Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Внешнеполитическая ориентация Итальянской Республики

19 апреля 2018
Распечатать
Евдокия Лифиц, студентка МГУУ Правительства МосквыВ начале нового тысячелетия внешнеполитическая ориентация Итальянской Республики претерпела существенные изменения. Если раньше наиболее приоритетным направлением итальянской внешней политики был средиземноморский регион, то на рубеже тысячелетий произошло смещение курса в направлении усиления интеграции и взаимодействия Италии с институтами ЕС. С целью углубления экономической интеграции в 1957 году Италия стала одним из государств-учредителей Европейского Экономического Сообщества – теперь Европейского Союза (ЕС). Средиземноморская направленность внешней политики привела к самоизоляции Италии от европейских проблем. Склонившись в сторону «средиземноморского выбора» внешняя политика Италии, как отмечает О.Н. Барабанов, к концу XX столетия вернулась в Европу.Многие направления европейской политики Италии в начале XXI века претерпели существенные изменения. В тот период наибольшую популярность получила идея о том, что «Медитерранизация» итальянского внешнеполитического курса может привести к маргинализации Италии в Европе.При формировании правительства в июне 2001 года, несмотря на радикальные высказывания партнеров премьера Берлускони по коалиции, уже можно было выявить некоторые существенные акценты в новой дипломатической линии. Пост министра иностранных дел занял Р.Руджеро, специалист по делам Европы. Берлускони выступал за усиление интеграции Италии в Евросоюз, и во время предвыборной кампании пообещал сделать голос Италии одним из решающих в ЕС. Одной из приоритетных задач программы нового кабинета Берлускони на 2002 год стало эффективное участие в саммите Евросоюза.Как отметил Сильвио Берлускони: “Мы горды быть частью Европы. Мы гордимся особыми отношениями, которые мы имеем с ЕС. Мы будем внимательно работать в следующие нескольких месяцев и лет в этом направлении и развивать дальнейшие отношения”.
По состоянию на 2002 год Италия состояла в 74 международных организациях. Большинство из них – дочерние организация таких крупнейших международных институтов как ООН, МВФ, ОЭСР. В целом, интеграция в европейское сообщество имело положительное влияние на экономику Италии. Маастрихтские требования стали катализаторомпроведения экономических реформ, благодаря которым было отмечено значительное снижение инфляции. Также низкие процентные ставки и сильная единая валюта не позволили разразиться валютно-экономическому кризису, как это случалось во время лиры. Если раньше имелись прецеденты использования девальвации для вывода экономики из кризиса, которые вызывали последствия в виде непомерного внешнего долга и инфляции, то теперь экономическое положение страны стало зависеть от макроэкономической ситуации в Еврозоне.В сфере европейской политики и развития экономических отношений в рамках ЕС Италия одолела трудный путь к введению евро. Еще в 2001 году, когда Берлускони после победы на выборах сформировал правительство, стало ясно, что его главной проблемой станут отношения с левоцентристскими лидерами, находившимися у власти в большинстве европейских стран. В 2003 году Италия председательствовала в Евросоюзе. Занимая должность президента ЕС, Берлускони надеялся, что его активная деятельность на этом посту привлечет симпатии избирателей, что принесет дополнительные преимущества в ходе избирательной кампании. Однако, неординарная личность президента Берлускони привлекала слишком много внимания к процессам, происходящим в Италии, особенно к свободе прессы и независимости судебной системы. Резюмируя президентство Берлускони в ЕС, стоит отметить, что оно доставило итальянскому премьеру больше политических издержек в виде скандалов, нежели политических дивидендов.Председательствование Италии в ЕС не стало историческим: дебаты по вопросу общеевропейской конституции не потеряли своей актуальности, а саму Италию потрясали забастовки по поводу реформы пенсионной системы.Нельзя не отметить, что европейская политика Италии рассматриваемого периода отличается двусмысленностью, так как она обусловлена потребностями двойственного характера: сохранять преемственность и акцентировать оригинальность внешнеполитического подхода, соблюдать старые обязательства и правила игры европейской политики, с одной стороны, и делать сенсационные, нестандартные заявления (например, о возможности интеграции в ЕС России, Турции и Израиля) - с другой.Старые европейские государства, как пишет в книге "Путеводитель по внешней политике: От Бадольо до Берлускони" С.Романо, еще обладают какими-то традиционными инструментами внешней политики, от дипломатии до вооруженных сил, но могут ими воспользоваться не иначе какв рамках коллективных действий, в той или иной мере под руководством США, так как Европа не обладает необходимыми инструментами и не способна проводить самостоятельную международную политику1. После атак террористов 11 сентября 2001 г. и начала американской войны в Афганистане Берлускони в целях преодоления враждебности к нему со стороны некоторых европейских партнеров «развернул» итальянскую внешнюю политику в сторону США. «События 11 сентября сблизили Берлускони и Буша еще сильнее. Летом они вместе прошли боевое крещение на кровопролитных европейских саммитах, однако атака на Всемирный торговый центр заметно укрепила их дружбу»2. Весной 2002г. Сильвио Берлускони стал решающим звеном в налаживании диалога с Россией и создании Совета НАТО - Россия. Он продемонстрировал, что Италия может быть одновременно «европеистской, атлантистской и дружественной России». Это дало возможность, правительству Берлускони занять нехарактерную для итальянской дипломатии утвердительную позицию на переговорах ЕС.Миграционная политика Италии в рамках ЕСНесмотря на то, что итальянское общество многоконфессионально и мультиэтнично, итальянцы «устали» от волн нелегальной иммиграции, которая распространилась по странам ЕС, и от неудачных попыток властей регулировать потоки иммиграции (в том числе, незаконной миграции из исламских стран Средиземноморья).Одной из задач Италии на посту председателя ЕС стало углубление сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам безопасности, предоставления убежища и иммиграции. Планы правоцентристской коалиции Берлускони на время президентства Италии в ЕС по предотвращению нелегальной иммиграции были весьма масштабны и амбициозны. Так, Италия стремилась решить проблему нелегальной иммиграции посредством заключения конкретных соглашений. Берлускони отмечал необходимость разработки общего европейского подхода к проблеме ищущих убежища и иммигрантов-правонарушителей. Концепция единого подхода должна была не только развить общую политику в сферах совместных действий, но также и акцентировать внимание ЕС на роли Итальянской Республики в решении общеевропейских проблем. Выступая уже как председатель ЕС, Берлускони рекомендовал вступить в переговоры смусульманскими странами южного Средиземноморья, поскольку именно правительство Италии было обеспокоено ростом нелегальной иммиграции.Некоторые государства-члены ЕС одобрили инициативы Берлускони. Однако не все общество Италии и ЕС было настроено против мигрантов и поэтому антииммиграционная политика Берлускони вызвала многочисленные протесты левых. Итальянские инициативы по противодействию нелегальной иммиграции продолжились и после окончания срока председательства Италии в ЕС.ВыводыЕвропейские партнеры Италии были недовольны результатами выборов в мае 2001 года и формированием коалиционного правительства Берлускони, в большей степени выражали недовольство правящие круги Бельгии и Франции. Союзники Италии по ЕС (Франция и Германия) проявляли определенную озабоченность планами второго правительства Берлускони в сфере внешней политики, и особенную неприязнь вызывал известный своими ксенофобскими настроениями Умберто Босси, глава «Северной Лиги» – член коалиции Берлускони. Определенное недоверие в отношении приближавшегося расширения ЕС и интеграции в ЕС восточноевропейских государств выражали многие участники коалиции нового премьера Берлускони. В кратчайшие сроки после формирования правительства Берлускони необходимо было внести ясность во взаимоотношения между Италией и Европейским Союзом.Тем не менее, опасения европейских партнеров Италии не оправдались. Несмотря на инициативы отдельных представителей нового правительства (Умберто Босси,...)про-Европейский курс политики Италии не изменился в течение деятельности второго правительства Берлускони. Более того на рубеже тысячелетий эффективное взаимодействие Италии с институтами ЕС стало центральной задачей внешнеполитического курса страны. Резюмируя вышесказанное стоит также отметить, что, в целом, внешняя политика Италии в рассматриваемый период стала разносторонне-ориентированной, более самостоятельной и независимой.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся