Блог Анжелики Иванищевой

Об иностранных СМИ в России: что в голосе твоем?

15 мая 2017
Распечатать

До недавнего времени острейшей проблемой в российском медийном пространстве было существование изданий, в первую очередь электронных, которые выдавали себя за независимые российские проекты, а на практике финансировались из-за рубежа. Ситуация изменилась в 2014 г. после того, как Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ на уровне 20% и запрете иностранцам выступать учредителями средств массовой информации в РФ (закон вступил в силу 1 января 2016 г.). Изменения заключаются не в том, что иностранные СМИ ушли из российского медиа-поля, а в том, что поменялся сам принцип их работы.

Рассмотрим данный тезис на примере сообщества «Лентач».

В начале обратимся к пункту о финансировании из-за рубежа. Здесь «впереди планеты всей» несменный идеологический противник – США – и правительственное агентство Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors), которое курирует вещание американских станций на иностранную аудиторию. Совет контролирует ряд вещательных организации, которые работают более чем в 125 странах мира. В России действуют две подконтрольные Совету организации: «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа». «Голос Америки» передаёт в том числе международные новости, а также делает обозрения на внутреннюю и внешнюю политику США. «Радио Свободная Европа» делает акцент на внутренние события в отдельных европейских странах.

Если раньше оба этих агентства с радостью размещали на своих русскоязычных сайтах разгромные, антиправительственные статьи и практиковали создание проектов, маскирующихся под российские, то теперь «скрываться» они и не пытаются, ярчайшим примером служит совместный проект обоих агентств «Настоящее время».

За два года (от принятия до вступления в силу закона о СМИ) Совет по вопросам вещания не только успешно адаптировался к новым правилам игры, не поменяв вектор своей деятельности, но и создал новые проекты. Сам факт продажи активов на контент издательства влияние не имеет, потому что не меняет напрямую центр генерации информации. Беспокойство вызывает не только факт существования проектов, успешно адаптировавшихся к закону о СМИ. Читатель может определить направленность сайта и сделать осознанный выбор «за» или «против» потребления его контента. В подавляющем большинстве случаев такие проекты «однобоки», вернее сказать, «прямо нацелены» при выборе спектра распространяемой информации.

СМИ, которые работают в России, но при этом являются американскими государственными проектами, объективными не могут быть по определению. В них ярко прослеживается негативная коннотация. Если говорить абсолютными понятиями, то наравне с целью продвижения американских интересов они преследуют цель «очернить образ России».

Таким проектом является русскоязычное издание «Настоящее время», старт которому был дан администрацией Обамы в 2014 г. с одноименной телепередачи, проект работает на базе «Радио Свобода» и «Голос Америки» (это указано на сайте). Телеканал «Настоящее время» был официально представлен публике в Атлантическом совете в Вашингтоне. Пользователь всегда может убедиться, кому принадлежит издание, выйдя в раздел «Контактная информация», где ему предложат связаться с доменом @bbg.gov («Broadcasting Board of Governors») и @rferl.org («Radio Free Europe / Radio Liberty»).

Фото: Принтскрин с офиц. сайта телеканала «Натоящее время» URL: https://www.currenttime.tv/p/4607.html (дата обращения: 10.05.2017).

Большее опасение, чем сам факт существования сайтов, подобных «Настоящему времени» вызывает распространение их контента через социальные сети, где аудитория менее разборчивая, а высокая скорость получения информации не оставляет места для осмысления ресурса этой информации.

Так, например, контент «Настоящего времени» распространяется на платформе «Лентач», которая представлена в «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники» и «Twitter». К слову, закон, который позволяет распространить российскую юрисдикцию на иностранные ресурсы, в том числе популярные соцсети и приравнивает новостных агрегаторов к СМИ тоже принят.

Еще важно упомянуть, что «Лентач» отделился от «Лента.ру» в 2014 г. после смены руководства издания, когда сместили Галину Тимченко, которая занимала пост главного редактора с 2004 г. Скандал разразился после вынесения предупреждения от Роскомнадзора. На тот момент «Лента.ру» было самым цитируемым российским изданием.

На странице в «Вконтакте» «Настоящее время» указано, как партнер.

Фото: Принтскрин с сайта сообщества «Лентач» URL: https://vk.com/oldlentach?w=page-29534144_51689678 (дата обращения: 10.05.2017).

На данный момент у «Лентача» более 1,5 миллиона подписчиков, эта цифра не учитывает просмотры неподписанных пользователей и ту часть аудитории, которая покрывается перепостами на других сообществах. Если взять в расчет, что посещаемость «Вконтакте» 97 млн активных пользователей в месяц (не только российские граждане, но русскоговорящие в абсолютном большинстве). А молодых людей, в возрасте от 15 до 30 лет (это самые активные пользователи Интернета и социальных сетей в частности) в России менее 30 миллионов (данные на 2016 г. от Госкомстата). А из них читающих электронные СМИ в разы меньше. Соединим эти разрозненные факты вместе, перемешаем, осмыслим и придем к выводу, что упомянутые 1,5 миллиона представляют собой большую аудиторию, что делает «Лентач» значимым сообществом (и это мы не говорили о других платформах, где также действует это сообщество: «Facebook», «Одноклассники» и «Twitter»).

Выше говорилось о том, что отличие СМИ в социальных сетях заключается в быстром «потреблении» информации, без особого разбирательства в ее источнике. Возникает вопрос, как повлияет на среднестатистического посетителя «Лентача» постоянный поток информации от издания «Настоящее время», при том что он не имеет представления о специфике этого издания и воспринимает информацию в общем контексте всего предлагаемого в новостной ленте?

Со вторым партнером в списке - «Медиазона» - тоже все не так гладко. Это издание было создано участницами Pussy Riot после их освобождения по амнистии в декабре 2014 года. «Медиазона» работает в тесном сотрудничестве с новостным агентством «Немецкая волна».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся