Популярное в блогах

Дискуссионный клуб

Блог членов РСМД

Блог экспертов РСМД

Песочница

Дайджест РСМД

Все блоги

.

Блоги

Александр Ермаков, Колонка капитана Смоллета
29 ноября
2016

Казнить нельзя помиловать. Канада и F-35

Вопрос закупки американских истребителей F-35 последние годы вызывал множество споров в Канаде и использовался Либеральной партией для обвинения Консерваторов чуть ли не в коррупции в особо крупных масштабах.

Срочный и полный отказ от закупки «Lightning II» был одним из предвыборных обещаний лидера либералов Д.Трюдо. И вот, спустя год после победы на выборах новое правительство объявило о планах закупки другого самолета — так что это было, реализация планов или еще более запутавшая ситуацию полумера?

 

Корни нынешних споров лежат в истории присоединения Канады к программе «Единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter — JSF), результатом которой и стало создание Lockheed Martin F-35 «Lightning II». Разумеется, программа разработки перспективного, массового и ориентированного на экспорт истребителя заинтересовала канадцев сразу — JSF и позиционировался как истребитель «свободного мира» в отличие от F-22 «Raptor», который американцы поставлять никому не собирались (собственно, до сих пор его продажи за рубеж запрещены законодательно). В 1997 г. правительство Жана Кретьена (в то время бывшего лидером Либеральной партии) начало платить небольшие взносы по программе «партнерства» — современным пользователям Интернета она может напомнить краудфандинг: участники заранее вносят деньги, декларируют «предзаказ» продукта и получают за это различные бонусы — скидки, закрытую информацию о продукте по «рассылке», приоритетное получение товара и, самое главное, — участие своей промышленности в производстве. Последний момент представляет собой самый лакомый бонус, так как обещает стабильный доход на десятилетия вперед — купить надо полсотни истребителей, но произведенные тобой детали будут стоять на тысячах по всему миру! Конечно, формально речь идет и о совместной разработке самолета, но на практике серьезный вклад делает только Великобритания, которая изначально шла «партнером первого уровня».

 

aviationweek.com

 

Итак, в 1997 г. либералы внесли символические $10 млн за присоединение к программе на стадии конкурса — тогда за контракт боролись Boeing и Lockheed Martin с прототипами соответственно X-32 и X-35. В 2001 г. побеждает Lockheed Martin и в следующем году, опять же при правительстве Ж. Кретьена, Канада внесла еще $150 млн за участие в программе на стадии разработки будущего F-35. А в июле 2010 г. уже правительство консерваторов под руководством Стивена Харпера заявило о принятии окончательного решения о закупке 65 F-35A для замены физически и морально стареющего парка канадских F-18 «Hornet», закупленных в США в 1982-88 гг. И либеральная партия, находящаяся в оппозиции… обрушивается на него с обвинениями чуть ли не в коррупции и в выборе неподходящего для Канады самолета без проведения должной конкурсной процедуры и растрате денег налогоплательщиков! При этом тот факт, что он просто логично продолжил курс их правительства просто игнорируется. Перед выборами 2011 г. Либеральная партия обещала немедленно отменить сделку, но выборы были проиграны.

 

Работа по созданию самолета набирала обороты, канадские фирмы получали контракты на производство различных компонентов, например, гидравлику, части планера, разработку части ПО. На данный момент сумма контрактов достигла $925 млн, что вдвое больше инвестиций Канады в F-35. Несмотря на это, политические дрязги мешали заключению контрактов на закупку первых F-35 для самих ВВС Канады, для начала обучения летчиков и техников. Консерваторы не хотели давать поводов для критики и заявили о планах начать закупки после выборов. И вот, в октябре 2015 г. на выборах победила Либеральная партия во главе с Джастином Трюдо, одним из наиболее громких предвыборных обещаний которого, наряду с прекращением боевой операции с «не представляющим угрозы» (по его словам) ИГИЛ и призывами пускать в страну больше беженцев, был немедленный выход из программы F-35 и объявление «честного и открытого» конкурса, на который, впрочем, F-35 планировалось не допускать.

 

Reuters

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо

 

Однако резких решений не последовало — перспектива оставить без заказов более сотни канадских компаний не радовала, а то, что именно такая реакция последует в ответ на выход из программы, вредной для нее больше по имиджевым чем экономическим причинам, намеки последовали недвусмысленные. Место предвыборных резких речей заняли невнятные заявления. В феврале 2016 г. немалое удивление общественности вызвало известие, что Канада вносит очередной денежный взнос за участие в программе — $33 млн деньги, конечно, относительно небольшие, но довольно странно тратить их на самолет, который «ни за что» не планируешь закупать на фоне недавних разговоров о «нерациональной трате средств налогоплательщиков» прошлым правительством. Постепенно заявления сдвинулись в сторону «допуска F-35 на открытый конкурс». Но возникла другая проблема — парк ВВС Канады стремительно старел физически, самолеты исчерпывали ресурс. Постоянные затягивания с принятием решения привели к тому, что значительная часть канадских CF-18 «Hornet» рисковала до смены банально не дожить.

 

И 22 ноября было объявлено о «промежуточном» решении. Канада немедленно начнет переговоры о закупке 18 истребителей Boeing F/A-18E/F «Super Hornet» для замены части наиболее выработавших ресурс самолетов. Для замены остальных будет объявлен конкурс длительностью «до пяти лет» [1]. И на протяжении всего этого срока Канада продолжит быть участником программы F-35, будет платить членские взносы и выполнять производственные контракты — якобы, чтобы в случае победы F-35 на конкурсе получить лучшие условия закупки. Об очередном взносе объемом $30,6 млн было объявлено практически одновременно.

 

Если постараться разобрать это решение, то оно выглядит, вероятно, худшим из всех возможных. Во-первых, вопрос об обновлении авиапарка снова откладывается, совершенно игнорируя факт выработки ресурса состоящих на вооружении самолетов. Во-вторых, правительство, критиковавшее консерваторов за выбор дорогостоящего самолета без конкурса (не будем придираться к тому, что фактически выбор сделали еще либералы Ж. Кретьена), само без каких-либо открытых конкурсов выбирает «промежуточный» самолет. В-третьих, теперь любой выбор в основном конкурсе будет плох [2] — если взять F-35, то бессмысленной окажется закупка небольшого числа «Super Hornet» (которые тоже стоят немалых денег — можно смело оценить сделку в $3–4 млрд с учетом вооружения, запчастей и сопутствующих трат на обучение личного состава), если остановиться на «Super Hornet», то это будет означать выход из партнерской программы по производству F-35 на стадии, когда будет еще больше объем производства, количество связанных рабочих мест и т.д.

 

При трезвом размышлении это решение выглядит трусливым перекладыванием ответственности на следующее правительство, уже не связанное обещаниями «не закупать ни в коем случае» — а что ситуация будет со всех сторон еще более тяжелой, это уже их проблемы. При этом не то что бы «Super Hornet» был неудачным выбором — учитывая, что основная задача ВВС Канады последние 60 лет — быть северным округом ПВО США, он выглядит оптимальным вариантом, просто после того как решение было принято, ему надо было следовать. Или хотя бы поменять его, а не откладывать реализацию еще дальше.

 

Полумеры вообще, похоже, свойственны нынешним канадским социал-либералам — обещание вывести с Ближнего Востока истребители выполнили (правда, на это понадобилось три месяца), а министерство обороны радует подписчиков страницы в Facebook фотографиями канадских вертолетчиков, летящих над песками северного Ирака. И трудно тут понять — то ли с пулеметами на вертолете «а-ля Вьетнам» летать на малой высоте более безопасно для канадских военнослужащих, то ли это более пацифистки.

 

Минобороны Канады

Канадские вертолеты над Ираком

 

 

1.       Оценки, скорее, оптимистичные. Допустим, многоцелевой палубный вертолет CH-148 «Cyclone» должен начать базироваться на кораблях канадского флота в 2018 г., а конкурс, в котором он в конечном счете победил, стартовал в 1986 г.

 

2.      Формально на открытый конкурс, конечно, позовут и европейских авиапроизводителей, но шансы на победу неамериканского производителя совершенно призрачны.