Блог Давида Нармании

О Катаре и Саудовской Аравии

7 июня 2017
Распечатать

Саудовская Аравия и ряд арабских государств 5 июня обвинили Катар в поддержке терроризма, и тут только ленивый не вспомнил поговорку про соринку в чужом глазу. Да и вообще мало кто ожидал, что две наиболее влиятельных державы Персидского залива могут так резко разорвать отношения. Однако подобное развитие событий не представляется чем-то необъяснимым.

С момента прихода к власти бывшего эмира Катара Хамада бин Халифа Аль Тани в 1995 году Доха стала постепенно укреплять свои позиции в арабском мире, превращаясь из обычного государства-карлика, которому повезло с залежами нефти, во влиятельную региональную державу. Именно при нем Катар стал ведущим экспортером сжиженного газа и распространил свое медийное влияние, запустив канал «Аль-Джазира».

Роль Катара в регионе росла, но амбициозному эмиру, которого за глаза в арабском мире из-за лишнего веса называли «бармиль» (бочка), этого было мало. Катар стал одним из главных спонсоров «арабской весны», и благодаря его финансовой и медийной поддержке протестующие в Египте и Ливии смогли свергнуть Хосни Мубарака и Муаммара Каддафи. Значительную поддержку Катара получали и получают повстанцы в Сирии, но здесь все пошло не так, как хотелось бы Дохе.

Важно, что Саудовская Аравия, которая после падения Мубарака могла стать единоличным лидером арабского мира, не сразу поняла, что происходит. В ответ на обвинения в поддержке революций в Эр-Рияде кивали, что, мол, не имеют к этому никакого отношения, а виноват во всем Катар. И именно саудовские танки помогли удержаться у власти правящей в Бахрейне династии аль-Халифа, когда там начались протесты (символично, что именно Бахрейн стал первой страной, которая 5 июня сообщила о разрыве дипломатических отношений с Катаром).

Тем не менее, потом в Эр-Рияде сумели наверстать упущенное, хотя, опять же, единоличным лидером Саудовская Аравия так и не стала.

В 2013 году Хамад бин Халифа отказался от трона. Официальной причиной стали проблемы со здоровьем, при этом некоторые говорили о том, что на самом деле отставке поспособствовали внешние силы. С другой стороны, озвучивалась версия и о том, что это результат действий шейхи Мозы, супруги Хамада и матери нынешнего эмира Тамима бин Хамада, женщины, сумевшей добиться беспрецедентного влияния в арабском мире.

И хотя многие предрекали коренные изменения в политике Дохи после прихода к власти Тамима бин Хамада, их ожидания оказались напрасны. Безусловно, роль Катара ощутимо снизилась, но Доха продолжала оказывать поддержку таким организациям как запрещенные в России «Братья-мусульмане» и «Исламское государство». Поддержка «Братьев» и спровоцировала в 2014 году скандал, который очень напоминает нынешний, когда Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ разорвали дипломатические отношения с Катаром. Тогда все удалось разрешить за восемь месяцев, при этом роль посредника сыграл Кувейт. (Вообще, конечно, очень странно наблюдать, когда саудиты обвиняют кого-то в поддержке террористов – что тогда, что сейчас).

Сейчас же конфликт представляется более серьезным, чем три года назад. И причиной тому – Иран. Явным сигналом о том, что грядет обострение, стали события 24 мая, когда на сайте Qatar News Agency опубликовали заявление от имени Тамима Аль Тани, в котором говорится о намерении отозвать посла из Эр-Рияда и сложностях в отношениях с администрацией Трампа. Также в заявлении звучала критика в адрес других стран Залива из-за обострения отношений с Ираном. В этот же день Доха заявила, что на сайт QNA была совершена хакерская атака, и что сообщение от имени эмира – фейк.

Но в Эр-Рияде к заявлению о хакерской атаке отнеслись скептично. Для Саудовской Аравии и Бахрейна тема Ирана является одним из самых уязвимых мест. Шиитское меньшинство, проживающее в нефтеносных районах Саудовской Аравии, всегда доставляло немало поводов для беспокойства Эр-Рияду, и отношения с Ираном, где 85% населения – шииты, у саудитов враждебные. В Бахрейне же, где у власти находятся суннитская династия, шииты и вовсе составляют большинство в 75% и тема Ирана там также воспринимается весьма болезненно. Влияние саудитов в Персидском заливе значительно выше, чем влияние Катара, что и объясняет поддержку политики Эр-Рияда со стороны стран-членов ССАГПЗ. Египет, который также разорвал отношения с Катаром, видимо также не может простить Дохе поддержки «братьев-мусульман».

Видимо, тема Катара была не последней на повестке дня во время визита Трампа в Саудовскую Аравию. Вероятно, американский президент дал добро на действия Саудовской Аравии, однако это лишь предположение. Тем не менее, контракт на закупку вооружений Эр-Риядом у Вашингтона на сумму в $110 миллиардов в любом случае несколько развязывает руки саудитам и в определенном смысле гарантирует молчаливое согласие США с действиями Саудовской Аравии в регионе.

Вполне возможно, что Кремль также поставили в известность о планах Эр-Рияда. В пользу этого говорит визит в Москву 30 мая министра обороны Саудовской Аравии Мухаммада бин Салмана, который считается вторым человеком в государстве. При этом Дмитрий Песков уже заявил, что на переговорах тема Катара не обсуждалась.

Вероятнее всего дипломатический скандал не перерастет в большой конфликт – как-никак, в Катаре расположена американская военная база. Но это интересная возможность для региональных и глобальных игроков проявить себя.

Наиболее активно в переговоры включилась Турция. Эрдоган в первый же вечер позвонил лидерам Катара, Саудовской Аравии, Кувейта и президенту России. Россия и США, в свою очередь, реагируют более сдержанно. Однако и Путин, и Трамп уже провели переговоры с эмиром Катара.

При этом стоит отметить, что позиция России в этой ситуации наиболее выгодная. У Кремля сложились деловые отношения с наиболее сильными региональными игроками – Ираном, Турцией и Саудовской Аравией. Да, Эр-Рияд не такой близкий партнер для Москвы, как Анкара или Тегеран, но и враждебными их назвать нельзя. И уж точно они более тесные, чем отношения Ирана и США. Контакты Ирана и Турции также проходят в основном при посредничестве России.

Но вот с Катаром у Кремля раньше отношения складывались не так хорошо. Вполне возможно, что Москва использует эту возможность замирить Доху и Эр-Рияд в обмен на реальное прекращение поддержки боевиков в Сирии, где все яснее можно разглядеть грядущую победу Асада.

Поделиться статьей
Теги
Катар

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся