Размышления о мягкой силе

Угасшие символы: В Эстонии вышел фильм «ПМР» о приднестровской повседневности

19 Февраля 2014
Распечатать

Перед просмотром этого фильма можно было поймать себя на мысли, что сейчас увидишь очередной пропагандистский продукт о Приднестровье как коммунистическом заповеднике, контрабандистской дыре Европы и т.д. Действительно, до середины фильма чувствовалось в какой-то мере преобладание авторской иронии над другими элементами, но все усложняющиеся художественные и смысловые линии фильма в итоге оказались способны навести зрителя на разнообразные и более сложные мысли. Фильм смотрелся буквально на одном дыхании, и его появление явно отражает тенденцию лучшего понимания европейцами того, что на самом деле происходит в Приднестровье вне контекста различных геополитических баталий.

 

Итак,  документальный фильм «ПМР» был снят на русском языке при поддержке различных эстонских правительственных и неправительственных организаций и рассказывает о жизни Приднестровья в связи с президентскими выборами конца 2011 года. Появление такого фильма неслучайно: в странах ЕС присутствует ярко выраженное желание лучше узнать восточных соседей, поэтому отдельные фильмы и развернутые телевизионные сюжеты, в т.ч. о Приднестровье, появлялись уже в Швеции, Польше, Германии и других государствах.

 

Казалось бы, эстонский фильм сам по себе так же, как и его предшественники, глубоко политичен, ведь он рассказывает о ситуации в Приднестровье в связи с местными выборными баталиями. Но доминирование политических, а тем более идеологических тем, в нем совершенно не чувствуется. В основном это связано с тем, что авторы попытались показать нам социальный срез этого де-факто государства, сделать так, чтобы мы увидели то, как на окружающий мир и самих себя смотрят жители этого региона.

 

И первое, что предстает перед нашими глазами, это карикатурность персонажей, участвующих в местной политической жизни. Так, Игорь Смирнов показан как центр различных праздничных мероприятий, выдержанных в советском стиле поклонения руководству. Карикатурными выглядят также персонажи из приднестровской «оппозиции» (были подробно показаны события, происходившие в приднестровской Коммунистической партии и движении «Прорыв»). Так, под портретами Ленина и Че Гевары коммунист Хоржан и лидер «Прорыва» Соин говорят о себе как о ведущих оппозиционных силах, ведя при этом своего рода партийный бизнес и культивируя ту же вождистскую психологию. Рефреном местного дискурса проходит идея о румынских оккупантах, образ которых используют все – от президента до уличных партактивистов.   

 

При этом в фильм попали замечательные кадры, как девушка-школьница с одного из праздничных школьных мероприятий сидит на коленях у парня на новом Мерседесе, как по городу развешаны предложения интима от «девушек-пионеров» и как неестественно чувствуют себя молодые люди, стоя в почетном карауле, и как они «отрываются» на местной дискотеке под песню, исполняемую молодежной группой Министерства госбезопасности. Зритель видит дистанцию между «реальностью» и символикой, которой продолжает жить Приднестровье, а также всю коммерциализацию жизни, которая происходит, несмотря на обилие советских памятников.       

 

Далее в кадре появляются люди, которые говорят о жизненном тупике, в котором они оказались. Так, мать рассказывает, как она потеряла молодого сына, потому что не заплатила 100 долларов врачам. Парень, занимающийся баскетболом, говорит о том, что, хотя он и патриот и поет патриотический реп, но хочет уехать, ведь в Приднестровье нет для него никаких возможностей. Сюрреалистично на этом фоне выглядит то, как пожилая женщина читает стихи о том, что Приднестровская республика как корабль плывет верным курсом к острову признания.  

 

Соответственно, ключевым мотивом следующего видеоряда становится идея о необходимости перемен. Эта идея идет отовсюду: она слышится из музыкальных колонок на окне, играющих Виктора Цоя «Мы ждем перемен» в день выборов, из вопросов пожилых женщин Игорю Смирнову «Когда же нас признают?», из призывов Д. Соина и Е. Шевчука поменять лиц во власти на новых. Но авторы фильма явно не испытывают в этой связи иллюзий, и следующие кадры с «идеологом» движения «Прорыв», рассказывающим на фоне ржавых рельс о пустеющем Приднестровье, доказывают это.          

В фильме уходят куда-то геополитика, борьба России и Европейского Союза. Нет также и серьезного обращения к приднестровско-молдавским противоречиям. Стоит, тем не менее, отметить, что авторы фильма проявили должную степень уважения к погибшим в 1992 году приднестровцам, и в фильме нет даже намека на оправдание действий тогдашнего молдавского правительства.

 

Другое дело, что неизменным остается ощущение экзистенциальной пустоты и отсутствия инструментов для ее заполнения какими-то смыслами. Несмотря на то, что повествование фильма обрывалось на инаугурации Е. Шевчука, последние кадры фильма с текстовыми слайдами демонстрируют нам факты, показывающие, что в Приднестровье и за 2013 год практически ничего не изменилось. Таковы судьбы людей на покинутом фронтире.

 

Примечания 

С русской версией интервью авторов фильма эстонскому изданию Postimees.ee, включающей промо-ролики, можно ознакомиться здесь: http://www.allmoldova.com/int/interview/normann-muhu-080214.html 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся