Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Гибралтар – скала противоречий

11 декабря 2018
Распечатать
Чумаков М. В., студент IV курса факультета Международных отношений МГИМО
Дилемма ирландской границы – тот камень преткновения на пути выхода Великобритании из ЕС, о существовании которого хорошо осведомлена общественность. Не столь широко известна проблема Гибралтара, которая с тем же успехом могла пустить под откос проект соглашения с ЕС о Брекзите.
Гибралтар, площадь которого сегодня составляет 6,7 км2, а население – 32 тыс. человек, вошел в состав Великобритании по Утрехтскому мирному договору 1713 г., принятому по итогам Войны за испанское наследство 1701 – 1714 гг. Причем определение британской территории достаточно размыто: по договору, в ее состав входят замок и прилегающий город, поэтому испанская сторона выдвигает претензии как минимум на часть территории, в частности, на аэропорт, а также на участие в управлении Гибралтаром на паритетных началах (кондоминиум). Интересно положение Утрехтского договора, гласящее о том, что Скала (как называют Гибралтар) может принадлежать только Великобритании или Испании; таким образом, возможность предоставления независимости исключена.
Разумеется, Испания стремилась вернуть контроль над стратегической территорией. Во время Второй мировой войны она скрыто поддерживала итальянских диверсантов, действовавших против британских кораблей в порту Гибралтара, не рискнув, впрочем, вступить в открытую конфронтацию. В ходе деколонизации Лондон предоставил жителям Скалы самим определить свой статус: в рамках референдума 1967 г. гибралтарцы почти единогласно проголосовали за то, чтобы остаться в составе Соединенного Королевства (точно так же, как при повторном референдуме в 2002 г.). В 1968 г. Гибралтару была дарована Конституция, согласно которой местные органы власти получили всю полноту власти во внутренних делах. Все это вызвало негативную реакцию Мадрида, который в 1969 г. перекрыл границу и перерезал все сухопутные коммуникации. В 1980 г. между сторонами были подписаны Лиссабонские соглашения, по которым Лондон признавал наличие территориальной проблемы Гибралтара и выражал готовность вступить в переговоры. Это положение важно для понимания сегодняшней ситуации. Однако граница была открыта только в 1985 г.
Гибралтар не участвовал в референдуме о членстве Великобритании в ЕС, по итогам которого в 1973 г. страна вошла в это объединение. До выборов в Европарламент заморская территория была допущена только в 2004 г. Однако членство в ЕС является основой благосостояния Скалы. Гибралтар представляет собой оффшорную зону: налог на добавленную стоимость отсутствует; доходы компаний, зарегистрированных в Гибралтаре, но осуществляющих деятельность за его пределами, не облагаются налогами; налоги на прибыль также минимальны. Кроме того, компании третьих стран, зарегистрированные здесь, получают доступ к общему рынку ЕС, но без соблюдения ряда его норм. При этом гарантируется свобода въезда граждан стран ЕС (с прохождением паспортного контроля), тогда как граждане третьих стран могут въехать по Шенгенской визе. Благодаря этому Гибралтар превратился в центр оказания финансовых услуг, азартных игр (налог на подобный бизнес составляет 1%); наблюдается массовый приток туристов, привлеченных низкими ценами на продукцию, не облагаемую налогами; большие доходы дает и обслуживание судоходства. Вследствие этого ВВП на душу населения достигает 92,8 тыс. долл. (2017), тогда как для Великобритании аналогичный показатель составляет 42,4 тыс. долл., а для Испании – 36,4 тыс. долл.
Неудивительно, что на референдуме по выходу Великобритании из ЕС 96% гибралтарцев при явке в 84% проголосовали за то, чтобы остаться в составе объединения. При этом даже с учетом прямо противоположного исхода голосования жители Скалы намерены остаться в составе Соединенного Королевства. Однако они не желают быть разменной монетой при определении условий «развода» между Лондоном и Брюсселем. Представляется, что Гибралтар мог бы урегулировать отношения с ЕС в рамках модели взаимодействия ЕС – Европейская ассоциация свободной торговли, которая позволяет согласовывать отдельный аспекты доступа на общий рынок, допуская многочисленные изъятия. Политические связи с Лондоном при этом остались бы неизменными.
Позиция Мадрида заключается в том, что соглашение по Брекзиту не может быть заключено без проведения двусторонних переговоров относительно статуса Гибралтара и заключения параллельного соглашения между Великобританией и Испанией. По сути, речь идет о том, чтобы исключить Скалу из сделки по Брекзиту. Вновь появились претензии на осуществление совместного управления территорией. Другие «болевые точки» - права работающих в Гибралтаре испанцев, загрязнение окружающей среды, контрабанда табачных изделий и уклонение от уплаты налогов. Испанская сторона неоднократно угрожала заблокировать принятие проекта соглашения по Брекзиту в случае, если ее позиция не будет учтена. ЕС поддержал Испанию; было заявлено, что ее требования должны быть учтены при ведении переговоров с Великобританией. Его позиция основана как на положениях Лиссабонских соглашений 1980 г., так и на постановлении Европейского суда 2008 г, который отметил, что политический и административный статус Гибралтара отличается от британского.
Лондон настаивает на том, что статус Гибралтара может быть определен только на основе волеизъявления его жителей. При этом в рамках соглашения по Брекзиту не должно быть положений, отдельно затрагивающих положение территории.
Однако Великобритания дрогнула: накануне саммита глав стран ЕС Испания вновь подтвердила, что сорвет принятие проекта сделки по Брекзиту. 24 ноября, за день до саммита, Лондон пошел на уступки: посол в ЕС Тим Барроу выразил согласие на то, что Гибралтар не войдет в торговое соглашение с ЕС. По сути, вопрос Гибралтара отныне подлежит отдельному урегулированию. Премьер Испании Педро Санчес заявил, что логическим продолжением этого станет начало переговоров по осуществлению над Гибралтаром «совместного суверенитета»; по его словам, отныне взаимодействие Гибралтара с ЕС будет осуществляться только с учетом мнения Испании. В итоге 25 ноября проект соглашения был одобрен.
Мадрид не замедлил воспользоваться уступкой Лондона. Уже 29 ноября между Великобританией и Испанией было подписано четыре меморандума о взаимопонимании, чье действие охватывает период до конца 2020 г. Они касаются вопросов разницы цен на табачную продукцию, защиты окружающей среды, сотрудничества таможенных и правоохранительных органов, а также прав работников, совершающих маятниковую миграцию. В будущем планируется заключить соглашение о налогах, которое, по мнению испанской стороны, должно положить конец «оффшорному» статусу Гибралтара.
Пойдя на уступку Испании, британская сторона смогла добиться принятия плана по Брекзиту, однако остается открытым вопрос о том, не стало ли это Пирровой победой. С одной стороны, ценой нарушения своих заверений в том, что Гибралтар выйдет из ЕС на тех же основаниях, что и вся страна Лондон получил сомнительный проект, не позволяющий добиться того, ради чего и затевался выход из ЕС. С другой стороны, вариант «Брекзит без сделки» нанес бы серьезный ущерб экономике Гибралтара. По всей видимости, в будущем положение Гибралтара будет зависеть от общей динамики отношений Великобритании и ЕС; при этом проблема Гибралтара не сравняется с остротой североирландского вопроса и может выступать в качестве разменной монеты для преодоления более серьезных конфликтных узлов.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся