере, до тех пор, пока не увидит исчезновения обусловленной иностранным влиянием опасности для себя персонально.

Вместе с тем, «статус-кво» не подразумевает полной консервации и автаркии. Если КНДР до сих пор не постиг коллапс (что многократно предсказывалось), то это потому, что вышеозначенная истина, продолжением которой является необходимость постепенной, явно не афишируемой, но все-таки модернизации экономики, в целом  хорошо осознается «стоящими у руля» в Пхеньяне.

Это необходимо не только для поддержания на должном уровне военно-промышленного комплекса. Экономические перемены, как бы они официально не назывались, призваны помочь предотвращению потенциальных социальных трений и конфликтов, общественному сплочению и, в конечном счете, сохранению у власти правящей номенклатуры.

В свою очередь, реформирование  народного хозяйства никак не может проводиться без: а)  инвестиций, их могут предоставить только экспортно-импортные связи или нормально  функционирующий внутренний потребительский рынок; б) развития высокотехнологичных производств; в) внесения изменений в систему управления.

По всем направлениям осуществляется ежедневная последовательная работа.

1. Раз внешний рынок закрывают от КНДР санкциями, то ее руководство вполне предсказуемо идет по пути наполнения и активизации внутреннего потребительского рынка. Самыми быстрыми средствами его первоначального наполнения являются легкая промышленность и сельское хозяйство в силу хорошей оборачиваемости своей продукции. Именно эти точки приложения выделил сначала Ким Чен Ын в выступлении на 7 съезде [29], затем северокорейский премьер Пак Пон Чжу на июньской 2016 года сессии Верховного народного собрания [22]. Северокорейское руководство просто вынуждено поступать именно так, уделяя этим отраслям глубокое внимание, практически в течение всех пяти лет пребывания Ким Чен Ына у власти.

Нынешний министр иностранных дел Ли Ен Хо (тогда он был просто членом делегации КНДР) еще в сентябре 2013 года озвучил в своем выступлении на научном симпозиуме в Пекине цифру «до 90%», имея в виду, что как раз столько времени тратит Ким Чен Ын на экономические вопросы во время инспекционных поездок, даже когда он посещает армейские подразделения [12].

На нынешний момент эта цифра в целом мало изменилась. Будучи Главнокомандующим Корейской Народной Армии Ким Чен Ын скорее всего понимает, что армию необходимо вооружать, кормить и в целом социально поддерживать, а все необходимое для этого может дать только эффективно функционирующее производство и сельское хозяйство, для подъема которых придется найти источники финансовых резервов, прежде всего за счет роста внутреннего потребления.

То есть граждане должны иметь возможность больше тратить. Быстрее всего можно добиться этого в сферах услуг и торговли, и, значит, в интересах государства поощрять их расширение, забирая свою долю налогами. Население же должно ощущать повышение покупательной способности в виде повышения зарплат и получения возможностей дополнительного заработка. 

2. Кроме того, эффективность экономики во многом зависит от обновления имеющихся производственных фондов, внедрения самых современных новинок и изобретений. Так как пути к прямому заимствованию иностранных передовых технологий практически отсутствуют, остается выращивать собственные талантливые кадры, которые после обучения, путем внедрения инноваций дадут старт переменам в народном хозяйстве. 

С сентября 2012 года в КНДР действует Закон о 12-летнем образовании, одной из целей которого является подготовка технически образованной интеллигенции. Мало кто вспоминает, что в стране, помимо сети технических вузов, на базе Государственной Академии наук и Университета имени  Ким Ир Сена работает целый Институт нанотехнологий, и  северокорейское руководство  регулярно вкладывает средства для   подготовки специалистов в этой области, охотно финансирует их исследования. В начале 2015 года указом Верховного Народного собрания (ВНС) на территории расположенного в окрестностях Пхеньяна «научного парка» была создана «Зона развития новых и высоких технологий», сотрудники которой должны сфокусироваться на электронике, информатике, биотехнологиях, электромашиностроении, медицине и фармацевтике и даже разработке лазерных и плазменных установок [2].

3. Наконец, весьма немаловажным для подъема и успешного развития государства в целом является борьба с проявлениями бюрократии и коррупции, наличие и негативную роль которых признал Ким Чен Ын на 7 съезде ТПК [9].

Причем, нельзя сказать, что такая борьба не проводилась и раньше. Отличительной чертой времени Ким Чен Ына является то, что о некоторых эпизодах становилось публично известно. Полностью коррупцию не искоренить, но объяснить, пусть даже на устрашающем примере (что вполне укладывается в рамки восточных традиций) высшему слою чиновничьей бюрократии «правила игры» вполне можно. Кто захочет, тот поймет и сделает выводы.

Именно так, по нашему мнению, можно интерпретировать устранение в декабре 2013 года Чан Сон Тхэка, получавшего от китайских деловых партнеров, интересующихся СЭЗ «Расон»,  немалые взятки. Их было столько, что, в конце концов, Чан превратился, по отзывам, во второго человека в стране, после Ким Чен Ира, по объему личных средств, хранимых в западных банках. А это уже обычно заставляет задуматься, учитывая, что на Чан Сон Тхэка к тому времени  начала поступать информация о подготовке заговора, отрицании  закрепленных в Конституции КНДР основ государственного строя, продвижении на руководящие посты своих людей [29]. Примечательно, что Чана неоднократно предупреждали и прощали, но, как это часто бывает в истории многих персонажей в других странах, эти предупреждения не были услышаны [38].

Так что, последующие меры вполне закономерны, тем более, что внутри страны они получили полное одобрение. 

За рубежом же регулярно появляются «фейки», комментарии и заявления по поводу якобы патологической «жестокости» Ким Чен Ына, посылающего на смерть даже родственников и лиц из своего ближайшего окружения. Их уровень и полное отсутствие реальных доказательств говорят, мало того, что о незнании внутренних реалий, но и о настойчивом стремлении демонизировать далеко не идеальный, но, самое главное, неудобный для Запада режим, тем самым, дав дополнительные доказательства необходимости его ликвидации любым, пусть даже насильственным путем.

Вернемся, однако, к экономике и шагам руководства КНДР по ее модернизации и обновлению. В связи с этим рассмотрим более внимательно персональный состав этой руководящей группы, чтобы иметь представление о мотивах и подтексте предпринимаемых ею шагов.

На 7 съезде ТПК в мае 2016 года Ким Чен Ын, стал Председателем ТПК, по сути, окончательно оформив и легализировав свой статус как главы правящей партии. На последующей сессии  ВНС в июне 2016 года вместо Государственного совета обороны (Кукпан вивонхве) был создан Государственный совет (Кукму вивонхве), председателем которого естественно тоже избран Ким Чен Ын.  В заместители к себе как по партийной (Президиум Политбюро ЦК ТПК), так и государственной  линиям (Госсовет) он взял вполне проверенных после нескольких организационных передвижек и перетрясок деятелей из своего окружения.

Премьер-министр Пак Бон Чжу,  член Президиума Политбюро ЦК ТПК, зам.председателя Госсовета, 1939 г.р. – в качестве главы правительства отвечает за экономику. Обращает на себя внимание, что  Ким Чен Ын, если и не выдвинул сам, то вполне адекватно воспринял назначение Пака премьером в 2013 году, хотя в 2007 году (то есть, еще при Ким Чен Ире) тот  был смещен с этого же поста якобы за «капиталистическое мышление». Более того, Пак Бон Чжу удержался на своем месте после отстранения и казни в конце 2013 года Чан Сон Тхэка, являвшегося, по тогдашним оценкам, его ключевым союзником [23] .

Это может говорить, либо о том, что «дружба» с Чаном не имела политического подтекста, и в нужный момент Пак легко от нее отказался, либо о том, что Ким Чен Ын и его соратники переступили через эмоции  момента, поняв, что для выполнения конкретных задач заменить премьера на его посту просто некем.

По университетскому образованию Пак Бон Чжу – инженер-машиностроитель.  Считается технократом и реформатором. Вхождение в Госсовет еще более укрепило его позиции и подтверждает стремление пхеньянского руководства к постепенному, исходя из имеющихся возможностей, выправлению ситуации в экономической сфере.

Начальник Главного политуправления Корейской Народной армии, член Президиума Политбюро ЦК ТПК, зам.председателя Госсовета, вице-маршал Хван Бен Со, 1949 г.р.,  - выходец из партийных кругов, с начала 2000-х гг. работал в Орготделе ЦК ТПК, где заведовал назначением кадров по линии силовых структур. В 2015 году  сменил Чхве Рен Хэ сначала на посту начальника Главного Политического Управления (ГПУ) Корейской Народной армии, затем в качестве первого заместителя Ким Чен Ына по главному в то время высшему органу управления – Государственному комитету обороны.

 Западными наблюдателями считается одним из лиц, наиболее приближенных к Ким Чен Ыну [37], не только из-за своих полномочий («кадры решают все»), но и за счет, якобы того, что в свое время поддерживал дружбу с его матерью Ко Ён Хи и тетей Ким Ген Хи. Вообще, пост начальника ГПУ по некоторым признакам, в частности, за то, что он гораздо чаще, чем другие,  появляется на публике вместе с Главкомом Ким Чен Ыном, можно расценивать даже как более важный в Корейской Народной армии, чем собственно Министра Народных вооруженных сил и даже Начальника Генштаба.

Председатель Президиума Верховного Народного собрания Ким Ён Нам, 1928 г.р.,  - по сути, глава законодательной власти КНДР. На 7 съезде ТПК был избран, видимо в качестве жеста уважения, членом Президиума Политбюро ЦК ТПК, однако в Госсовет, в силу преклонного возраста уже не попал.

Однако это никак не уменьшает объема его влияния. Еще в 2012 году (то есть, уже при Ким Чен Ыне), награжден Орденом Ким Чен Ира [11]. Более существенно то, что  именно он предлагал на 7 съезде кандидатуру Ким Чен Ына в председатели ТПК [22,29].

Говорить о «психологическом давлении» на Ким Ён Нама при этом не приходится, так как в его руках все время находилось осуществление большинства внешнеполитических контактов Пхеньяна. И только в последние 2-3 года они стали постепенно переходить в руки достаточно прагматичных и эрудированных министров иностранных дел, сначала Ли Су Ена, затем Ли Ен Хо. Наконец, Ким Ён Нам, в силу наличия у него «российского опыта» (Томский университет, Ростовский госуниверситет, Академия общественных наук при ЦК КПСС) считается специалистом по РФ [11], отношения с которой по-прежнему важны для КНДР.

Тем не менее, у Ким Ён Нама по должности остаются церемониальные функции, и можно не сомневаться, что после смерти он будет похоронен с почетом. Другой вопрос – кто займет его место, на которое, без сомнения внимательно присматриваются Ким Чен Ын и его окружение. Судя по заявлениям главы государства на 7 съезде, можно предположить, что кандидат будет человеком достаточно молодым, безусловно преданным Ким Чен Ыну и не связанным с предыдущим поколением «революционеров». 
 
Член Президиума Политбюро ЦК ТПК, зам. Председателя Госсовета, вице-марщал Чхве Рён Хэ, 1950 г.р. После окончания Университета имени  Ким Ир Сена пошел по партийной линии, начав с инструктора ЦК. Затем работал в Социалистическом союзе трудовой молодежи (северокорейский комсомол), был избран депутатом ВНС, на этом посту возглавлял ряд спортивных организаций КНДР.

Армейское звание получил в 2010 году, попав в центральные органы партии, Между прочим, по оценкам наблюдателей, был близок к Чан Сон Тхэку [17], но после его казни не пострадал (что в очередной раз подтверждает «точечный» характер устранения Чана) и вообще считался некоторыми экспертами вторым лицом в руководстве. В мае 2014 года стал начальником ГПУ  КНА, однако вскоре его отстранили и понизили, якобы за инцидент с прорывом плотины Пэктусанской ГЭС до завершения официальной церемонии строительства [5]. Строили ГЭС, как это бывает в КНДР,  армейские части.

После продлившейся несколько месяцев ссылки возвращен в партийное и государственное руководство, сначала на пост секретаря ЦК, затем, после 7-го съезда – в Политбюро и Госсовет. Наблюдателями считается, что в Госсовете Чхве олицетворяет руководящую роль ТПК, замещая Ким Чен Ына, когда тот занят другими вопросами. К непосредственным армейским делам его, видимо, больше не подпускают, о чем говорит то, что Чхве не позвали в состав похоронной комиссии после смерти известного в КНДР маршала Ли Ыль Соля [5].

Нелишним будет упомянуть остальных членов Госсовета.
- Ким Ги Нам – зам. Председателя ТПК по идеологии. В любом партийном аппарате – должность немалая и влиятельная. Ким Ги Нам часто сопровождает Ким Чен Ына в поездках по стране, участвует в масштабных внутригосударственных мероприятиях;

-  Пак Ён Сик – министр Народных вооруженных сил КНДР. Ранее работал в  Министерстве госбезопасности КНДР. Возглавлял Комиссию КНДР по поиску пропавших без вести японских граждан (когда этот вопрос остро вставал в отношениях с Токио)[24]. На посту министра НВС сменил Хён Ён Чхоля, якобы расстрелянного после официальной поездки в Москву в апреле 2015 года за то, что не добился необходимых результатов. Впрочем, уже после предполагаемой смерти Хёна, северокорейская пресса опубликовала его фото с Ким Чен Ыном, что дает основания полагать о ложности слухов. О том, что эти слухи могут быть ложными говорит и случай с бывшим начальником Генштаба КНА Ли Ен Гилем, которого южнокорейские СМИ определили в «казненные» Ким Чен Ыном в феврале 2016 года по обвинению в коррупции и фракционности.  Уже через месяц Ли Ен Гиль был возвращен в войска, правда с некоторым понижением, а на 7-м съезде был избран в Политбюро ЦК ТПК [18]. Точно также и Хён Ён Чхоль может через какое-то время вновь появиться «в строю», во всяком случае, его исчезновение еще не говорит о том, что он  действительно расстрелян.

- Ким Вон Хон – министр государственной безопасности (повибу) КНДР, генерал армии. В январе 2017 г. якобы снят со своего поста с понижением в звании до генерал-майора за процессуальные нарушения со стороны своих подчиненных. Одновременно в Министерстве прошли проверки и чистки, затронувшие руководящий, следственный и оперативный состав. О степени правдивости этой информации можно будет судить через некоторое время, после ее подтверждения или опровержения из альтернативных южнокорейским и заслуживающих доверия источников.  

- Чхве Пу Иль – министр общественной безопасности (внутренних дел), генерал армии. 1944 г.р. Профессиональный военный. Спортсмен-баскетболист, в спортивной роте начинал армейскую карьеру. Занимал должности командующего бригадой, начальника штаба армейского корпуса, командира корпуса. С 2009 года побывал заместителем начальника, начальником оперативного управления, 1-м заместителем начальника Генштаба КНА. 

- Ли Ман Гон – зам. Председателя ТПК по машиностроению.  Сама сфера ответственности Ли подразумевает ее весьма высокую важность в глазах руководства страны. Именно машиностроение является первоочередным объектом для внедрения автоматизации производства и технических инноваций, потянув за собой остальные отрасли промышленности;

- Ким Ен Чхоль – зам. Председателя ТПК по работе Республиканского Комитета по мирному объединению родины;

- Ли Су Ён,1941 г.р. – зам. Председателя ТПК по международным делам. Партийный куратор всей внешней политики. Занял этот после смерти Кан Сок Чу (известен по неофициальным контактам Пхеньяна  с США) в мае 2016 г. В 2014-2016 гг. – министр иностранных дел КНДР. Много лет провел на работе в Швейцарии, занимался привлечением в северокорейскую экономику иностранных инвестиций. Еще один пример того, как делаются «фейки» по Северной Корее: в 2014 году японские и южнокорейские источники сообщали о якобы имевшем место расстреле Ли Су Ена по тем же обвинениям, которые были предъявлены Чан Сон Тхэку [21].

- Ли Ён Хо – министр иностранных дел с мая 2016 года. В прошлом - главный переговорщик по ядерной программе КНДР и  бывший посол в Великобритании.

Двое последних – опытные, карьерные дипломаты, обладающие не только эрудицией, но и связями. Несомненно, их главной целью будет являться ослабление антисеверокорейских санкций для расширения доступа к иностранным займам, рынкам сбыта и источникам получения зарубежных технологий. К тому же, председатель ВНС Ким Ён Нам совсем скоро по возрасту отойдет от дел, так что у Ким Чен Ына имеются два хорошо подготовленных специалиста по внешней политике, готовых, при необходимости, полностью взять на себя соответствующие вопросы. Надо сказать, что, несмотря на международные ограничения, инвестиции в КНДР все-таки идут, что, судя по их периоду, отражает достижения Ли Су Ена. Так, в 2012 году, их объем составлял максимум 14 млн. долл., в 2014 году – 63 млн. долл., в 2015 году – достигли 83 млн. долл. [25] при росте ВВП 1,3% в 2012 г., 1,1% в 2013г., 1% в 2014 г.
 
Таким образом, что можно сказать, подводя итоги?

Имеющаяся информация позволяет прийти к выводу о том, что внутреннюю ситуацию в Пхеньяне контролируют вполне вменяемые и трезвомыслящие деятели, хорошо осознающие ситуацию в мире, имеющие представление о законах экономического и социального развития и заинтересованные в выживании руководимого ими государства, хотя бы ради собственного благополучия.

 В соответствии с общепринятой для любого руководителя схемой, Ким Чен Ын подобрал, пусть даже методом «проб и ошибок», на большинство командных постов компетентные фигуры, которые имеют достаточно свободы в курировании той или иной отрасли и, вместе с тем, напрямую ответственны перед главой государства. Он по определению не может иметь энциклопедические знания (таких лидеров вообще было мало в истории), и в этих условиях делегирование ответственности и умение выдвинуть способные кадры становится жизненно необходимо.

Ким Чен Ын таким умением, судя по всему, обладает. Все его шаги представляются просчитанными и имеющими мало эмоциональных мотивов (даже пресловутые периодические угрозы в адрес США и Южной Кореи). Можно сделать вывод о том, что  он имеет неплохое представление о функционировании государственного механизма и роли лидера страны, остается спокойным и собранным, даже в критические моменты кризисных противостояний на Корейском полуострове или с собственной номенклатурой.

Оборонная политика КНДР, вызывающая международные санкции и многочисленные нарекания, проистекает вовсе не из упрямства Пхеньяна в игнорировании мирового сообщества и не из его завоевательных планов.

Вообще, с нашей точки зрения называть северокорейскую экономику чрезмерно «милитаризованной» не совсем верно. Не будем вдаваться сейчас в подсчеты численности и оснащения Вооруженных сил. Здесь существуют разные цифры и оценки. Скажем лишь, что ни одно государство не станет заниматься «милитаризацией» своего народного хозяйства, если не полагает возможным скорое нападение на себя или не рассчитывает в ближайшем будущем силой расширить свое жизненное пространство. Население страны также должно иметь необходимый уровень потребления, или, хотя бы, надеяться на него в ближайшем будущем. В ином случае государство долго не просуществует.

Но верхушка пхеньянской властной номенклатуры далеко не «самоубийцы» и хорошо осознают бесперспективность завоевательной войны (например, вариант силового «объединения» с Югом). В то же время, они понимают, что потеря власти будет означать для них не только лишение основ жизненного благополучия, но, весьма вероятно, немедленную смерть. Поэтому необходимо укреплять обороноспособность, одной из лучших гарантий которой является обладание достаточно дешевым (по сравнению с ростом обычных вооружений), но вполне эффективным средством – ядерным оружием, установленным на доступные Пхеньяну носители. То есть, средства в ВПК и далее, безусловно, будут вкладываться, но не ради расходов как таковых.

В КНДР создается «ядерный щит» (на какой бы стадии не находилась его разработка) и без международных, юридически обязывающих гарантий ненападения страна от него не откажется.

В этих условиях России, если мы стремимся к укреплению безопасности своих дальневосточных границ и росту влияния  в АТР, было бы желательно последовательно и настойчиво работать с мировым сообществом и его отдельными влиятельными членами в плане предоставления Пхеньяну таких гарантий. Лишь после этого будет вполне морально (хотя мораль мало совместима с политикой) жестко потребовать от Северной Кореи закрытия всех ракетно-ядерных программ и демонтажа имеющихся сооружений.

Одновременно придется на всех уровнях убеждать северокорейцев воздержаться от резких, немотивированных шагов на международной арене, смягчить подход к выстраиванию политических отношений с соседями по региону. Наиболее продуктивным представляются многосторонние проекты (в том числе, взамен замороженных уже продолжительное время 6-ти сторонних переговоров), например, по взаимной безопасности в бассейне Японского моря или даже по совместному освоению морских ресурсов в данном районе. Такие мероприятия  были бы полезными, в том числе для выработки совместных, многосторонних гарантий  для КНДР. 
 
 
Автор: Николай Иванович Переславцев, Морской государственный университет имени Невельского, г. Владивосток
 
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
 
1. «ВВП на душу населения в КНДР впервые с 1980-х превысил $1 тысячу», 29.09.2016, URL:http://www.interfax.ru.business/530494
2. «В КНДР будет создана первая в стране зона развития новых и высоких технологий», 29.01.2015, URL:http://www.za-kndr.ru/science/v-kndr-budet-sozdana-pervaya-v-strane-zona-razvitiya-novyh-i-vysokih-tehnologij
3. «Власти КНДР отметят завершение партийного съезда демонстрацией и факельным шествием», ИА ТАСС, 10.05.2016, URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3268839
4. «В Пекине проведен международный симпозиум, посвященный 10-й годовщине начала шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова», 23.09.2013, URL:http://ru.china-embassy.org/rus/zgxw/t1079257.htm
5.  «В Трудовой партии Кореи в результате реорганизации упразднен секретариат», «Российская газета», 10.05.2016, URL:http://ria.ru/world/20160510/1430228173.html
6. Государственый совет КНДР, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_совет_КНДР
7. «Еще раз по теме очередной утки» от «Чосон Ильбо», Группа солидарности в КНДР, URL: https://vk.com/wall-34486042_29075
8. «Запад пытается демонизировать режим Ким Чен Ына», А.Жебин, 18.02.2014. URL:http://m/yoki.ru/news/18-02-2014/407
9.  «Итоги 7 съезда Трудовой партии Кореи», 18.05.2016, URL: http://ihaefe.org/news/3976
10. «Казненный» генерал КНДР стал заместителем Ким Чен Ына», «Российская газета», 10.05.2016, URL:http://rg.ru/2016/05/10/kaznennyj-general-kndr-stal-zamestitelem-kim-chen-yna.html
11. Ким Ён Нам, URL:https://ru.wikopedia.org/wiki/Ким_Ен_Нам
12. «Ким Чен Ын всерьез занялся экономикой КНДР», «Российская газета», 22.09.13, URL:http://rg/ru/2013/09/22/ekonomika-site-anons.html
13. «Ким Чен Ын: за ускорение процесса создания животноводческого комплекса района Сепхо и новый перелом в развитии живостноводства, 28.01.2015. URL:http://www.za-kndr.ru/main/kim-chen-yn-za-uskorenie-protsessa-sozdaniya-zhivotnovodcheskogo-kompleksa-rajona-sepho...
14. «Ким Чен Ын и огнемет», К.Асмолов, 16.04.2014, URL: http://centrasia.ru\newsA.php?st=1397627640
15. «Ким Чен Ын часто напивается и доводит военачальников до слез – СМИ», URL:http://www.aif.ua/politic/world/kim_chen_yn_chasto_napivaetsya-i-...
16.  «КНДР сообщила о смерти ведущего дипломата», «Российская газета», 21.05.2016, URL: http://rg.ru/2016/05/21/kndr-soobschila-o-smerti-veduschego-diplomata.html  
17. «Кто есть кто в Северной Корее» - Информационное агентство Рускор, URL: http://www.ruskorinfo/ru/articles/politics/5768 
18. Ли Ен Гиль, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ли_Енгиль
19. «Лидер КНДР Ким Чен Ын возглавил новый орган власти в стране», 29.06.2016, URL: http://ria.ru/world/20160629/1454403493.html
20. «Лидер КНДР выдвинул программу развития страны», РИА «Новости», 08.05.2016, URL:http://ria.ru/world/20160508/1429065852.html
21. «Молодой маршал и его дипломаты», И.Денисов, 05.09.2014, URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document258999.phtml                                                                                                                                                        
22. «Новый титул Ким Чен Ына», К.Асмолов, «Новое Восточное Обозрение» –    интернет-портал, URL:http://ru.m.journal-neo.org/2016/07/24/novy-j-titul-kim-chen-y-na/
23. Пак Бон Чжу, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пак_Бон_Чжу
24. Пак Ён Сик, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Пак_Ён_Сик
25. «Прямые иностранные инвестиции в КНДР возросли до $83 млн.  в 2015 году», РИА «Новости»,  20.12.2016, URL: https://ria/ru/economy/20161220/1484057002.html   
26. «Радикального разворота от съезда ТПК КНДР ждать не стоит», РИА «Новости», 06.05.2016, URL:http://ria.ru/world/20160506/1427914567.html
27.  «СМИ: министром Народных вооруженных сил КНДР стал генерал Пак Ён Сик», 11.07.2015, URL:https://ria.ru/world/20150711/1126148203.html
28. «СМИ:7 съезд Трудовой партии Кореи завершил работу», 9.05.2016,  URL:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3268336
29. Сообщения от 09-14.12.2013 года о заседаиии Политбюро ЦК ТПК и о военном трибунале над Чан Сон Тхэком; 7 съезде Трудовой партии Кореи; 4 сессии Верховного Народного собрания КНДР 13 созыва, 29 июня 2016 года; - материалы Центрального телеграфного агентства Кореи (Чосон чунан тхонсинса) и интернет-сайта «Нэнара», 09-14.12.2013, 04-10.05.2016, 30.06.2016, URL:http://kcna.kp и http://naenara.com.kp
30. «Съезд победителя?», Г. Толорая, 09.05.2016, URL:/inner/?id_4=7697#tio-content
31. Третья Конференция Трудовой партии Кореи, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Третья_конференция_Трудовой_партии_Кореи
32. Четвертая сессия Верховного народного собрания КНДР, материалы Центрального телеграфного агентства Кореи (Чосон чунан тхонсинса), 29-30.06.2016, URL:http://kcna.kp
33. Чхве Рен Хэ, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чхве_Рен_Хэ
34. «Экономика Северной Кореи меняется», ИА «Рускор»,  04.10.2013, URL:    http://www.ruskorinfo.ru/articles/economy/10477/???PAGEN_2=18
35. «Экономика Северной Кореи  растет быстрее европейской», 17.05.2015, URL: http://ktovkurse.com/a-vy-kurse/ekonomika-severnoj-korei-rastet-bystree-evropejskoi
36. «Экономика Кореи растет малыми темпами», 28.06.2014, URL:https://www.gazeta.ru/business/2014/06/27/6088709.html
37. Hwang Pyong-so, URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Hwang_Pyong-so
38. Sky News, интернет-портал, URL:http://news.sky.com/story/north-korea-kim-jong-un-official-speaks-10419379
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?
    Необходимо настаивать на сохранении традиционных подходов в области контроля и сокращения вооружений  
     272 (40%)
    Это серьезная угроза для мира. Нужны оригинальные инициативы по сотрудничеству в ядерной сфере, например, такие  
     213 (31%)
    Соблюдать паритет, включаться в ядерную гонку  
     106 (16%)
    Искать асимметричные средства нападения  
     87 (13%)

Текущий опрос

Какое влияние на развитие ЕАЭС, с Вашей точки зрения, окажет вступление в силу Таможенного кодекса?
Бизнесу
Исследователям
Учащимся