Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

По мере приближения саммита «Восточного партнерства» дискуссия о внешнеполитическом курсе Украины и месте этой страны в отношениях России и Европейского союза обостряется. Как скажется выбор Киева на отношениях в треугольнике Россия–Украина–ЕС? Какова судьба «Восточного партнерства»? В ходе презентации «Четырех сценариев развития российско-германских отношений» мы поговорили об этом с Постоянным представителем России при ЕС, членом РСМД Владимиром Чижовым.

По мере приближения саммита «Восточного партнерства» дискуссия о внешнеполитическом курсе Украины и месте этой страны в отношениях России и Евросоюза обостряется. Как скажется выбор Киева на отношениях в треугольнике Россия–Украина–ЕС? Какова судьба «Восточного партнерства»? В ходе презентации «Четырех сценариев развития российско-германских отношений» мы поговорили об этом с Постоянным представителем России при Европейском союзе, членом РСМД Владимиром Чижовым.

Владимир Алексеевич, как бы Вы охарактеризовали современную динамику развития отношений России и ЕС?

Я бы сказал, что отношения между Россией и Евросоюзом по своему содержанию намного позитивнее, чем та картина, которая нередко создается средствами массовой информации как стран ЕС, так и, к сожалению, отдельными российскими СМИ. Наши отношения представляют собой огромный многоплановый комплекс, что естественно, так как мы являемся ключевыми партнерами. Даже если говорить только о торговле, то Евросоюз для нас – партнер номер один, на него приходится примерно половина российского внешнеторгового оборота. Россия же для Евросоюза – партнер, занимающий третью строчку после США и Китая, причем Китай опережает нас ненамного.

Фото: Владимир Чижов

Как Вы считаете, существует ли между Россией и Евросоюзом конфликт интересов на постсоветском пространстве?

Я не могу сказать, что это зона полного совпадения интересов, так же как, допустим, нет его в Азии и в Северной Америке. У Евросоюза есть определенные интересы на постсоветском пространстве, некоторые из которых вполне законны. Например, интерес к энергоносителям, производимым в Туркменистане или Азербайджане, к инвестициям, к роли Центральной Азии как моста в Азию, в направлении Китая и дальше. Да, интересы России и ЕС не совпадают, но наша задача – во-первых, не доводить до того, чтобы они приобрели конфликтный потенциал, во-вторых, вести диалог, что мы и делаем.

В этом контексте сейчас много говорят об Украине. Проблема в прессе часто ставится так, что Украина должна сделать выбор в пользу либо Европейского союза, либо Таможенного союза. Иными словами, условно европейские и условно российские интеграционные объединения противопоставляются друг другу. Считаете ли Вы правомерным такое противопоставление?

Речь не идет о выборе между Евросоюзом и Россией. Как известно, родителей и соседей не выбирают, и я думаю, что к Украине имеют отношение оба фактора. Кроме того, важно понимать, что речь не идет о некоем историческом выборе. И, конечно, Украина не перестанет быть нашим соседом, близкой для нас страной, а украинский народ – близким для нас народом.

Вопрос в другом. И Москва, и Брюссель направляют не только Киеву, но и некоторым другим так называемым фокусным государствам «Восточного партнерства» определенный сигнал о том, что в практическом отношении время комфортного сидения на двух стульях заканчивается. И не потому, что эти «стулья» быстро разъезжаются – они идут, в принципе, в одном направлении, хотя и с неодинаковой скоростью. Но на треке ассоциации с Евросоюзом есть определенные вехи, которые будут иметь для Украины юридические последствия. Важно понимать, что такое «зона свободной торговли» и что такое «таможенный союз». Зону свободной торговли каждая страна может иметь хоть со всем миром, причем как на коллективной, так и на индивидуальной или двусторонней основе. А вот в двух таможенных союзах состоять одновременно нельзя, поскольку основа любого таможенного союза – единый таможенный тариф. Нельзя иметь для одних партнеров один таможенный тариф, а для других – другой. Поэтому и наступает «момент истины», в прикладном плане – момент принятия определенных решений. И эти решения должны приниматься обдуманно. Все, что мы говорим Украине сейчас, необходимо, чтобы дать понять, какая ситуация сложится в том или ином случае. Спешка, если не сказать суета, вокруг вильнюсского саммита продиктована, в первую очередь, политическими интересами Евросоюза, потому что проект «Восточного партнерства» в значительной степени зависит от подписания с Украиной соглашения об ассоциации.

В случае с Молдавией основная работа еще впереди. Азербайджан, как известно, изначально не проявлял к этому интереса. Армения сделала свой исторический выбор, и, на мой взгляд, это выбор правильный. Белоруссии никто соглашения об ассоциации вообще не предлагал.

В Вильнюсе пройдет третий саммит «Восточного партнерства» (замечу, что о двух предыдущих сейчас мало кто помнит). В свое время я говорил (меня потом даже «Financial Times» цитировала), что любой проект Евросоюза, под которым нет отдельной бюджетной строки, обречен на трудную судьбу. Так было и с «Восточным партнерством». Могу добавить, что и сейчас «Восточное партнерство» не упоминается ни в бюджете 2014 г., ни в семилетней финансовой перспективе. Поэтому речь не идет о том, что «золотой дождь» из брюссельского «рога изобилия», как манна небесная, польется на украинские степи.

Получается, что будущее Украины зависит не только от выбора самой Украины, но и от того, насколько все это будет выгодно Евросоюзу в данный момент. Как Вы считаете, насколько вероятно подписание Украиной соглашения об ассоциации? Будет ли после этого какое-то движение вперед?

Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что консенсус на эту тему формируется с определенным усилием.

То есть дальнейшее движение по этой линии еще туманно?

Оно не туманно, вектор прорисовывается достаточно четко, но темпы и его конкретное содержание только предстоит определить. Думаю, что подписание соглашения вполне вероятно, но когда оно будет ратифицировано, еще неизвестно. Причем даже временное применение его положений начнется не на следующий день после подписания, потому что в ЕС для этого предусмотрены внутренние процедуры, включающие прохождение через Европарламент. Так что посмотрим.

Беседовал Антон Цветов, программный координатор РСМД

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся