Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Федор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член РСМД

Решение Европейского суда по правам человека по катынскому делу, которое почти совпало по времени со второй годовщиной катастрофы самолета президента Польши под Смоленском, вновь привлекло внимание к российско-польским отношениям. Конечно, все будут трактовать вердикт в выгодном для себя свете, но главное — разбирательство не нанесло урона хрупкому примирительному процессу между Россией и Польшей, который начался в конце 2000-х годов и заметно оздоровил атмосферу.

Преодоление недоверия между Россией и Польшей считается ключом к кардинальному сближению России и Европы. По распространенной версии, осознание того, что европейская политика России не будет эффективной, если Варшава останется принципиальным противником всего исходящего из Москвы, и стало три года назад толчком к переменам с российской стороны. Премьер-министр Владимир Путин пришел к выводу, что выгоднее пойти навстречу Польше в эмоционально и нравственно важном для нее вопросе трагического прошлого, чем превращать защиту сталинской политики в вопрос национального престижа. Гибель польской делегации, летевшей на траурную церемонию в Катынь, стала жестокой проверкой взятого правительствами двух стран курса на сближение. Курс, к удивлению многих, устоял и даже укрепился. Отчасти этому способствовали оппоненты кабинета Дональда Туска под водительством брата погибшего главы государства Ярослава Качиньского, которые явно переусердствовали с превращением польской политики в бесконечную погребальную мессу по президенту, известно кем (русскими, ясное дело) убиенному.

С 2010 года в российско-польских связях не было ярких прорывов, но куда важнее, что не произошло и провала. Несмотря на периодические всплески, связанные с расследованием катастрофы и реакцией на нее в Польше, правительствам двух стран до сих пор удавалось выходить из складывающейся ситуации. Возвращение Владимира Путина на президентский пост сыграет скорее позитивную роль.

Для России этот сюжет имел особое значение — руководство использовало его для того, чтобы свернуть кампанию по заигрыванию с советским прошлым, которая достигла пика во второй половине 2000-х годов. Дело, конечно, не во внезапном прозрении относительно сущности сталинизма, а в осознании того, что, будучи использовано как политический инструмент, его наследие не дает уже никакого эффекта, кроме воспроизводства бесплодных споров. И хотя наивно ожидать, что вопрос теперь сам собой закроется, но по крайней мере похоже, что власти больше не будут сознательно возвращать его в сферу публичной дискуссии. Тихое закрытие Комиссии по борьбе с фальсификацией истории это подтверждает.

Существует ли в России интерес к тому, чтобы углублять и расширять процесс исторического примирения, распространив его, например, на балтийские страны? В какой-то степени, вероятно, да, но польская модель здесь неприменима.

Полный текст статьи на сайте газеты Московские Новости: «Станет ли Польша моделью для Балтии?»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
array(3) {
  ["Внешняя политика России"]=>
  string(44) "Внешняя политика России"
  ["Европа"]=>
  string(12) "Европа"
  ["Новая Восточная Европа: анализ ситуации и стратегическое позиционирование России в регионах ЦВЕ, Балтии и на европейском фланге постсоветского пространства"]=>
  string(290) "Новая Восточная Европа: анализ ситуации и стратегическое позиционирование России в регионах ЦВЕ, Балтии и на европейском фланге постсоветского пространства"
}
Бизнесу
Исследователям
Учащимся