Большая Евразия

Перспективы развития цепочек добавленной стоимости внутри Евразийского союза

11 Октября 2017
Распечатать
_ Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ; Надежда Тынникова, сотрудник Евразийского сектора ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. Москва, 6 октября 2017 г.
На сегодняшний день важной задачей для стран — участниц ЕАЭС является не только выработка стратегии их активного включения в систему цепочек добавленной стоимости (ЦДС) в Большой Евразии, но также формирование возможностей для промышленной кооперации и создания внутрисоюзных ЦДС.
Речь идет не столько о сохранении исторически сложившихся производственных цепочек времен СССР, сколько о создании стимулов для формирования новых ЦДС.
Стоит отметить, что ведется сложная, но целенаправленная работа по устранению множества барьеров, препятствующих взаимной торговле и инвестициям внутри интеграционного объединения.
Важную роль для создания внутрисоюзных ЦДС играет не только создание единых и общих рынков, но и определение и реализация общей (согласованной) промышленной политики Союза.
Оценка потенциала развития кооперационных связей [1],[2]
В 2015 году ЕЭК опубликовал «Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года».
Результаты оценки демонстрируют наличие потенциала развития производственной кооперации между хозяйствующими субъектами государств — членов Союза в сферах экономики, где исторически формировались кооперационные связи между парами стран. В силу географической удаленности друг от друга и существующей структуры экспортных поставок между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь экономически целесообразна кооперация в производстве товаров пищевой отрасли.
Помимо традиционных отраслей, экономически связывающих российские предприятия с казахстанскими и белорусскими партнерами, в качестве перспективной сферы для кооперации определена фармацевтическая отрасль.
Следует отметить, что невключение той или иной отрасли в группу сфер экономики с высоким потенциалом кооперации (увеличения поставок промежуточной и конечной продукции) может быть связано как с тем, что по данной отрасли у страны не выявлен потенциал роста (в том числе в связи с недостатком ресурсной базы, что особенно актуально для минеральных ресурсов), так и с тем, что страна уже поставляет партнерам по Союзу значительные объемы продукции данной отрасли.
Таблица 1. Сферы экономики с максимальным потенциалом развития действующих и/или создания новых кооперационных связей
Государства — члены Союза Сферы экономики  
Беларусь — Казахстан Производство прочих пищевых продуктов  
Беларусь — Россия Производство основных химических веществ Производство фармацевтической продукции Производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки Текстильное производство
Казахстан — Россия Производство цветных металлов Производство нефтепродуктов Производство основных химических веществ Производство фармацевтической продукции Производство судов, летательных и космических аппаратов Производство кокса и ядерных материалов

ОНПС ЕАЭС
В сентябре 2015 года государства-члены ЕАЭС приняли проект Основных направлений промышленного сотрудничества стран ЕАЭС (ОНПС), который сформирован исходя из целесообразности углубления промышленной кооперации в рамках Союза.[3] В перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленной кооперации государств — членов ЕАЭС вошли 19 отраслей экономики.
ОНПС определяет основные направления промышленной кооперации государств — членов ЕАЭС на 5 лет. Документ включает в себя основные формы и правила сотрудничества, перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества стран — участниц ЕАЭС, список чувствительных товаров, цели, задачи, механизмы, а также инструменты промышленной интеграции стран — участниц ЕАЭС.[4] По оценкам Департамента промышленной политики ЕЭК, наибольшим потенциалом в этом плане обладают: производство транспортных средств, оптики, электроники, продукции химической промышленности, металлургии, металлоконструкций, электрооборудования [31].
В перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленной кооперации государств — членов ЕАЭС вошли 19 отраслей экономики, которые на сегодняшний день широко представлены иностранной продукцией на рынках стран — участниц ЕАЭС или находятся в высокой степени зависимости от импортного сырья. Примером такой отрасли является машиностроение.[5]
Например, для повышения уровня локализации автомобильных производств решением ВЕЭС был принят проект, согласно которому собранные на территории ЕАЭС автомобили, уровень локализации которых достигает не менее 30%, могут свободно обращаться на территориях стран-членов. С 1 июля 2018 года уровень локализации должен составлять не менее 50%2. Данная мера позволит поддержать отечественных производителей компонентов для производства автомобилей и увеличить долю добавленной стоимости производителей государств — членов ЕАЭС в конечном продукте.[6]
В первом полугодии 2017 г. Россия продала за пределы ЕАЭС 24 тыс. легковых авто (+ 61% в годовом выражении). Подготовленный Минпромторгом базовый вариант стратегии развития автоэкспорта предусматривает, что Россия к 2025 г. сможет поставлять за рубеж автопродукцию на $4,9 млрд. При этом доля поставляемой на экспорт продукции должна вырасти с 7% до 20% от всего объема российского производства. [7]
Окно 1. Пример существующих ЦДС в ЕАЭС
В союзном сельхозмашиностроении в среднем 80% добавленной стоимости формируется предприятиями Белоруссии, России и Казахстана. Двигатели, трансмиссии, электрику, кузова, навесное оборудование производят на территории ЕАЭС. Россия и Казахстан формируют цепочку по производству уранового топлива. В Белоруссии совместно с Россией осуществляется строительство АЭС.[8]

Евразийские технологические платформы [9]
Первые приоритетные евразийские технологические платформы были одобрены Советом ЕЭК 18 октября 2016 года. Они охватывают такие сферы развития, как космические и геоинформационные технологии, биомедицину, суперкомпьютеры, фотонику, светодиоды, технологии добычи твердых полезных ископаемых, технологии экологического развития, биотехнологии, технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, сельское хозяйство, текстильную и легкую промышленность.
Евразийские технологические платформы определены в Евразийском экономическом союзе в качестве ведущего инструмента формирования инновационной экономики будущего, создания в пяти союзных странах центров компетенций, стимулирования постоянного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспособности промышленности. Фактически ЕТП являются механизмом кооперации в научно-технической, инновационной и производственной сферах и создают условия для сотрудничества между ведущими организациями бизнеса, науки, государства, общественными организациями союзных стран.
Таким образом, с учетом этого решения Совета определены 12 приоритетных технологических платформ по 9 приоритетным технологическим направлениям.
При этом Комиссия совместно со сторонами продолжает работу по формированию приоритетных евразийских платформ, определению участников ЕТП, основных направлений сотрудничества и совместных инновационных кооперационных проектов. Совет ЕЭК должен сформировать приоритетные евразийские технологические платформы в рамках 14-ти технологических направлений, определенных решением Межправсовета от 13 апреля 2016 года № 2. Для начала работы ЕТП они должны быть утверждены Советом Комиссии.
В перспективе планируется создать технологические платформы по таким направлениям, как электроника и технологии машиностроения, химия и нефтехимия, энергетика, технологии транспорта, ядерные и радиационные технологии.
Таблица 2. Перечень направлений по формированию евразийских технологических платформ [10],[11]
1. Медицинские и медицинские биотехнологии, фармация 2. Информационно-коммуникационные технологии   3. Фотоника 4. Авиакосмические технологии  
5. Ядерные и радиационные технологии   6. Энергетика   7. Технологии транспорта   8. Технологии металлургии и новые материалы  
9. Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка   10. Химия и нефтехимия   11. Электроника и технологии машиностроения   12. Экологическое развитие  
13. Промышленные технологии   14. Сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии  

Промышленная кооперация и субконтрактация [12]
Промышленная субконтрактация и трансфер технологий широко используются в развитых индустриальных странах и позволяют достигать высокой эффективности и конкурентоспособности промышленного производства. Создание и полноценное функционирование евразийской сети субконтрактации будет способствовать увеличению темпов роста и объемов промышленного производства в государствах-членах ЕАЭС
Создание информационной системы промышленности позволит оптимизировать процессы производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона; увеличить эффективность деятельности производственных предприятий в целом и использовать освободившиеся организационные, финансовые и человеческие ресурсы для развития новых направлений или концентрации усилий, не требующих повышенного внимания.
Создание евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации будет завершено в 2019 году. К этому сроку будет подготовлен общий сетевой ресурс и произойдет объединение национальных сегментов государств Евразийского экономического союза в единую сеть.
Подходы к созданию сетевой структуры промышленной субконтрактации для Союза предусматривают два уровня: национальный уровень с уполномоченными органами-координаторами деятельности существующих либо создаваемых центров субконтрактации и наднациональный уровень, на котором ЕЭК координирует принципы и правила взаимодействия.
Запуск евразийской сети промышленной субконтрактации будет осуществляться в течение трех лет и пройдет в несколько этапов. На первом этапе, в 2017-2018 годах, будет дан старт пилотному проекту, основой которого станут разработки Фонда промышленности при Министерстве промышленности РФ по созданию государственной информационной системы промышленности. На втором этапе, в 2019 году, предполагается наладить полноценное функционирование евразийской сети.
Ожидается, что Департамент промышленной политики ЕЭК до конца 2017 года подготовит пакет нормативно-методической документации для национальных сегментов сети по формированию Единого реестра и базы данных промышленных предприятий. В него войдут рекомендации для уполномоченных органов государств ЕАЭС, будут обозначены функции и полномочия национальных центров субконтрактации стран «пятерки» по организации сетей субконтрактации на национальном уровне.
Сейчас Департамент параллельно разрабатывает концепцию создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий.
В процессе разработки промышленным блоком ЕЭК концепции создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий было подписано соглашение о сотрудничестве между восемью ключевыми партнерами: республиканскими центрами трансфера технологий Республики Армения и Республики Беларусь, Центром внедрения инноваций Центральной Азии в Кыргызстане, Фондом науки Казахстана, Агентством по технологическому развитию России и рядом других организаций и структур.
Предполагается, что в дальнейшем евразийская сеть субконтрактации и евразийская сеть трансфера технологий, объединенные в общий информационный ресурс, составят евразийскую информационную систему промышленности. Ядром системы станет интегрированный в нее единый реестр сведений о промышленных предприятиях Союза.
Сотрудничество ЕЭК и ЕАБР [13]
Предполагается, что финансовую поддержку приоритетным проектам в сфере промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе окажет Евразийским банком развития (ЕАБР).
16 мая 2017 г. прошло первое организационное заседание специальной рабочей группы ЕЭК-ЕАБР по рассмотрению кооперационных проектов с интеграционным потенциалом. В ноябре 2016 года Консультативный комитет по промышленности ЕЭК одобрил перечень взаимовыгодных направлений кооперационного сотрудничества для финансирования Евразийским банком развития.
В перечень входят: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическая промышленность, производство бумаги, бумажной продукции и издательская деятельность, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, легкая промышленность.
Ожидается, что деятельность рабочей группы по рассмотрению кооперационных проектов с интеграционным потенциалом позволит существенно сократить сроки рассмотрения проектов Евразийским банком развития и будет способствовать развитию реальной промышленной кооперации.
Одобрен проект Положения о рабочей группе, которая была утверждена распоряжением Совета ЕЭК от 13 января 2017 года. Рабочая группа является основным звеном во взаимодействии Комиссии, государств-членов и ЕАБР по рассмотрению, финансированию и реализации кооперационных проектов. Ее основная задача – отбор и продвижение подобных проектов. При необходимости рабочая группа будет готовить предложения по нефинансовым мерам поддержки кооперационных проектов, которые целесообразно осуществлять на уровне Комиссии и государств-членов для продвижения кооперационных проектов. В результате будет облегчен доступ бизнеса к финансовым инструментам ЕАБР при соблюдении процедур, установленных банком.
Промышленный блок ЕЭК координирует инициированную сторонами работу по реализации кооперационных проектов, одновременно соответствующих как требованиям ЕАБР, так и критериям, утвержденным Советом ЕЭК.
Планируется, что на следующем заседании будут рассмотрены конкретные кооперационные проекты с интеграционным потенциалом для возможного финансирования ЕАБР.
Согласно обновленной стратегии ЕАБР, банк планирует нарастить объем текущего инвестиционного портфеля к концу 2017 года до уровня 3,3 млрд долларов США. По состоянию на 1 мая 2017 года этот показатель составляет 2,450 млрд долларов США. При этом концентрация деятельности на финансировании интеграционных проектов в регионе должна составлять не менее 50% от инвестиционного портфеля. Среди ключевых текущих проектов ЕАБР - строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане, строительство Тихвинского вагоностроительного завода в России, Полоцкой ГЭС в Беларуси и другие.
Примечания:
[1] Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года. — М.: ЕЭК. 2015 г. — 216 с.
[2] Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года. — М.: ЕЭК. 2015 г. — 56 с.
[3] «На заседании Евразийского межправительственного совета одобрены Основные направления промышленного сотрудничества стран ЕАЭС». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/07/28/602369-prisoedinenie-kazahstana-k-vtomozhet-dobavit-problem-eaes. – Загл. с экрана.
[4] ЕЭК // Интервью Министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-09-2015-2.aspx. – Загл. с экрана.
[5] ЕЭК // На заседании Евразийского межправительственного совета приняты Основные направления промышленного сотрудничества стран ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-09-2015-1.aspx. – Загл. с экрана.
[6] Игорь Овсянников, генеральный директор компании Geely в России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/23272/. – Загл. с экрана.
[7] http://www.vestifinance.ru/articles/89759
[8]http://www.aif.ru/money/economy/sergey_sidorskiy_eaes_vyhodit_na_polnuyu_samoobespechennost_prodovolstviem
[9] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-05-2017-3.aspx
[10] http://bibl.laser.nsc.ru/download/laser-inform/581all-2.pdf
[11] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/ ПЕРЕЧЕНЬ-направлений-по-формированию-евразийских--технологических-платформ.aspx
[12] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-08-2017-1.aspx
[13] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/22-05-2017-3.aspx
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся