Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анатолий Торкунов

Ректор МГИМО МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

Исторические дискуссии нередко являются спорами не столько о нашем прошлом, сколько о нашем настоящем, проецируя через историю возможные варианты будущего.

Сто лет назад революционным путем была разрушена историческая преемственность в развитии российской цивилизации. Во всяком случае, так казалось тогда творцам революционного порядка. Насильственно был изменен социополитический порядок, изменена система государственного устройства. Революционная власть сформировала новую политическую и государственную легитимность. Начала складываться своеобразная форма цивилизации — советская, которую ряд историков и политологов считают модификацией цивилизации российской. Она просуществовала семь десятков лет...

Много десятилетий в науке и общественном сознании существовало разделение событий 1917–1921 годов на Февральскую (буржуазно-демократическую) и Октябрьскую (социалистическую) революцию и Гражданскую войну. Сейчас сложилось понимание, что это были этапы единого революционного процесса, в силу разных причин достигшего крайней радикализации. Революционный процесс уходил своими корнями в цивилизационную специфику России с ее общинной основой, с ее стремлением сравняться с Европой, войти в нее на равных и в то же время с постоянной опаской чрезмерной вестернизации.

В Советском Союзе годовщины Октябрьской революции отмечались как государственный праздник, которому сопутствовало хорошо организованное ликование народа. В последний раз так торжественно-радостно был отмечен 70-летний юбилей революции. Однако затем наступил период разоблачений и осуждений Октября, которые приобрели особенно яростный характер в 1990-е годы. Это было связано с нараставшим в обществе стремлением отмежеваться от советской эпохи.

В те годы в России снова произошел резкий разрыв исторической преемственности. Страна во второй раз за истекшее столетие вступила на путь радикальных преобразований. Рождалась новая демократическая Россия. И этой России нужна была новая историческая идентификация и государственная легитимация. В итоге в ХХ веке историческая память народа дважды претерпевала существенную трансформацию. Общество вынуждено было неоднократно переосмысливать собственный исторический опыт. В результате в исторической памяти сложилась предельно широкая шкала оценок революции.

С начала 2000-х отрицательное отношение к своему прошлому стало понемногу оттесняться на периферию исторической памяти. Появилась ностальгия по советским временам. При этом значительная часть нашего общества как будто вспомнила, что у России более чем тысячелетняя великая история, что в ней были вершины и провалы и что бессмысленно разоблачать прошлое, а гораздо важнее в нем разобраться, чтобы лучше его понять. В этот период стала обнаруживать себя необходимость общественного диалога. В обществе нарастало желание связать воедино неоднократно разорванную нить российской истории.

Несмотря на это, в общественном сознании по-прежнему функционирует множество мифов о революции, Гражданской войне, о советском прошлом. Известно, что мифы, в том числе политические, являются естественными элементами исторической памяти. Но тревожит, что очень часто акцент делается на разделяющих наше общество мифах. До сих пор остаются непримиримыми «сторонники» красных, белых и других сил, действовавших на этапе революции и Гражданской войны. Между тем важно помнить, что в событиях 1917–1921 годов участвовали разные революционные и контрреволюционные движения, а часть существовавших тогда движений и вовсе невозможно охарактеризовать в категориях «революционности». И каждое из этих политических направлений имело своих героев и антигероев.

Задача историков — помочь обществу объективно разобраться в том, «кто есть кто» в революции и Гражданской войне. Сделать это будет непросто. Дело в том, что современное российское общество вообще очень нелегко примиряется со своей историей. Оно либо предпочитает видеть в ней череду побед и свершений, либо самоуничижительно акцентирует внимание исключительно на ее темных сторонах, нередко и вовсе представляя свою страну как бы выпавшей из «прогрессивно направленного» исторического времени.

Здравый смысл подсказывает, что надо не бояться своего прошлого и не следует пугать им. Пришло время вступить в диалог со своей историей и начать извлекать из нее уроки. Важно иметь мужество знать о своем прошлом правду и делать из этого знания выводы, которые бы способствовали движению нашего общества по пути стабильного развития. 

Источник: МГИМО

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся