Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виталий Журкин

Почетный директор Института Европы РАН, академик РАН, член РСМД

Летом нынешнего года лидеры Германии и Франции выдвинули новую и неожиданную идею в сфере европейской безопасности. Она мелькала несколько дней в европейских массмедиа, привлекла большое внимание, а потом столь же неожиданно исчезла, растворилась в политическом пространстве Европы.

Летом нынешнего года лидеры Германии и Франции выдвинули новую и неожиданную идею в сфере европейской безопасности. Она мелькала несколько дней в европейских массмедиа, привлекла большое внимание, а потом столь же неожиданно исчезла, растворилась в политическом пространстве Европы.

Речь идёт о предложении создать Совет Безопасности ЕС. Оно обсуждалось, в частности, на встрече Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона 19 июня этого года. И продиктовано оно, похоже, было стремлением консолидировать политику Европейского Союза в области безопасности и обороны в условиях развивающихся разногласий между Европейским союзом и Соединёнными Штатами.

Возможно, эта идея быстро поникла потому, что в Европе решили не заходить так далеко. А может быть это просто пробный шар. В прошлом перед тем, как сформировать Общую внешнюю политику и политику безопасности (это произошло в самом конце ХХ в.), такой чёткой единой политики у ЕС не было). Европейские руководители неоднократно предлагали продвигаться в этом направлении. Затем делали паузы. А потом снова возвращались к этой политико-военной теме.

Нельзя исключать, что и сейчас мы имеем дело с чем-то похожим. Тем более и потому, что разговор о консолидации усилий ЕС в сфере безопасности и обороны – пусть и не очень интенсивно – но всё же время от времени возникает.

О ней высказывался недавно министр иностранных дел Германии Хайко Маас, другие деятели, пресса. Хотя и масштабного развития она пока не получила.

Поэтому соседям и партнёрам Евросоюза стоит всё же следить за возможным развитием идеи создания Совета Безопасности ЕС. Что бы там ни было, слово это прозвучало.

Такой Совет вполне может стать важным и многогранным органом Европейского союза. Причём сразу в нескольких измерениях.

Прежде всего, он может стать центром формулирования единого подхода к тем или иным внутренним процессам в Европейском Союзе. Например, к проблемам миграции и мигрантов. Естественно, что это внутреннее дело Евросоюза и других оно не касается.

Создание Совета Безопасности ЕС могло бы повлиять, причём по-разному, на обстановку в лагере атлантических союзников. Оно может способствовать укреплению НАТО, повышая активность европейских членов альянса в его деятельности. А может вносить туда элементы разброда. Не раз в прошлом в США критиковали Европейский Союз за развитие общей политики безопасности и обороны, усматривая в ней попытки дублирования НАТО. Но это всё, конечно, внутриатлантические проблемы.

Вместе с тем есть одна сфера, в которой Совет Безопасности ЕС мог бы сыграть очень важную конструктивную роль. Ведь недаром же его назвали по аналогии с исключительно значимым органом Организации Объединённых Наций.

Эта роль могла бы охватывать область общеевропейской безопасности, работать на предотвращение или ослабление угрозы военного конфликта, когда такая угроза реально бы возникала.

И здесь могло бы открыться окно возможностей сотрудничества с соседями Евросоюза и НАТО, продвижения по пути смягчения международной напряжённости.

А если бы события развивались так, то всем следовало бы внимательно следить за возожной эволюцией идеи создания Совета Безопасности Европейского союза. Всем. И нам далеко не в последнюю очередь.

Источник: Научно-аналитически вестник Института Европы РАН.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся