Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Гринберг

Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД

Российские власти полны оптимизма и не предпринимают конкретных шагов для изменения индустриального ландшафта страны. Другое дело - Казахстан, где диверсификация экономики уже приносит свои плоды

Поиски дна

Про то, что дно кризиса уже пройдено, не сказал только ленивый чиновник. Однако что-то мешает разделить радужные ожидания. Во-первых, нет никаких оснований надеяться на сколько-нибудь продолжительную устойчивость сегодняшних цен на нефть, не говоря уже об их возможном росте до предновогоднего уровня. Наоборот, множатся признаки, указывающие на весьма вероятное удешевление углеводородного сырья на мировом рынке. И тогда наша рецессия, как, впрочем, и инфляция (в результате нового девальвационного толчка) получит очередное ускорение.

Во-вторых, даже если правительственные предположения окажутся более или менее точными, нам не придется радоваться этому хотя бы потому, что ни антикризисный план правительства, ни денежно-кредитная политика Центробанка не нацелены на изменение индустриального ландшафта страны и структуры экспортных доходов. А ведь без этого страна рано или поздно (скорее, рано) вновь окажется беззащитной перед очередным провалом нефтяных цен со всеми хорошо известными последствиями для госбюджета, курса рубля, величины инфляции и динамики реальных доходов населения.

Нельзя сказать, что власти совсем уж игнорируют подобную перспективу. Время от времени первые лица государства публично заявляют об исчерпанности прежней модели не только экономики, но и экономической политики. Говорится даже о необходимости новой парадигмы в управлении народным хозяйством. Однако дальше слов дело не идет.

Примитивизация экономики продолжалась и в тучные, и в тощие годы, несмотря на периодические ритуальные заклинания о ее вреде для позиционирования страны в суровом глобальном мире. Вот и сегодня нельзя избавиться от ощущения, что правительство не знает никаких других способов избавления от пресловутой нефтяной иглы, кроме совершенствования инвестиционного климата, снижения инфляции до 4% и выпуска в пожарном порядке федеральных целевых программ по принципу "всем сестрам по серьгам". Но ведь не может же оно не знать, что даже при идеальном инвестклимате и нулевой инфляции желаемые структурные преобразования в экономике нигде в мире не осуществлялись без мощной систематической государственной поддержки и такого же мощного стимулирования частно-предпринимательской активности.

У соседа лучше

Можно, конечно, заявлять, что мы еще находимся в заложниках советского понимания экономики и постсоветского бессилия. И с места сдвинуться не можем не только мы, но и все окружающие с таким же багажом.

Но ведь это не так. Посмотрим на одного из наших соседей - Казахстан, на страну, также сильно зависимую от капризов мирового рынка углеводородов. Здесь действительно готовы перейти от риторики по поводу так называемого сырьевого проклятья к планомерным действиям в направлении реальной, а не симулируемой модернизации национальной экономики.

Оценить всю ту работу, которую уже провели казахстанцы, чтобы интегрироваться в мировую экономику, можно по нескольким общепризнанным показателям. Основной: готовы ли инвесторы - свои и иностранные - вкладывать деньги в страну? В Казахстане за первое полугодие 2015 года капиталовложения в новые проекты выросли на 250% по сравнению с тем же периодом прошлого года (fDi Markets, Financial Times). Для сравнения: в России за тот же период прямые инвестиции снизились на 50%. Казахстан стал в СНГ признанным лидером привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Это напрямую сказывается на качестве жизни людей: за 2001-2013 годы уровень номинальных денежных доходов в среднем на душу населения в месяц в республике вырос в 5,3 раза.

Модель, благодаря которой международные финансы комфортно чувствуют себя в Казахстане, проста и основывается на активной роли государства в привлечении инвестиций. В частности, оно все делает для того, чтобы обеспечить инвесторам - своим и приезжим - максимально комфортные условия для работы. В стране достаточно низкое налогообложение, к примеру, налог на прибыль - 15%, НДС - 12%, НДФЛ - 10%, страховые платежи - 15%; в РФ всё это в 1,5-2 раза выше.

Государство не бросает все и всех в рынок, а гарантирует поддержку. Дальнейшая оптимизация налогового режима, упрощение и унификация разрешительных процедур, привлечение якорных инвесторов в строительство, сельское хозяйство, нефтепереработку, энергетику - все это государство берет на себя.

Дальше - больше

Судя по планам, озвученным Нурсултаном Назарбаевым в программном предвыборном документе "100 шагов", страна планирует не просто диверсифицировать экономику в существующих рамках, но и раздвинуть их, создав совершенно новые возможности для роста. Это риск, но он, скорее всего, оправдан. Так, в 2016 году должен начать работу Международный финансовый центр в Астане (МФЦА).

Предвижу замечание скептиков. Ведь такое же намерение совсем недавно с помпой декларировалось и у нас в России, когда было объявлено о предстоящем создании Международного финансового центра в Москве. И что из этого получилось? Очередная затея в духе слов без последствий. Казахстанский же проект имеет больше шансов на осуществление. Для меня очень важен тот факт, что под это начинание сразу была подведена соответствующая законодательная база. На днях парламент Казахстана принял законопроект, в соответствии с которым Международный финансовый центр в Астане создается по модели Дубая как финансовый хаб для Евразийского региона. Конечно, вряд ли он взлетит так же, как дубайский, который за десять лет стал ведущим азиатским центром притяжения финансов. Но свою нишу в регионе занять может, обеспечивая взаимодействие региональных фондовых рынков стран Центральной Азии, запада Китая, а также СНГ.

МФЦА готов предоставить самое главное, что сейчас жаждет бизнес, - защиту от произвола. Законодательство финцентра будет построено по английскому праву, откроется независимый коммерческий арбитраж, решения которого будут иметь приоритет по отношению к решениям суда Казахстана. Для резидентов финцентра предоставят офисы класса А бесплатно на два года, освобождение от всех налогов на 50 лет. В краткосрочном плане это, разумеется, риски для бюджета, но в долгосрочном Казахстан, становясь еще более надежным партнером международного бизнеса, превращается в площадку для реализации современных индустриальных проектов. В масштабах страны должен сработать мультипликативный эффект, появятся новые производства и дополнительные рабочие места. Особенно важно подчеркнуть, что новый финцентр, который должен стать финансовым хабом для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии, будет сопряжен с реализацией гигантского проекта реальной экономики под названием "Евразийский трансконтинентальный коридор", по которому будут перевозиться грузы из Азии в Европу.

В результате Казахстан сможет ежегодно приращивать к ВВП не менее 1% за счет ненефтяного производства, а предприятия республики рассчитывают привлечь более $100 млрд инвестиций до 2025 года. И все это - благодаря государственному управлению, которое в Казахстане, в отличие от северного соседа, не является предметом идеологической дискуссии. Там не спорят о соотношении государственного и частного в категориях добра и зла, а на деле заботятся о повышении качества первого и поощрении второго. Четко сознают, что успех экономической политики предполагает динамическое равновесие государственной активности и сил саморегулирования.

Источник: РБК

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся