К 20-летию Диалогового партнерства

АСЕАН

Новый виток интеграции и позиции России
В 2016 г. Россия и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) отмечают двадцатилетие отношений в формате полномасштабного диалогового партнерства. Это событие — повод для оценки уже достигнутого и определения новых перспективных направлений сотрудничества.

Решая эту стратегическую задачу, необходимо принимать во внимание образование Сообщества АСЕАН. Сотрудничество между десятью государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА), а также Ассоциацией и ее партнерами нацелено на обретение нового качества, став более глубоким, многогранным и комплексным. Его экономическая составляющая заключается в превращении ЮВА в динамично развивающуюся и конкурентоспособную геоэкономическую общность, позволяющую своим участникам поддерживать высокие темпы экономического роста, политическую, социальную и этноконфессиональную управляемость, а Ассоциации — удерживать свою центральную роль в азиатско-тихоокеанских форматах и инициативах многостороннего сотрудничества и усилить свое влияние на повестку глобального развития.

С точки зрения интересов Российской Федерации важно выявить содержание и особенности Экономического сообщества АСЕАН, описать возможности ведения бизнеса в ЮВА и дать характеристику наиболее перспективных российских проектов, осуществляемых в Юго-Восточной Азии.

Главное об Экономическом сообществе АСЕАН

1. Государства ЮВА никогда не ставили перед собой задачу повторить европейский интеграционный опыт, т.е. создать единое экономическое и политическое пространство. Причин тому несколько. Одна из них — незавершенность во многих из этих стран процессов национальной интеграции, как этнической и религиозной, так и политической. Отсюда — сложности в достижении консенсуса как внутри элит стран АСЕАН, так и их обществ в целом. Отсутствие национальной интеграции в отдельных государствах ЮВА подрывает полноценную реализацию интеграционного проекта на уровне всего субрегиона.

Не хотят прагматичные члены АСЕАН использовать европейский опыт и по иной причине. В 2010-2014 гг. средние темпы экономического роста АСЕАН составили 5,7%, а Евросоюза и Еврозоны — 0,7% и 1,04% соответственно. Экономические неурядицы и кризис иммиграционной политики ЕС для АСЕАН служат более чем убедительными аргументами в пользу того, что в современных условиях пересмотр принципов уважения суверенитета во всех его проявлениях не только нежелателен, но и опасен.
2. АСЕАН всегда встраивала экономический вектор сотрудничества между входящими в нее странами в контекст более широких стратегических приоритетов. Неслучайно, что начало экономической интеграции, отраженное в т.н. «Докладе Кансу» [Coxhead I. Routledge handbook of Southeast Asian economics // Routledge, 2014. P.368], хронологически совпало с принятием Декларации ЗОПФАН, а решение Сингапурского саммита о формировании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) — с решением о формировании общерегиональной площадки многостороннего диалога по вопросам безопасности. Приняв документ «Перспективы 2020», Ассоциация увязала вопросы экономики, политики и безопасности, социокультурного развития, что впоследствии послужило концептуальной основой Сообщества АСЕАН. Рассматривать результаты Экономического сообщества АСЕАН необходимо не изолированно, а в увязке с комплексными приоритетами Ассоциации.
3. Дорожная карта формирования Экономического сообщества АСЕАН до 2015 г. была принята непосредственно перед мировым финансовым и экономическим кризисом 2008–2009 гг., а внедрение в практику заявленных мероприятий происходило уже под его сильным влиянием. Основной урок, который вынесли страны ЮВА из экономических неурядиц, был прагматичен и прост: залог их преодоления заключается в масштабном инфраструктурном строительстве, а также оптимизации и диверсификации основ экономических обменов, в том числе с внерегиональными партнерами.

История развития

Экономическое сотрудничество стран АСЕАН началось в 1970-е гг., однако самодостаточный характер приобрело лишь в постбиполярную эпоху. Успехи ассоциированных государств, вошедших в когорту восточноазиатских новых индустриальных экономик первой и второй волны, логично ставили вопрос об объединении их потенциалов, а активизация процессов экономического регионализма в АТР, Европе и Северной Америке подталкивали Ассоциацию к ответным шагам. Наиболее значимыми из таковых стали следующие проекты: Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зона инвестиций АСЕАН (АИА), Инициатива интеграции АСЕАН (ИАИ), Инициатива АСЕАН по развитию р. Меконг, Процесс финансово-экономического мониторинга в странах АСЕАН (ASEAN Surveillance Process).

Однако перед странами АСЕАН возникали новые задачи, требовавшие своевременного и адекватного отклика. Вступление Китая в ВТО могло негативно отразиться на инвестиционной привлекательности стран ЮВА. Рост двусторонних соглашений о свободной торговле между отдельными государствами АСЕАН и их внерегиональными партнерами грозил увеличить разрыв между старыми и новыми членами АСЕАН. Совместные проекты сотрудничества стран–членов АСЕАН — Сеть автодорог АСЕАН, Трансасеановский газопровод, Единая энергосистема АСЕАН и другие — становились более длительными и затратными в финансовом отношении, чем Ассоциация изначально рассчитывала. Каждый из этих факторов подталкивал Ассоциацию к запуску нового масштабного проекта — Сообщества АСЕАН, решение о котором было озвучено Ассоциацией в 2003 г.

Первоначально завершить проект планировалось к 2020 г., впоследствии срок был перенесен на 2015 г. Принятая в ноябре 2007 г. Дорожная карта формирования Экономического Сообщества АСЕАН включала следующие направления:
— Формирование в Юго-Восточной Азии единого рынка и единой производственной базы;
— Превращение ЮВА в «конкурентоспособный экономический регион»;
— Предоставление странам ЮВА равных условий для развития;
— Интеграция ЮВА в глобальные экономические процессы.

Ответ на вопрос, в какой мере АСЕАН преуспела в достижении поставленных целей, вряд ли может быть однозначным. Согласно официальным документам АСЕАН, два последних направления выполнены на 100%, а два первых — на 92,4% и 90,5% соответственно. Результатом проектов Зона свободной торговли АСЕАН (ASEAN Free Trade Area — AFTA/АФТА) и Соглашение АСЕАН о торговле товарами (ASEAN Trade in Goods Agreement — ATIGA/АТИГА) стало обнуление тарифов в торговле внутри АСЕАН на 95,99% товарных позиций (в рамках АТИГА).
Происходит унификация стандартов, правил и соответствий в экономическом сотрудничестве АСЕАН. Новый импульс к развитию получили такие «общеасеновские» проекты, как строительство Единой энергосистемы АСЕАН и Трансасеановского газопровода, создание Сети автомобильных дорог АСЕАН, Форум финансовых рынков АСЕАН. Запущены новые инициативы, нацеленные на облегчение экономических обменов. Например, ряд стран-членов АСЕАН объединили работу нескольких своих бирж в единый проект — т.н. ASEAN Exchanges, а в 2012 г. была запущена «Линия торговых связей АСЕАН» (ASEAN Trading Link), нацеленная на предоставление инвесторам беспрепятственного доступа к торговле на данных биржах.

Вместе с тем либерализация торговли товарами внутри АСЕАН не устранила нетарифные барьеры. Инфраструктурные разрывы осложняют унификацию условий ведения бизнеса в странах АСЕАН: в 2015 г. в рейтинге Всемирного банка по т.н. «легкости ведения бизнеса» (Doing Business) Сингапур занял 1 место, а Камбоджа, Лаос и Мьянма — 127, 134 и 167 места соответственно (из 189 стран). Незначительны темпы и масштабы либерализации торговли услугами. В области интеграции рынков труда, несмотря на принятие Соглашений о взаимных признаниях квалификаций (Mutual Recognition Arrangements), страны ЮВА остаются нацелены на защиту отечественных специалистов от конкуренции. Транснациональные корпорации, формирующие в ЮВА производственно-сбытовые цепочки высокотехнологичной продукции, заинтересованы в налаживании и оптимизации беспошлинных обменов промежуточными товарами и услугами между лишь некоторыми странами ЮВА (Сингапур, Малайзия, Вьетнам), а не «десятки» в целом. По этой причине интеграция в глобальную экономику происходит на уровне отдельных государств ЮВА, наиболее экономически развитых. В свою очередь, бизнес стран ЮВА, особенно малый и средний, в большинстве своем имеет «локальные» приоритеты и не нацелен на интернационализацию своей деятельности.
Источник: Расчеты авторов
Однако стратегическое значение Экономического сообщества АСЕАН перевешивает недоработки по линии собственно экономической интеграции. Позиционирование ЮВА как единого геоэкономического пространства помогает Ассоциации привлекать крупных мировых инвесторов, а обсуждение вопросов глобальной экономики — вырабатывать по ним единую позицию. Для АСЕАН это тем более актуально, что с 2009 г. она присутствует на встречах «Группы двадцати». Страны, относительно недавно присоединившиеся к АСЕАН, особенно Мьянма, — на пути в интеграцию в глобальные производственно-сбытовые цепочки высокотехнологичной продукции. АСЕАН — «движущая сила» одной из наиболее ресурсных инициатив экономического регионализма АТР — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Таким образом, кумулятивный эффект Экономического сообщества, безусловно, положителен для АСЕАН.

Вызовы

Современная фаза мирового развития ставит перед Ассоциацией ряд вызовов. Наиболее серьезный из них — необходимость адаптироваться к процессам «новой глобализации». Углубляющаяся экономическая взаимозависимость «всех со всеми» сопровождается падением управляемости институтов глобального регулирования и не выполняет функцию компенсаторного механизма политических противоречий. Оформляются новые региональные экономические инициативы, которые с высокой долей вероятности заменят прежние институты. Одна из них — Транстихоокеанское партнерство — включает четыре страны ЮВА, фактически проводя разграничительную линию внутри Ассоциации.
Источник: Cheung F., Lee A. (2015). A Brilliant Plan. One Belt One Road//CLSA
В свою очередь, Китай готовится предложить миру проект «Один пояс, один путь». Его реализация может привести к созданию китаецентричной системы экономического сотрудничества и обеспечения безопасности на Евразийском пространстве. Тем самым заинтересованность партнеров Ассоциации участвовать в заседаниях «асеаноцентричных»форматов многосторонней дипломатии может снизиться.

Отсюда — актуализация необходимости для АСЕАН повысить собственную конкурентоспособность именно как единой геоэкономической общности.

Решение

Осознавая это, а также стремясь снять нарекания в свой адрес из-за неполного соответствия результатов Экономического сообщества первоначальным замыслам, в ноябре 2015 г. Ассоциация опубликовала новый программный документ интеграции стран ЮВА — Дорожную карту формирования Сообщества АСЕАН до 2025 года. Ее экономическая часть содержит элементы как преемственности с предыдущей Дорожной картой, так и отличия от нее. Суть преемственности такова, что новая Дорожная карта оговаривает необходимость дальнейшего развития направлений, зафиксированных в предыдущем документе. Реализация не в полной мере завершенных мероприятий должна состояться к концу 2016 г. для «первой шестерки» АСЕАН и к 2018 г. — для Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама.
В чём отличия?
1. Дорожная карта — 2025 включает пять разделов вместо четырех, как было в предыдущем документе. В пятом разделе «Глобальная АСЕАН» речь идет об интеграции АСЕАН в мировое сообщество и оптимизации ее отношений с внешними партнерами. Но главное, АСЕАН зафиксировала стремление укреплять свою центральную роль не только в региональных, но и в глобальных инициативах сотрудничества.
2. Формулировки нового документа более конкретны и практически ориентированы. Более детально прописаны совместные мероприятия по линии развития малого и среднего бизнеса, устранения нетарифных барьеров, согласования правил происхождения товаров, сотрудничества в сфере налогообложения, развития электронной коммерции и т.д. Дорожная карта — 2025 включает в себя развитие инициатив, оформление которых состоялось в 2008–2015 гг., в частности, АТИГА и ВРЭП. В общем и целом формирование Сообщества АСЕАН нацелено на повышение конкурентоспособности Юго-Восточной Азии как единой геоэкономической общности на региональном и глобальном уровнях. Одно из средств достижения задуманного заключается в оптимизации условий ведения бизнеса для компаний из стран АСЕАН и внешних партнеров Ассоциации.

Особенности ведения бизнеса в Юго-Восточной Азии

Модель экономического развития стран ЮВА характеризуется сильной «координирующей и направляющей» ролью государства. Связка «государство — частный бизнес» работает не только на страновом, но и на региональном уровне. Основной площадкой такой координации служит Деловой консультативный совет АСЕАН (ASEAN Business Advisory Council, ASEAN BAC — АСЕАН БАК). Как следует из его названия, основная цель Совета заключается в консультационной поддержке бизнес-проектов, осуществляемых в ЮВА. В практическом плане это выражается в проведении анализа условий ведения бизнеса в государствах «десятки», поощрении внутристрановых и межстрановых деловых контактов. Сверхзадача деятельности АСЕАН БАК — повышение инвестиционной привлекательности отдельных стран АСЕАН и Юго-Восточной Азии как единого целого .

Последнее тем более актуально, что оформление Юго-Восточной Азии в новый инновационный и инвестиционный полюс не устранило различий между отдельными государствами с точки зрения условий ведения бизнеса.
Условия ведения бизнеса в странах ЮВА
Индонезия
Создание предприятия
— 46,5 дней
— 13 процедур

Регистрация собственности
— 25 дней
— 5 процедур
— 10,9% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 201 день
— 4,3% от цены объекта
Малайзия
Создание предприятия
— 4 дня
— 3 процедуры

Регистрация собственности
— 13 дней
— 8 процедур
— 3,3% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 79 дней
— 1,4% от цены объекта
Сингапур
Создание предприятия
— 2,5 дня
— 3 процедуры

Регистрация собственности
— 4,5 дня
— 4 процедуры
— 2,9% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 26 дней
— 0,3% от цены объекта
Таиланд
Создание предприятия
— 27,5 дня
— 6 процедур

Регистрация собственности
— 6,4 дня
— 3 процедуры
— 6,3% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 103 дня
— 0,1% от цены объекта
Филиппины
Создание предприятия
— 29 дней
— 16 процедур

Регистрация собственности
— 35 дней
— 9 процедур
— 4,3% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 98 дней
— 1,1% от цены объекта
Бруней-Даруссалам
Создание предприятия
— 14 дней
— 7 процедур

Регистрация собственности
— 298 дней
— 7 процедур
— 0,6% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 119 дней
— 0,2% от цены объекта
Вьетнам
Создание предприятия
— 20 дней
— 10 процедур

Регистрация собственности
— 57,5 дней
— 5 процедур
— 0,6% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 166 дней
— 0,8% от цены объекта
Лаос
Создание предприятия
— 73 дней
— 6 процедур

Регистрация собственности
— 53 дней
— 4 процедуры
— 1,1% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 8,3 дней
— 0,5% от цены объекта
Камбоджа
Создание предприятия
— 87 дней
— 7 процедур

Регистрация собственности
— 652 дней
— 20 процедуры
— 6,2% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 56 дней
— 4,4% от цены объекта
Мьянма
Создание предприятия
— 13 дней
— 11 процедур

Регистрация собственности
— 85 дней
— 6 процедур
— 5,1% от цены собственности

Регистрация на строительство
— 95 дней
— 4% от цены объекта
Составлено на основе данных портала World Bank Group.
Согласно данным ресурса ASEAN UP, специализирующегося на сборе и анализе информации о специфике ведения бизнеса в ЮВА, пять основных особенностей, о которых должен быть осведомлен иностранный бизнесмен перед тем, как начинать предпринимательскую деятельность в этих странах, таковы:
1. Открытие бизнеса
Сложная система процедур и длительное время оформления документов. Например, количество административных процедур, необходимых для открытия бизнеса, варьируется от страны к стране (от 3 до 16), а время оформления документов занимает от 2,5 до 87 дней. Другое препятствие заключается в системе выдачи лицензий на ведение бизнеса: в разных странах инвестору придется пройти различное количество административных органов перед началом деятельности.
2. Правила участия иностранного капитала
Многие страны АСЕАН накладывают ограничения на право иностранной собственности в ряде секторов. Таким образом, прежде чем приступать к ведению предпринимательской деятельности, инвесторы должны выяснить, не попадает ли она под существующие ограничения.
3. Доступ на рынок
Свободное движение товаров и капитала внутри АСЕАН — один из ключевых вопросов для инвесторов. Сингапур, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Бруней и Малайзия ликвидировали тарифы почти на все категории товаров, вошедшие в АТИГА. Страны Индокитая обязались устранить тарифы к 2018 г. Но остаются нетарифные барьеры, один из которых — различия в сроках прохождения таможенных процедур. Они варьируются от 4 до 26 дней.
4. Недостаток квалифицированных кадров и ограничения мобильности рабочей силы
Между странами АСЕАН существуют препятствия на пути мобильности квалифицированных кадров (например, различные правила выдачи рабочих виз, отсутствие единой системы подтверждения уровня квалификации). Зачастую иностранным специалистам не хватает трудовых компетенций, необходимых для осуществления конкретных видов бизнеса (например, в сфере телекоммуникаций, нанотехнологий и т.п.).
5. Налоговая среда
В настоящее время АСЕАН сталкивается с проблемой дифференциации национальных налоговых систем. Страны «десятки» различаются не только по числу видов налогов (Бруней имеет наименьшее количество видов налогов — 5, во Вьетнаме же действует 12 видов), но и по налоговым ставкам на прибыль компаний с участием иностранного капитала, которые варьируются от 17% в Сингапуре до 30% на Филиппинах.

Значительны расхождения в налоговом администрировании вследствие применения различных инструментов налоговых законодательств. Примером могут служить различия в управлении трансфертного ценообразования и правил предоставления налоговой документации.

Информационные технологии — катализатор развития бизнес-среды

В среднесрочной и долгосрочной перспективе новыми «точками роста», способствующими мультипликации инновационного потенциала стран ЮВА и активизации там бизнес-процессов, станут электронная коммерция, цифровой маркетинг и линейка стартапов в IT-сфере. Рост среднего класса, сопровождаемый увеличением реальных доходов населения, в обозримой перспективе будет стимулировать онлайн-коммерцию. Сингапур и Малайзия —доминирующие игроки на рынке электронной коммерции Юго-Восточной Азии. На долю этих стран приходится половина всех онлайн-продаж, проведенных в АСЕАН. Конкурентное преимущество таких государств, как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, заключается в распространенности английского языка среди населения, что в современных реалиях становится одним из незаменимых условий эффективного функционирования данной отрасли.

Источник: English Proficiency Index 2015, Национальные статистические данные
Разработка онлайн-платформ, различных сервисов и виртуальных приложений происходит на английском языке. Наличие в странах ЮВА большого количества онлайн-форумов, торговых площадок, интернет-аукционов, в свою очередь, открывает хорошие перспективы для развития цифрового маркетинга. Конкуренция разработчиков digital-рекламы, низкая стоимость ее размещения, интерес к ней со стороны малого и среднего бизнеса станут основными инструментами продвижения цифровой взаимосвязанности (digital connectivity). Важнейшую роль играет гиперсоциализация интернет-аудитории. Например, по итогам 2014 г. 95% всех интернет-пользователей Индонезии имели аккаунты в социальных сетях (65 млн человек). В 2016 г. число пользователей социальных сетей может перешагнуть отметку в 100 млн. В Сингапуре данный показатель составляет 74%, в Таиланде — около 93%, на Филиппинах аудитория Facebook составляет 95%, что выводит страну в число не только региональных, но и мировых лидеров. Во Вьетнаме 94% интернет-пользователей имеют аккаунты в сети Facebook. В Малайзии 62% интернет-пользователей ежедневно посещают социальные сети.

Перспективным направлением, которое в обозримом будущем получит финансовую и институциональную поддержку со стороны государства и бизнеса, особенно малого и среднего, станет развитие стартап-деятельности. Наибольшим потенциалом обладают стартапы в сфере электронной коммерции, digital-рекламы и онлайн-услуг.

Россия и АСЕАН

Ключевые проекты сотрудничества
Проект ОАО «Российские железные дороги»
(ОАО «РЖД»), Индонезия
Источник: Остров Калимантан (Борнео). Интернет журнал «Тихая Гавань».
Проект ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в Индонезии охватывает несколько направлений: строительство инфраструктуры и морского угольного терминала, железной дороги для перевозки добываемого в провинции Восточный Калимантан угля, а также поставку 1100 грузовых 40-тонных железнодорожных вагонов и 40 сдвоенных тепловозов.

В качестве якорного инвестора выступает РЖД: финансирование идет через Газпромбанк, затем планируется увеличить уставной капитал за счет кредита Внешэкономбанка. В планах компании — привлечение индонезийских инвесторов, а также международных банков. В качестве потенциальных субподрядчиков рассматриваются российские, индонезийские и региональные компании.

Завершение строительства железной дороги запланировано на 2019 г. Ее стоимость оценивается в 2,5 млрд долл., при этом на реализацию первого этапа проекта потребуется около 1,3 млрд долл. Последнее на текущий момент обсуждение проекта состоялось в январе 2016 г. во время рабочего визита главы Минпромторга Д. Мантурова в Джакарту.

Помимо того, что проект оценивается как экономически выгодный (по прогнозам Минпромторга он должен окупиться за 6 лет), немаловажен и тот факт, что введение проекта в эксплуатацию будет способствовать социально-экономическому развитию Индонезии. В стране впервые будет запущена программа по внедрению экологически чистого способа перевозки угля вне зависимости от погодных условий, что станет первым подобным проектом для азиатского государства. Для непосредственного обслуживания проекта будет создано около 300 тысяч рабочих мест, а также 10 тыс. мест в смежных отраслях. Индонезия получит российские технологии и помощь в подготовке кадров в железнодорожных вузах России. Примечательно, что Индонезия планирует расширение железнодорожного строительства, поэтому в случае успешной практики стороны смогут нарастить сотрудничество в данной сфере.
АЭС «Ниньтхуан-1», Вьетнам
Источник: "Ninh Thuận-1" an toàn như điện hạt nhân Tianwan Trung Quốc// VieG, 2014
Одно из наиболее стратегически важных направлений деятельности российских компаний в ЮВА — сотрудничество в сфере атомной энергетики. Cреди проектов, реализуемых Россией в странах АСЕАН, особое место занимает строительство атомной электростанции «Ниньтхуан-1», которая станет первой АЭС во Вьетнаме (провинция Ниньтхуан, г. Фуокдин). В ноябре 2011 г. было подписано Межправительственное соглашение, согласно которому российская сторона выделила кредит в размере 8 млрд рублей для реализации данного проекта. Договоренности предусматривают создание вьетнамского центра ядерной науки и техники, а также подготовку соответствующих специалистов в российских вузах.

АЭС «Ниньтхуан-1» будет построена с применением новейших технологий в сфере атомной энергетики и в полном соответствии с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На данный момент в провинции ведется подготовка к строительным работам и создается необходимая инфраструктура. Несмотря на то, что начало строительства АЭС запланировано на 2017 г., проект было решено перенести на 2020 г. в связи с желанием вьетнамской стороны провести подробный анализ экологических рисков совместно с экспертами МАГАТЭ.
Проекты ПАО «Газпром»,
Южно-Китайское море, Вьетнам
Источник: Petrovietnam Oil хочет Газпром в стратегические партнеры//Нефтегаз, 22 мая 2015
Еще одно перспективное направление продвижения стратегических интересов России в Юго-Восточной Азии — это сотрудничество между Россией и Вьетнамом в разработке шельфа в Южно-Китайском море. В 2006 г. между ПАО «Газпром» и Вьетнамской государственной компанией PetroVietnam было подписано первое соглашение в областях геологоразведки, добычи, транспортировки, продажи и переработки углеводородов, технического обслуживания оборудования и инфраструктуры, а также совместного участия в разработке нефтегазоносных месторождений в других странах. В 2008 г. стороны подписали Соглашение о дальнейшем сотрудничестве, обязавшись проводить совместные работы по геологоразведке на новых участках вьетнамского шельфа, и создали Совместную операционную компанию (СОК) «Вьетгазпром», на которую возложены функции контроля над реализацией проектов. Подобным образом была сформирована компания СП «Газпромвьет», целью которой стала совместная разработка углеводородов в третьих странах. В настоящее время успешно проводится геологоразведка на вьетнамском континентальном шельфе, уже определены сектора наибольшей концентрации углеводородов, где разработка скважин будет наиболее рентабельной. С октября 2013 г. началась добыча на месторождениях «Мок Тинь» (Moc Tinh), «Хай Тхать» (Hai Thach) и «Ким Куонг Тай» (Kim Cuong Tay), общие запасы которых составляют 55,6 млрд куб. м газа и 25 млн тонн газоконденсата.
Проекты ОАО «НК Роснефть», Вьетнам
Источник: Роснефть ударно начала поисково-разведочное бурение на шельфе Вьетнама// Нефтегаз, 9 марта 2016
Другая российская компания, успешно реализующая проекты на шельфе Южно-Китайского моря, — ОАО «НК Роснефть». На сегодняшний день «Роснефть» осуществляет свою деятельность в рамках двух проектов на континентальном шельфе Вьетнама. Первый из них (блок 06.1) реализуется в бассейне Нам Кон Шон, где находятся месторождения Лантай и Ландо, потенциал которых достигает 68 млрд м³ газа. На основе Соглашения о разделе продукции (СРП) доля Rosneft Vietnam B.V. составляет 35% от общей газодобычи на данном блоке. К лету 2015 г. на этой части вьетнамского шельфа было извлечено около 46 млрд м³ природного газа. В лице предприятия Rosneft Vietnam B.V. совместно с Hakuryu 5, дочерней компанией японской Japan Drilling Co., Ltd (JDC), «Роснефть» подписала соглашение о разработке шельфовых залежей нефти и газа в секторе PLDD, потенциал которого оценивается в 12,6 млрд м³ газа и 0,6 млн м³ газового конденсата. В целом потенциал и перспективы российских нефтегазовых компаний в ЮВА оцениваются высоко.
Проекты компании «Петрос», Индонезия
Источник: Management Case Study — Southeast Asia Offshore Oil Drilling Problem//AIChE ChEnected, 2013
Российская компания «Петрос» реализует в Индонезии проекты по внедрению отечественных технологий, способствующих повышению нефтеотдачи из скважин. Несмотря на благоприятные условия, создаваемые Индонезией, продвижение российских компаний на индонезийский рынок осложнен тем обстоятельством, что доминирующее положение в нефтегазовой отрасли страны занимают американские компании, в частности, Chevron. Дополнительным барьером выступает сертификация оборудования согласно требованиям American Petroleum Institute (API). Особую роль играет действующее в Индонезии Соглашение о разделе продукции (СРП), регулирующее распределение доходов между государством и иностранными нефте- и газодобывающими компаниями.

Данное СРП определяет, что все затраты, связанные с разработкой и дальнейшей эксплуатацией месторождения полностью возмещает государство. По этой причине производители получают возможность использовать дорогие и не всегда эффективные материалы, в результате чего продвижение более дорогих, эффективных и экологичных российских технологий сопряжено со сложностями. Несмотря на это, компания «Петрос» постепенно расширяет свое присутствие в Индонезии. Разработан проект по повышению нефтеотдачи для месторождения на о. Суматра, основанного на экологичной технологии воздействия водяного пара на пласт. Компания «Петрос» участвует в различных мероприятиях, повышающих осведомленность индонезийских нефтяников о российских разработках.
Информационные технологии
Источник: Kaspersky Lab launches new endpoint protection for Malaysian businesses. Computerworld Malaysia
Один из флагманов российской IT-индустрии — «Лаборатория Касперского», производитель программного обеспечения для защиты от компьютерных вирусов, хакерских атак и спама. Компания имеет офисы во многих странах Азии, в том числе в Малайзии, Сингапуре, Китае, Индонезии, Таиланде, Индии и на Филиппинах.

В настоящее время на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 6,2% доходов компании, при этом регион всегда занимал важное место в стратегии компании по расширению клиентской базы за рубежом. Перспективные рынки для «Лаборатории Касперского» — страны Юго-Восточной Азии, главным образом, Малайзия и Сингапур.

Программное обеспечение российского разработчика наиболее востребовано среди малазийских пользователей. В 2008 г. «Лаборатория Касперского» открыла свой первый региональный офис в Юго-Восточной Азии, который базируется в Селангоре — одном из наиболее передовых с точки зрения инфраструктурного развития штате Малайзии.

Региональный офис служит своего рода командным пунктом для координации и развития IT-индустрии в Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах, обеспечивая полномасштабную поддержку интернет-пользователей, управление операциями и расширение спектра доступных им сервисов и услуг. В данном офисе создана демонстрационная лаборатория, которая выполняет функцию учебного центра для IT-персонала и партнеров «Лаборатории Касперского».

В число клиентов компании входят крупные предприятия малого и среднего бизнеса и правительственные учреждения — Министерство обороны и Министерство образования Малайзии. Помимо этого, российская IT-компания уже несколько лет сотрудничает с малазийским правительством в области защиты от информационных угроз, а также является активным членом международной организации по борьбе с кибертерроризмом IMPACT, основанной правительством Малайзии.

Сингапур — одно из наиболее технологически развитых государств в мире. Страна намного опережает своих соседей (Малайзию, Индонезию) по уровню доступа граждан к Интернету. В 2014 г. интернет-аудитория в Сингапуре составила 88%.
Доступ населения Сингапура к Интернету, 2004–2014 гг.
В Сингапуре располагается Глобальный комплекс инноваций Интерпола, с которым «Лаборатория Касперского» имеет партнерские связи по вопросам выявления и предупреждения киберугроз, а также расследования виртуальных преступлений. Компания сотрудничает с Советом экономического развития Сингапура. В апреле 2015 г. в Сингапуре открылось региональное представительство «Лаборатории Касперского». Новый офис будет выполнять роль координационного центра для R&D компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективное направление заключается в предоставлении корпорациям Сингапура консалтинговых услуг, совместных разработках информационных платформ, а также подготовке и повышении квалификации кадров на базе «Лаборатории Касперского» в Москве и в региональных офисах.

Продвижению российской IT-продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона также будет способствовать запуск специализированного сайта, который охватывает такие страны ЮВА, как Малайзия, Индонезия, Таиланд, Сингапур и Филиппины. Kasperskyasia.com позволит местным пользователям получать информацию о продуктах компании и региональных маркетинговых мероприятиях в наиболее удобном для них формате.
Другие российские IT-компании, работающие
в Юго-Восточной Азии
Infowatch
Infowatch — разработчик программных продуктов и решений для обеспечения информационной безопасности организаций. Основные клиенты компании в Юго-Восточной Азии — Малайзия, Индонезия и Вьетнам. В число клиентов InfoWatch в Малайзии входит Bank Persatuan, в Индонезии — производитель насосного оборудования KSB Group. Совместно с рядом государственных и частных компаний Малайзии InfoWatch запустила несколько пилотных проектов по своему флагманскому программному продукту InfoWatch Traffic Monitor Enterprise. В Индонезии InfoWatch вошла в число консультантов правительства по вопросам обеспечения кибер-безопасности. Компания планирует расширить свое присутствие во Вьетнаме за счет внедрения созданной ее специалистами системы защиты от утечек конфиденциальной информации (DLP).
SPB TV
Компания — один из ведущих мировых поставщиков готовых решений по технологиям IP TV, OTT и мобильного ТВ для трансляции теле- и видеоконтента на различные устройства. В 2005 г. компания открыла офис в Таиланде. В 2013 г. провайдер зарегистрировал представительство в Сингапуре и перенес туда свой офис из Тайваня. Наиболее крупная сделка в рамках сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии — это запуск мобильного TV для сингапурского телеком-оператора StarHub.
CDNVideo
Компания-резидент «Сколково», ведущий российский оператор услуг сети доставки контента от ближайшего узла до конечного пользователя через Интернет. Узлы сети российского провайдера расположены в Сингапуре. С помощью сингапурского дистрибьютора CDNvideo осуществляет продажи услуг Малайзии и Индонезии.
Parallels
Частная компания, специализирующаяся на разработке виртуальных приложений и автоматизации хостинговых услуг. Имеет региональные офисы в Сингапуре и Индонезии.
GS Group
Производитель оборудования для приема цифрового телевидения. В 2012 г. компания запустила первый национальный оператор платного цифрового эфирного телевидения Камбоджи One TV. Проект стал одной из первых в мире успешных моделей реализации программы цифровизации национального телевидения, осуществляемой под эгидой Международного союза электросвязи при непосредственном российском участии. В марте 2016 г. GS Group объявил о продаже 51% акций One TV Cambodia конгломерату The Royal Group of Companies, успешно завершив инвестиционный цикл проекта. В настоящее время холдинг рассматривает возможность запуска аналогичных проектов в Индонезии и Мьянме.
FreshOffice
Платформа, объединяющая набор приложений, необходимых для управления бизнесом. В 2014 г. российский разработчик открыл первый зарубежный офис в Сингапуре, который занимается продвижением готовых решений для предприятий малого и среднего бизнеса. В планах компании — выход с продукцией на рынки Малайзии и Индонезии.
LifePay
Один из крупнейших российских платежных сервисов. Компания закрепилась на рынках Юго-Восточной Азии, приобретя сервис мобильного эквайринга iBoxPro, работающего во Вьетнаме, Индонезии и Таиланде. По итогам сделки LifePay и iBoxPro объединились в компанию LifePay Global со штаб-квартирой в Сингапуре.
Ruvento
Группа компаний, специализирующихся на инвестициях в инновационные высокотехнологичные проекты. Основной партнер компании в Юго-Восточной Азии — Сингапур, где действует программа i. Jam Program. Ее основная цель — оказание поддержки стартапам, которые стремятся расширить свое присутствие на азиатском рынке.
BaseRide Technologies
Разработчик облачных сервисов для работы автопарков. В 2014 г. компания открыла офис в Сингапуре. Партнер компании — институт High Performance Computing AStar Singapore.

Глоссарий

Экономическое сообщество АСЕАН
(ASEAN Economic Community)
Ключевая инициатива АСЕАН, направленная на активизацию процессов экономического регионализма, интеграцию стран-членов Ассоциации в торгово-экономические, производственно-сбытовые, технологические цепочки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Флагманский проект предусматривает такие направления многостороннего экономического сотрудничества, как формирование единого рынка и производственной базы, обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, инвестиций, квалифицированной рабочей силы и капитала.

По итогам 27-го саммита АСЕАН, который проходил с 18 по 22 ноября 2015 г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре, страны-члены АСЕАН приняли декларацию о создании Экономического сообщества АСЕАН. 31 декабря 2015 г. соглашение официально вступило в силу.
ASEAN Centrality
«Асеаноцентричность» — концепция, закрепляющая за АСЕАН ведущую роль в формировании многосторонних институтов, функционировании региональной архитектуры безопасности, а также интенсификации интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ASEAN Way
В основе деятельности Ассоциации лежит так называемый «Путь АСЕАН» — особый подход стран-членов АСЕАН к межгосударственным отношениям, базирующийся на основополагающих принципах Ассоциации — невмешательства, консенсуса, консультации, доверия, терпимости и учета индивидуальных особенностей и интересов каждого участника.
ASEAN-5
Аббревиатура используется для обозначения государств-основателей АСЕАН — Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда, которые также являются крупнейшими экономиками ЮВА. ASEAN-6 включает пятерку стран-основателей Ассоциации + Бруней-Даруссалам, первую страну, присоединившуюся к АСЕАН.
CLMV
(Cambodia, Lao PDR, Myanmar, Vietnam)
Акроним, объединяющий Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам — последние из числа присоединившихся к АСЕАН стран. Также эти страны объединяет географическая близость и относительно слабый по сравнению с другими странами-членами Ассоциации уровень социально-экономического развития.
Экономическое сообщество АСЕАН
Ключевая инициатива АСЕАН, направленная на активизацию процессов экономического регионализма, интеграцию стран-членов Ассоциации в торгово-экономические, производственно-сбытовые, технологические цепочки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Подробная информация в Глоссарии
Асеаноцентричность
Концепция, закрепляющая за АСЕАН ведущую роль в формировании многосторонних институтов, функционировании региональной архитектуры безопасности, а также интенсификации интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Подробная информация в Глоссарии
ASEAN-6
ASEAN-6 включает пятерку стран-основателей Ассоциации + Бруней-Даруссалам, первую страну, присоединившуюся к АСЕАН.

Подробная информация в Глоссарии

Авторы
Евгений Канаев
Руководитель группы
Д.и.н., профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, зав. азиатско-тихоокеанским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД РФ
Анастасия Пятачкова
Младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ
Александр Королёв
Стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ
Аполлинария Аверина
Студентка 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, учебный ассистент дисциплины «Экономика и политика стран Юго-Восточной Азии»
Александра Матвеева
Студентка 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, учебный ассистент дисциплины «Экономика и политика стран Юго-Восточной Азии»
Роман Файншмидт
Студент 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, учебный ассистент дисциплины «Экономика и политика стран Юго-Восточной Азии»
Евгения Прокопчук
Студентка 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, стажер ОАО «НК Роснефть»
Мария Родосская
Студентка 3 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Над проектом работали: Антон Цветов, Дарья Хаспекова, Ирина Сорокина и Александр Тесля.
© 2016 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru