Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Экономические предпосылки движения Европы за независимость: место Италии в этом процессе

19 апреля 2018
Распечатать
Шашкина Евгения, студентка магистратуры МГИМО МИД РФ факультета Международных экономических отношенийПризрак бродит по Европе, призрак сепаратизма... Каталония создала прецедент для многих регионов европейских стран для отстаивания своих интересов как культурных и политических, так и носящих экономический характер. Нельзя исключать возможность того, что в скором времени такие области, как Шотландия, Уэльс, Ирландия в Великобритании, Бретань, Савойя и Корсика во Франции, Галисия, Андалузия и Страна Басков в Испании заявят о своих правах на автономию. И если в Силезии (Польша) или Фландрии и Валлонии (Бельгия) на пути к мирному существованию в пределах нынешних государственных границ стоят языковые барьеры или историческая связь с другой территорией, то в Каталонии (Испания), Баварии (Германия), Ломбардии и Венето (Италия) на первый план встает вопрос финансовой самостоятельности регионов.22 октября 2017 года в Венето и Ломбардии прошел референдум о приобретении указанными областями особого статуса автономии. Конституция Италии предусматривает такую возможность, и 5 регионов из 20 уже имеют этот статус (Сардиния, Сицилия, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Аридже). Кроме того, референдум носил консультационных характер, и дает лишь руководству Ломбардии и Венето возможность опираться на волеизъявление своего народа при подаче прошения об автономии в федеральные органы власти.
Опорным пунктом для лидеров венецианского и ломбардского движения за независимость является по факту спонсирование бедных областей, которое проявляется в превышении налоговых отчислений в центральный бюджет Италии над средствами, полученными в рамках программ развития.Проблема содержания богатыми регионами бедных не нова для Европы. Такая ситуация складывается не только на национальном уровне, но и на наднациональном. И ярким тому подтверждением является единый бюджет ЕС.
Финансовым обеспечением деятельности государства являются налоговые и неналоговые поступления (доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от приватизации и т.д.), взамен государство оказывает услуги населению, осуществляет социальное обеспечение, строит инфраструктурные объекты. По аналогии строится финансовая деятельность интеграционных группировок. Доходная часть бюджета складывается из взносов стран-членов, а расходы определяются в соответствии с осуществляемыми программами развития.Единый бюджет ЕС складывается из двух типов взносов участников (один из них исчисляется на основе НДС, а второй – на основе валового национального дохода), собственных источников дохода ЕС, профицита бюджета предыдущего года и других источников. По состоянию на 2016 год 77,36% доходной части бюджета формируется за счет взносов (66,33% - вклады, рассчитанные на основе ВНД, и 11,03% - на основе НДС).
Общий бюджет призван решать специфические задачи в сельском хозяйстве и частично реформировать региональную политику в ЕС. Таким образом, большая часть средств направляется на единую сельскохозяйственную политику или на осуществление структурных реформ в странах, готовящихся к вступлению в ЕС. Из единого бюджета ЕС не финансируется создание общественных благ, эта обязанность по-прежнему остается за национальными правительствами.
Проблема, которая сложилась на наднациональном уровне в ЕС, заключается в том, что одни страны являются «хроническими» донорами единого бюджета ЕС, т.е. страны, которые направляют в бюджет больше средств, чем получают из него, а другие являются хроническими реципиентами средств, то есть им выделяется большие объемы финансовых ресурсов, чем они вносят в бюджет. Логично предположить, что в первую группу входят наиболее развитые страны Европы, а во вторую – новоиспеченные члены, которые получают колоссальные дотации на развитие экономики и политическую и территориальную конвергенцию с Евросоюзом.По состоянию на 2016 год в ЕС было 18 нетто-реципиентов бюджетных средств и 10 нетто-доноров.В число основных доноров входит и Италия, занимая пятое место по этому показателю по состоянию на конец 2015 и четвертое на конец 2016 года.Проблема неравенства развития регионов сложилась и на национальном уровне многих европейских государств. Одной из причин сегодняшних движений за независимость отдельных регионов европейских государств является теория о регионе-кормильце, эксплуатируемом «столичными дармоедами и их приспешниками» из менее успешных регионов единой страны.
Рассмотрим бюджетное сальдо (разницу между перечисленными в центральный бюджет от регионов средств, и полученными средствами) всех регионов Италии. Положительная величина говорит о том, что регион – донор, отрицательная – о том, что регион является реципиентом. См. Таблицу 1 в приложении.

Практически все регионы (за исключением Валле-д’Аоста и Фруили-Венеция-Джулия) северной Италии являются хроническими донорами центрального бюджета страны, перераспределяя в пользу юга более 100 млрд евро в год. Такое разделение имеет исторические предпосылки, так как традиционно север государства считался промышленным центром страны, в то время как юг – бедный, преимущественно аграрный регион. После объединения страны так и не удалось сгладить экономические различия между северной и южной частями. Проблемы усугубились с переходом страны на евро.К счастью, венецианцы и ломбардцы настроены не так воинственно, как каталонцы и не собираются выходить из состава Итальянской республики. Это дает нам право говорить об итальянском случае как о фискальной автономии, а не сепаратизме. Они хотят оставлять большую часть собранных налогов у себя, а также получить большие права во многих областях деятельности, в частности, в сфере образования. Таким образом, они смогут построить свою более эффективную систему обучения, в частности путем ведения переговоры с преподавателями, внесения поправок в процесс обучения, программу, в систему взаимоотношений с компаниями и рынком труда. Сейчас ежегодно тратится около 5 млрд евро из центрального бюджета на образование в Ломбардии, при автономии регион сам бы смог более эффективно распределять эти средства.

Одной из идей является построение бюджетной системы наподобие американской, которая является образцом бюджетного федерализма и где богатые штаты не протягивают руку помощи своим бедным собратьям. Сферы ответственности заранее распределены между уровнями бюджетной системы (федеральный, уровень штата и местный), и каждый бюджет сам определяет,

какие налоги и в каком объеме вводить, чтобы выполнить свои расходные обязательства.Но для имлементации у себя американской модели бюджетного федерализма Италии пришлось бы изменить форму государственного устройства и стать федерацией. После чего появилась бы возможность у местных органов власти проводить свою политику в сфере образования, здравоохранения и частичного налогообложения. Стоит добавить к этому выход из ЕС и получится первоначальный вариант программы «Лиги Севера», итальянской правой политической партии, которая одно время выступала за автономность северных регионов Италии и образования нового государства – Падания.Стоит отметить, что при реализации этого сценария Италия полностью выпала бы из ЕС, так как северные регионы не хотят иметь ничего общего с обременительной для себя интеграционной группировкой. Если избавляться от нахлебников, то от всех, а не только от южноитальянских областей (напомним, что в едином бюджете ЕС Италия является донором). А слабая южная часть страны будет не нужна уже Евросоюзу, у которого и так много «голодных детей» и тех, кто стоит в очереди на членство.Но все же этот сценарий маловероятен. Политическое движение за независимость не так уж сильно в Италии, как в Каталонии. Кроме того, есть надежда, что в скором будущем Евросоюз будет революционировать в сторону формирования развитого индустриального, промышленного, интеллектуального, культурного, технологического регионального ядра Рейн-Альпы, в которое войдут такие государства и регионы стран Европы как Голландия, Германия, Люксембург, северо-восток Франции, Швейцария, Австрия, север Италии и Дания. Отличительной особенностью этой идеи является то, что ядро сложится уже не только из «старожилов» Евросоюза, но и новичков (Швейцария), и не в пределах старых национальных границ. Но это только один из множества вариантов реформирования Евросоюза, но тем не менее вектор развития заключается в формировании Европы регионов.Также хочется верить, что недовольства отдельных регионов Италии будет эффективно разрешено путем предоставления больших свобод местным бюджетам. Кроме того, необходимо пересмотреть условия взносов отдельных стран в единый бюджет ЕС. Если ЕС готово предоставить «план Маршалла для Украины, согласно которому с 2018 по 2028 Украина получит 50 млрд евро помощи на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты, то почему не может помочь провести структурные реформы своих давних коллег в лице Италии. Сейчас стране нужно провести срочную модернизацию южной части страны и «подтянуть» ее до уровня севера. После чего проблема экономической разрозненности регионов внутри единого государства решится сама собой, если конечно, в Ломбардии или Венеции не начнет преобладать «исторический сепаратизм».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся