Блог Валентина Волощака

Индия в "Новой южной политике" Республики Корея

12 декабря 2018
Распечатать

Современный миропорядок быстро трансформируется и приобретает исключительную гибкость. Сегодня мы наблюдаем появление новых центров силы, перераспределение ролей между средними державами в глобальной и региональной политике, изменение отношений между ведущими игроками на международной арене. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (ныне расширившим свои географические рамки и воспринимаемом многими не иначе как Индо-Тихоокеанский регион) является бесспорным рост политического и экономического влияния Индии, видящей себя одним из кандидатов в сверхдержавы. Индия проводит многовекторную политику, стараясь не вмешиваться в соперничество КНР и США, однако очевидно, что главным конкурентом в борьбе за лидерство в регионе для Индии остается Китай.

В этой связи Индия готова использовать множество политических и экономических рычагов и наладить новые направления внешней политики, одним из которых может стать сотрудничество с РК. Сближение двух стран не является новой идеей: еще в прошлом десятилетии Индия и Корея вели активные переговоры о заключении соглашения о свободной торговле, результатом чего стало принятие Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве (англ. Comprehensive Economic Partnership Agreement, CEPA) 7 августа 2009 г., границы которого постоянно обсуждаются сторонами с целью повысить эффективность двусторонней торговли. Кроме этого, в Юго-Восточной Азии действует формат «АСЕАН+6», в его рамках Индия и Корея сотрудничают по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП). С 2015 г. премьер-министр Индии Нарендра Моди продвигает политику «Действия на Востоке» (англ. Act East Policy), целью которой стало построение «особого стратегического партнерства» двух держав.

«Поворот» Южной Кореи к Индии также имеет достаточно глубокие корни. В 1980-е гг. начался резкий рост экономических отношений между государствами, в то же время администрация Чон Духвана сформулировала «Южную политику». Между странами наладилось тесное торгово-экономическое взаимодействие, и в последние годы индийский вектор южнокорейской политики на доктринальном уровне нашел выражение в «Инициативе по миру и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии» (англ. Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative, NAPCI) Пак Кынхе и «Новой южной политике» (далееНЮП) Мун Чжэина.

Индия проводит многовекторную политику, стараясь не вмешиваться в соперничество КНР и США, однако очевидно, что главным конкурентом в борьбе за лидерство в регионе для Индии остается Китай

НЮП, наряду с «Новой северной политикой» (отвечающей за отношения и совместные проекты с Российским Дальним Востоком, Китаем, Монголией и Центральной Азией), является частью проекта «Ответственное сообщество стран Северо-Восточной Азии+» (в свою очередь наследующей инициативе NAPCI) и направлена на укрепление устойчивой системы регионального сотрудничества со странами АСЕАН и Индией. Согласно докладу правительства РК «100 главных задач государственной политики» от 25 августа 2017 г., в части отношений с Индией НЮП ставит своей целью расширение уже существующих экономических связей и стремление к формированию «особого стратегического партнерства», заявленного сторонами ранее [13]. Мун Чжэин объявил о намерении поднять сотрудничество с Индией на уровень 4 ведущих партнеров, т.е. США, Китая, России и Японии, и даже назвал Индию «вторым Китаем» для Кореи [8]. Практически сразу после вступления в должность президента РК Мун Чжэин отправил Специального посланника Чон Дончхэ для объяснения видения политики новой администрации, в январе 2018 г. назначил «карьерного» дипломата Син Бонгиля на должность посла в Индии, а в феврале 2018 г. было принято решение об открытии государственного аналитического центра по изучению АСЕАН и Индии при Институте международных дел и национальной безопасности Дипломатической академии РК, основной задачей которого является разработка теоретической базы для НЮП [10].

При этом четко разработанной программы НЮП у Южной Кореи нет. В ноябре 2017 г. Мун Чжэин во время турне по странам Юго-Восточной Азии официально объявил о проведении НЮП, выразив ее основное направление т.н. инициативой «3P»: people-centered, peace-loving and mutually prosperous community (создание ориентированного на человека, миролюбивого и совместно процветающего общества) [7]. В июле 2018 г. на индо-корейском бизнес-форуме в Нью-Дели Мун расширил содержание «3P» формулировкой «3P+»: в рамках «3P+» Южная Корея нацелена на содействие индийскому курсу «Make in India», провозглашенному правительством в 2014 г. с целью привлечения на территорию Индии новых производств и инвестиций. В своем выступлении Мун Чжэин выделил сферу информационных технологий как одну из наиболее перспективных для двустороннего сотрудничества, также им был отмечен ряд других сфер: судостроение, пищевая промышленность, производство медицинского оборудования, крупномасштабные инфраструктурные проекты [9]. Таким образом, несмотря на недостаточную нормативную разработку НЮП и тот факт, что правительственный комитет РК по НЮП был открыт лишь в конце августа 2018 г. (в то время как аналогичный орган по НСП действовал еще летом 2017 г. до официального объявления соответствующего политического курса), нельзя сказать, что индо-корейские отношения бесперспективны – торговля и взаимодействие между двумя странами уже имеют достаточно прочный фундамент, и оба игрока как никогда заинтересованы в налаживании новых дипломатических и экономических каналов.

Ряд конкретных направлений для осуществления этого можно обозначить по результатам встреч на высшем уровне и различных деловых мероприятий. На встрече Моди и Муна на полях саммита G20 в июле 2017 г. лидеры двух стран впервые объявили о совместном сотрудничестве в сфере ИТ-технологий, которое призвано объединить индийское программное обеспечение и корейские аппаратные средства. Вслед за этим южнокорейский бизнес стал предлагать конкретные проекты, часть из которых была озвучена на индо-корейском бизнес-форуме в феврале 2018 г. Индийское отделение Hyundai Motor анонсировало план инвестирования около 1 млрд долл. на местном рынке в целях развития как собственной инфраструктуры (компания имеет два завода в Ченнаи и планирует расширение производственных возможностей), так и введения в производство новых моделей автомобилей и ходовых частей [4]. Среди других инвестиций можно отметить проект Hyosung Corporation, одного из ведущих производителей полиуретановых материалов, вложившего около 418 млн долл. в развитие современного промышленного «умного города» в Аурангабаде, где южнокорейский капитал будет использован в производстве полиуретана [6].

Индия входит в число основных направлений южнокорейского экспорта, занимая в 2016 г. 7-8 место среди торговых партнеров РК, и в дальнейшем этот показатель будет только увеличиваться

Другим толчком к развитию двустороннего сотрудничества стал очередной индо-корейский бизнес форум лета 2018 г., упомянутый выше. Помимо ряда межправительственных соглашений (к примеру, меморандума о взаимопонимании между министерством культуры, туризма и спорта РК и министерством по делам молодежи и спорта Индии), были заключены также и сделки между KEPCO и Power Grid Corporation of India по нескольким проектам в области возобновляемой энергии [5]. В целом, несмотря на то, что полноценно оценить эффективность инвестирования на данном этапе сложно в силу долгосрочного и поэтапного характера вложений, уже можно сказать, что сотрудничество за период 2017-2018 гг. имеет свои плоды, о чем свидетельствует статистика. Приток южнокорейских инвестиций в 2017-2018 финансовом году составил 295 млн долл., что меньше, чем в пиковый 2016-2017 г., но в пятилетней динамике этот показатель увеличился почти вдвое. Импорт из Южной Кореи, в 2014-2017 гг. колебавшийся в районе отметки 13 млрд долл., в 2018 г. достиг уровня 16 млрд долл., в то время как экспорт из Индии в РК в 2018 г. пребывает на стабильном уровне около 4 млрд долл. Что касается товарной структуры двусторонней торговли, по данным Обсерватории экономической сложности, основной объем экспорта в Южную Корею составляют переработанная нефть, необработанный алюминий, ферросплавы, необработанный цинк, хлопковая пряжа, из Кореи в Индию – мобильные телефоны, интегральные схемы, автозапчасти, тяжелая техника [11]. Кроме того, Индия входит в число основных направлений южнокорейского экспорта, занимая в 2016 г. 7-8 место среди торговых партнеров РК [12], и, по всей видимости, в дальнейшем этот показатель будет только увеличиваться. На июльском бизнес-форуме 2018 г. лидеры двух стран объявили о стремлении увеличить к 2030 г. объем двусторонней торговли в несколько раз до уровня 50 млрд долл. в год [1].

Особой сферой для укрепления индо-корейских отношений является военно-техническое сотрудничество. Здесь Индия также стремится к максимальной диверсификации своего рынка вооружений, закупая оружие у России, Франции, Великобритании, Израиля и США. Потребности Индии в развитии своего военного потенциала и обновлении состава военной техники достаточно широки: ей необходимо осуществлять мониторинг водного пространства, обновлять свой авиапарк, развивать ПРО и ракетное вооружение. Южной Корее будет достаточно сложно соответствовать растущим запросам Индии и закрепиться на этом рынке, однако некоторые южнокорейские предложения все же способны вызвать интерес у Нью-Дели. РК может поставлять учебно-тренировочные самолеты KT-1 «Унби» или сконструированные на их базе современные сверхзвуковые самолеты T-50, уже вышедшие на мировой рынок. Также южнокорейские компании сейчас активно разрабатывают беспилотные летательные аппараты (например, современный беспилотный конвертоплан KARI TR-100), возможности оперативного применения которых весьма разнообразны и определенно могут быть привлекательными для Индии. Один из козырей РК – это судостроение; здесь видится перспективным совместное строительство эсминцев программы KDX-III для Индии, где Корея сможет выполнить постройку корпусов кораблей, а США – оснащение их боевой информационно-управляющей системой Aegis [2, p. 49]. Помимо этого, в долгосрочной перспективе можно считать интересной возможность строительства и поставки в Индию УДК-вертолетоносца «Токто», поскольку конструкция данной модели предполагает размещение на ней в том числе и конвертопланов V-22 Osprey, покупку которых в настоящее время рассматривает Индия.

Также во время июльского визита Мун Чжэина в Индию стороны договорились значительно укрепить двусторонние военные связи. Индия и РК участвуют в совместных военных учениях и договорились их расширить, кроме того, планируется проведение различных программ обучения, обмена опытом, совместного участия в НИОКР, а главное – привлечения инвестиций южнокорейских компаний оборонно-промышленного комплекса [3]. Подобное сближение двух стран выглядит логичным ввиду укрепляющихся позиций Китая в регионе: камнем преткновения между Сеулом и Пекином стала проблема размещения в Корее батареи ПРО THAAD, что на определенном этапе вызвало большие ограничения, введенными Китаем против южнокорейских компаний (по аналогии с Brexit некоторыми авторами эта ситуация называлась China Exit). В настоящий момент южнокорейский бизнес четко осознает неоднозначность ситуации и стремится переориентироваться на другие рынки. В некотором смысле в политическом измерении присутствует та же логика: укрепление военно-политического сотрудничества между Индией и Кореей позволит уравновесить баланс сил в регионе и снизить степень зависимости Кореи от КНР. В стратегическом отношении подобные стремления не лишены смысла, однако сейчас не наблюдается серьезного фундамента для формирования крепкого политического и дипломатического партнерства между странами. К примеру, многократно озвученная инициатива участия Индии в урегулировании межкорейского вопроса не имеет видимых перспектив: единственным игроком, способным влиять на КНДР, остается Китай, причем его действия оказывают скорее позитивное влияние на продолжающийся дипломатический диалог на Корейском полуострове. Только в случае серьезного ухудшения отношений с Китаем Южная Корея будет готова на всестороннюю переориентацию политического курса на Индию, что сегодня остается не более чем перспективным вариантом, несмотря на то, что торгово-экономические связи двух стран стабильно растут.

1. Byun Duk-kun. Leaders of S. Korea, India agree to boost bilateral trade to US$50 bln by 2030 // Yonhap. 10.07.2018

2. Gallagher, M.G. Future Indian–South Korean ties: can Seoul use India to balance China? // Korean Journal of Defense Analysis. 2010. Vol. 22. № 1. Pp. 43–56.

3. Ganapathy, N.India and South Korea look to boost military ties // The Straits Times. 10.07.2018.

4. Jung Min-hee. Hyundai Motor to Invest More Than $1 Billion in India // Business Korea. 02.02.2018.

5. KEPCO seeks greater foothold in India's renewable energy market // Yonhap. 10.07.2018

6. Make in India: S Korea's Hyosung to invest Rs 30 bn in Maha spandex project // Business Standard. 16.02.2018.

7. Park, S., R. Singh. South Korea’s ‘New Southern Policy’ Reaches the Shores of India // The Diplomat. 03.07.2018.

8. President Moon Jae-in's trip seeks to turn India into 'next China' for South Korea: Official // The Straits Times. 09.07.2018.

9. S. Korea to actively cooperate in 'Make in India' programme // Business Standard. 09.07.2018.

10. S. Korea to elevate ASEAN, Indian ties for diplomatic diversification // Yonhap. 01.02.2018.

11. What does South Korea export to India? (2016) // The Observatory of Economic Complexity.

12. Where does South Korea export to? (2016) // The Observatory of Economic Complexity.

13. 100대 국정과제 //서울: 대한민국 정부, 2017. 122 p. = 100 главных задач государственной политики // Сеул: Правительство РК, 2017. 122 с.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся