Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лузянин

Д.и.н., профессор, заведующий Базовой кафедрой Института Дальнего Востока РАН, НИУ ВШЭ, член РСМД

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Второй аспект связан с размещением на Корейском полуострове элементов ПРО THAAD: хотя формально речь идёт о противоракетной обороне, в условиях региона эти действия не столько снижают напряжённость, сколько повышают. Наличие ПРО создаёт соблазнительное искушение для Северной Кореи нанести первый удар и попробовать избегнуть ответного. Южная Корея, таким образом, оказалась вовлечённой в противостояние Вашингтона и Пхеньяна.

Увеличилась вероятность силового решения северокорейской проблемы. Американское руководство устами своих первых лиц чётко озвучивает позицию, «не исключаюшую» силовые варианты. Администрация Дональда Трампа признала, что политика «стратегического терпения», призванная тихо уморить Северную Корею санкциями, себя не оправдала.

В-третьих, определённую угрозу стабильности создаёт и дальнейшее развитие северокорейской ядерной программы. Действия КНДР, направленные на разрушение режима нераспространения и последовательного игнорирования резолюций Совбеза ООН, несомненно, нарушают баланс сил в регионе, создают неопределённость в сфере безопасности. Здесь и Россия, и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, не могут не осуждать подобную активность, хотя неофициально мотивы северокорейского руководства им понятны. Каждое новое действие Севера требует от мирового сообщества в лице СБ ООН ответной реакции, при том что санкционное давление, по сути, себя исчерпало и грозит превратиться в полную экономическую блокаду, которая будет бить в первую очередь по населению КНДР.

Любой серьёзный военный конфликт на Корейском полуострове не может не задеть российские интересы – хотя бы потому, что даже в самом мягком варианте нашему Дальнему Востоку придётся тратить значительную часть сил и ресурсов на противодействие широкому спектру возможных угроз – от притока беженцев до последствий экологических катастроф, которые могут быть вызваны разрушением ядерных объектов Севера и Юга.

В то же время очевидно, что КНДР вряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные манёвры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. В складывающихся условиях всем вовлечённым сторонам следует проявлять хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы привести к эскалации напряжённости. Силовые опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в целом. Выбор должен быть в пользу максимальной активации дипломатического инструментария.

Важно подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР. Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых манёвров, формирования атмосферы доверия между государствами региона. Как показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотёк ни в коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры».

В этой связи РФ и КНР как в рамках предложенной дорожной карты, так и в других форматах готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнёрами в целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами – политико-дипломатическими, через взаимно уважительный диалог и обоюдный учёт интересов и озабоченностей.

Источник: МДК Валдай


(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся