Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ, Ташкент 5 апреля 2013 года


Вопрос: Сергей Викторович, каковы итоги СМИД СНГ?

С.В.Лавров: Сегодня на заседании в узком составе была хорошая атмосфера. Мы рассмотрели вопросы повестки дня на основе предложений экспертов. Каких-либо разногласий не выявлено.

Но поскольку министры иностранных дел призваны, прежде всего, заниматься внешнеполитической деятельностью, а не только рассмотрением секторальных докладов различных органов СНГ для представления главам государств и правительств, как это предусмотрено Уставом Содружества, сегодня в узком составе мы все-таки уделили много времени доверительному и откровенному обмену мнениями по актуальным международным вопросам, которые всех нас волнуют. Это в первую очередь касается ситуации в Афганистане и вокруг него. Для наших центральноазиатских соседей, России, стран Южного Кавказа это не самая простая проблема. Мы также обменялись мнениями о положении дел на Ближнем Востоке и Севере Африки, что также волнует все без исключения страны и в Европе, и в Азии, и в других частях мира.

Мы условились продолжать взаимодействие по вопросам повестки дня ООН. Ежегодно проводятся консультации руководителей соответствующих направлений внешнеполитических ведомств стран СНГ. Договорились развивать традицию взаимодействия и в рамках ОБСЕ.

На официальном заседании рассмотрели вопросы развития сотрудничества в рамках СНГ. Особое внимание в этом году уделяется гуманитарной проблематике. Главам государств рекомендовано объявить 2014 г. Годом туризма в Содружестве. Одобрены проекты документов о продвижении взаимодействия в сфере образования, принят соответствующий план мероприятий на три года. В этих рамках договорились представить главам государств и правительств документы о взаимном признании дипломов. Обсудили вопросы, связанные с Планом сотрудничества в сфере физической культуры и спорта, одобрили проекты соответствующих документов на трехлетний период.

Кроме того, рассмотрены проекты (выносимые также на встречи президентов и премьеров), посвященные развитию сотрудничества в правоохранительной, налоговой сферах и по охране границ. Что касается непосредственно контактов и структурирования отношений по линии министерств иностранных дел, утверждено Положение о консультативном совете руководителей консульских служб внешнеполитических ведомств стран СНГ и развернутый План многоуровневых межмидовских консультаций по международной проблематике.

Вопрос: В ноябре на саммите Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе ряд стран СНГ могут подписать соглашения об ассоциации и создании зон свободной торговли с ЕС. Не противоречит ли такое сближение стран содружества с ЕС интересам России и является ли это партнерство противовесом СНГ?

С.В.Лавров: Я не вижу, как сотрудничество в рамках СНГ может противоречить остальным направлениям внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Мы исходим из того, что внешняя политика должна быть многовекторной. Главное, чтобы развитие отношений с нашими соседями, странами Европы или Америки или другими государствами не противопоставлялось объективным интересам сотрудничества в рамках СНГ. Конкретно в Восточном партнерстве мы не видим естественных причин, которые стали бы препятствием, чтобы сочетаться с участием в СНГ. Если проекты в рамках Восточного партнерства нацелены на решение действительно важных задач в экономической, социальной сферах, то Россия не раз говорила о готовности к ним подключаться, выходить на «тройственные» форматы: ЕС, «фокусные» страны Восточного партнерства и Россия. Мы по-прежнему готовы к этому.

Вы упомянули соглашения об ассоциации и зонах свободной торговли. Далеко не все страны Восточного партнерства к этому приблизились, но некоторые находятся в достаточно продвинутой стадии. В этой связи хочу сказать следующее. Абсолютно некорректно пытаться заявлять, что создание зоны свободной торговли с Евросоюзом исключает какие-либо отношения с интеграционными процессами на пространстве СНГ. Приведу лишь один довод: сейчас, когда мы готовим новые базовые соглашения, наши партнеры по ЕС предлагают пойти дальше тех договоренностей, которые были заключены при нашем вступлении в ВТО, и создать весьма либерализованную зону свободной торговли между ЕС и Россией. Тогда о чем разговор? Россия – уже член Таможенного союза. Стало быть, любой нынешний или будущий член этого союза, Единого экономического пространства, не будет иметь проблем, чтобы – если вести дела на честной, открытой общепринятой основе – взаимодействовать с ЕС и с кем бы то ни было еще.

Вопрос: Как прошла Ваша встреча с Президентом Узбекистана И.А.Каримовым?

С.В.Лавров: Встреча была хорошей, интересной. Рассмотрели ситуацию в наших двусторонних отношениях в связи с предстоящими контактами на высшем уровне, положение дел с подготовкой важных документов по целому ряду направлений – в экономической, гуманитарной, культурной, научно-технической сферах. Обменялись мнениями - как это у нас регулярно происходит с нашими узбекскими коллегами - о положении дел в регионе Центральной Азии, прежде всего, в контексте наступающего 2014 года, когда силы Международной коалиции должны будут уйти из Афганистана (как они решили) и когда многие проблемы придется регулировать уже несколько иначе, чем делается сейчас. Нам ясно, и мы едины в этом с Узбекистаном и другими центральноазиатскими странами, что самое главное – заблаговременно разработать меры, которые не позволят нам испытать дополнительные нагрузки из-за продолжающих исходить с территории Афганистана террористических и наркотических угроз. Такие меры мы обсуждали в двустороннем плане, как это имеет место, в частности, с Узбекистаном, рассматриваем их и в рамках ОДКБ, ШОС и, кстати, СНГ - по линии Антитеррористического центра Содружества.

Вопрос: Сегодня от КНДР поступило предложение эвакуировать Посольство России. Будет ли МИД это делать?

С.В.Лавров: Это предложение поступило всем посольствам, находящимся в Пхеньяне. Сейчас мы стремимся прояснить ситуацию. Мы задали нашим северокорейским соседям несколько вопросов, которые необходимо задать в таком случае. Поддерживаем тесный контакт с нашими китайскими, американскими, южнокорейскими, японскими партнерами - участниками шестисторонних переговоров.

Нас очень тревожит нагнетание, пока словесное, напряженности. Хотим понять, каковы причины для предложения об эвакуаации посольств; является ли это решением руководства КНДР или предложением. Нам было сказано, что это предложение.

Повторю, так как здесь завязано очень много факторов, в том числе касающихся других стран – участниц шестистороннего процесса, мы сейчас пытаемся все прояснить.

Вопрос: К 9 апреля Белграду нужно принять историческое решение – отдавать Приштине север Косово или нет. Таков ультиматум Евросоюза, и от решения Сербии зависит судьба ее вступления в ЕС. Могли бы Вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?

С.В.Лавров: Вести разговоры ультиматумами с любой страной неправильно и неприемлемо. Последовательно поддерживаем линию, которую проводит руководство Сербии в отношении косовского вопроса. Это абсолютно соответствует основополагающим принципам Хельсинкского Заключительного акта, предписывающего все подобного рода проблемы решать на основе взаимных договоренностей.

В свое время, когда ЕС вызвался посредничать между Белградом и Приштиной, чтобы выйти на обоюдоприемлемые решения, найти развязки, которые, повторю, были бы приемлемы как для Белграда, так и для Приштины, мы это приветствовали, поддержали соответствующую резолюцию ГА ООН, которая одобрила такие посреднические усилия. Конечно, ни в этой резолюции, ни в других документах, определяющих параметры этих переговоров, не говорится о том, что можно вести дело языком ультиматумов.

Вопрос: Насколько сейчас актуально говорить о том, что у СНГ имеется единая стратегия в отношении Афганистана? Или все же это в большей степени инициативы центральноазиатских государств?

С.В.Лавров: У ОДКБ есть общая стратегия применительно к Афганистану и соответствующие программы мероприятий, которые реализуются, в том числе в контактах с афганской стороной. Имеются соответствующие планы (которые находятся в стадии осуществления) и по линии ШОС, где Афганистан выступает наблюдателем.

Что касается СНГ, то я уже упомянул наличие в данной структуре Антитеррористического центра и, кроме того, есть советы глав правоохранительных органов, глав спецслужб, руководителей миграционных служб, чья деятельность напрямую связана с вопросами, которые возникают в связи с ситуацией вокруг и внутри Афганистана. Поэтому исхожу из того, что в ближайшие полтора года - до конца 2014 г. - по всем этим направлениям, в рамках всех имеющихся механизмов будет максимально предметно вестись соответствующая работа, чтобы вырабатывать единые подходы. Интересы у стран СНГ абсолютно совпадают по афганской проблематике, как они совпадают и с любой другой нормальной страной.

Никто не хочет, чтобы с территории Афганистана исходили какие-то угрозы. Этим надо заниматься с точки зрения и обеспечения безопасности границ соседей Афганистана, и содействия Афганистану в укреплении способности национальных сил безопасности поддерживать порядок и законность на своей территории, и в решении экономических проблем, и в искоренении наркопроизводства. Все это предусмотрено в планах трех организаций, о которых я упомянул, в дополнение к планам, которые утверждаются по линии ООН.

Источник: МИД России

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся