Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 2)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Интервью

Политическую и экономическую ситуацию в Камбодже, а также отношения этой страны с Китаем и Вьетнамом для РСМД прокомментировал Дмитрий Мосяков, д.и.н., профессор, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

Интервью

Политическую и экономическую ситуацию в Камбодже, а также отношения этой страны с Китаем и Вьетнамом для РСМД прокомментировал Дмитрий Мосяков, д.и.н., профессор, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

Дмитрий Валентинович, каково нынешнее состояние камбоджийской экономики, и как бы Вы могли охарактеризовать модель развития Камбоджи?

Сейчас камбоджийская экономика находится в благоприятной фазе. Страна демонстрирует достаточно высокие темпы экономического роста. Камбоджа удачным образом сочетает значительные китайские инвестиции с возможностью выхода на американские рынки, в первую очередь, в обувной и швейной промышленности.

В свое время западные страны оказали помощь Камбодже, освободив кхмерскую текстильную продукцию от налогообложения. Это было сделано, чтобы стимулировать рост рабочей силы и экономическую активность в стране, позволить большому количеству людей найти источники заработка. Хотя данная льгота уже отменена, камбоджийской текстильной промышленности (и в меньшей степени обувной) удалось добиться ощутимых результатов и стать полностью рентабельной. Произведенные в Камбодже майки, рубашки, брюки, обувь широким потоком идут на американские и европейские рынки.

В то же время Камбоджа является ближайшим политическим союзником Китая в Юго-Восточной Азии, развивает сотрудничество с ним и пользуется его поддержкой. Китайцы охотно инвестируют в камбоджийскую экономику, в частности, в банковскую сферу.

Камбоджа удачным образом сочетает значительные китайские инвестиции с возможностью выхода на американские рынки, в первую очередь, в обувной и швейной промышленности.

Таким образом, Камбоджа, с одной стороны, выдерживает политику открытого рынка на Западе, а с другой – привлекает инвестиции из Китая и поддерживает хорошие отношения с ним. Все это способствует формированию благоприятных условий для роста камбоджийской экономики. К тому же в Юго-Восточной Азии в целом наблюдается довольно высокая экономическая активность, и Камбоджа эффективно использует эти возможности.

На Ваш взгляд, нынешнее политическое руководство Камбоджи проводит правильную экономическую политику?

У оппозиции и у правительства Камбоджи по экономическому курсу существенных расхождений нет. Однако правящий режим сильно коррумпирован, и оппозиция указывает на то, что, если бы не всепроникающая коррупция, развитие страны могло бы быть еще более быстрым и еще более эффективным.

Более того, сейчас перед страной уже не стоит проблема выбора экономической модели развития: она уже выбрана и позволяет развиваться достаточно уверенными темпами – 5–6% роста ВВП в год. Главная внутренняя проблема Камбоджи – проблема политическая. После выборов 1993 г. у власти постоянно находится Народная партия. Хун Сен пришел к власти в 1998 г. и до сих пор занимает пост премьер-министра. Более того, состав правящей элиты за это время практически не изменился. Поскольку все эти люди известны своей коррумпированностью и политическими скандалами, проблема авторитета власти, несомненно, существует.

На Ваш взгляд, в ближайшее время смена власти в Камбодже не предвидится?

Дмитрий Мосяков

На последних парламентских выборах, которые прошли в июле 2013 г., 68 мест получила правящая партия, 55 – оппозиция. С тех пор в Камбодже сложнейшая политическая ситуация. Возглавляющий оппозицию Сам Рэнси, энергичный политик и радикальный националист, заявил, что выборы не были легитимными, и отказался признать их результаты. В итоге в Камбодже не могут собрать Национальную ассамблею, потому что там постоянно происходят стычки, оппозиция собирает большие манифестации. Сейчас Хун Сен и Народная партия правят, игнорируя оппозицию, без Национальной ассамблеи.

Народная партия становится все более крестьянской партией, она опирается на консервативные круги, тогда как партия Сам Рэнси – на городские слои, студентов, молодежь. Долгое время считалось, что Сам Рэнси готовит революцию, но революции в Камбодже не получилось, поскольку традиционно Народная партия – это тоталитарная партия, часто прибегающая к силовым мерам.

Кроме того, Сам Рэнси всерьез рассуждает о Большой Камбодже, о так называемой Кампучии. Если к власти придет оппозиция и Камбоджа начнет проводить такой внешнеполитический курс, это может стать серьезной проблемой для Вьетнама. Поэтому, казалось бы, малозначительный внутренний конфликт в Камбодже может привести к серьезному изменению расстановки сил в Юго-Восточной Азии.

Как известно, Китай и Вьетнам активно участвуют в экономической жизни Камбоджи. Это продиктовано реальными экономическими интересами этих стран или стремлением получить политическое влияние на ситуацию в Камбодже?

Что касается Китая, то для него Камбоджа – страна, с которой налажено самое тесное сотрудничество в АСЕАН. Вместе с Лаосом и Мьянмой она формирует блок, все более тяготеющий к Китаю. Именно в эти страны – наименее развитые и наиболее зависимые от КНР – идет основной поток китайских инвестиций в регионе.

Сейчас перед страной уже не стоит проблема выбора экономической модели развития. Главная внутренняя проблема Камбоджи – проблема политическая.

Вьетнам тоже заинтересован в сохранении существующего в Камбодже политического режима, потому что пропаганда камбоджийской оппозиции носит националистический, антивьетнамский характер.

Вы упомянули группу, в которую входят Камбоджа, Лаос, Мьянма. К ней еще относится Вьетнам. Как Вы оцениваете позиции этой группы в региональной экономике? Можно ли говорить о том, что это сложившийся блок и что у него есть общая экономическая или даже политическая позиция в регионе?

Говорить, что это сложившийся блок, трудно, хотя Вьетнам–Лаос–Камбоджа – это исторически государства Индокитая, которые шли по социалистическому пути развития. У власти в этих странах до сих пор находятся политические партии, которые вышли из одной общей организации. Это наименее развитые, за исключением Вьетнама, государства в регионе. Бедность и географическое положение объединяют их в рамках особых отношений с Китаем. Но я бы скорее выделил группу Вьетнам–Лаос–Камбоджа, потому что между этими государствами существуют особые отношения и взаимосвязь правящих элит: Народной партии в Камбодже, Народно-революционной партии в Лаосе, Компартии во Вьетнаме. На мой взгляд, внутри АСЕАН эти страны Индокитая по-прежнему представляют собой определенную политическую организацию. Насколько можно относить Мьянму к этому блоку, сказать сложно.

Однако объединять их в целом как некую отдельную группировку внутри АСЕАН, которая оказывает влияние на политику АСЕАН и выступает с единых позиций, я бы не стал. Этим странам, особенно Лаосу, Камбодже и Мьянме, следует еще очень многое сделать для того, чтобы их голос зазвучал в полную силу. Несмотря на успешное развитие Камбоджи и сдержанное развитие Лаоса, они все равно остаются беднейшими странами региона, и им еще предстоит сделать огромные шаги, чтобы приблизиться хотя бы к уровню Индонезии, Таиланда. Впереди у них длинный путь.

Беседовала Дарья Хаспекова, редактор портала РСМД

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 2)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся